Джованни Баттиста Тьеполо. Флора

Алина Алексеева-Маркезин
Джованни Баттиста Тьеполо. Флора. Ок. 1750–1760.

            Джованни Баттиста Тьеполо (Венеция, 1696 — Мадрид, 1770) считается одним из самых великих итальянских художников XVIII века. Тьеполо являлся продолжателем традиций таких великих мастеров, как Беллини, Тициан, Тинторетто и Веронезе.
      
       Тьеполо - в одинаковой мере и наследник искусства Веронезе, и образцовый представитель колоссальной "академической" науки. В истории барокко Тьеполо такой же предел, как Рафаэль или Тициан в ренессансе. Он соединил в себе все преимущества искусства своего времени, все его знания и при этом в своем творчестве ни на минуту не переставал быть радостным и свободным, точно и не ведал усилий и мучительной школьной связанности. Это был поистине "олимпиец", хотя мы и представляем себе мастера не иначе, как в атласном шлафоре и с париком на голове". Бенуа

 Картина Тьеполо Флора  является одной из самых значительных находок последних лет, она была обнаружена на чердаке французского шато. Там ее спрятала бабушка настоящего владельца из-за того, что на полотне изображена роскошная полуобнаженная женщина. Полотно, написанное, скорее всего, по заказу императрицы России Елизаветы Петровны (1709–1762), ранее никогда не выставлялось.
      
     На картине «Флора» изображена полуобнаженная молодая женщина, держащая в одной руке букет цветов. Прическа девушки украшена цветами, лицо слегка повернуто в сторону, а глаза смотрят на зрителя с пристальной заинтересованностью. Считается, что вместе с тремя другими работами из серии эти полотна служили аллегориями времен года.

       Ранняя история картины остается туманной. Доподлинно неизвестно, была ли серия работ получена Елизаветой, умершей в 1762 году. В то же самое время Тьеполо переехал в Мадрид, где по заказу испанского короля Карла III приступил к работе над фресками в тронном зале королевского дворца. Известно лишь то, что картина находилась во французском шато начиная с XVIII века и была лишь недавно обнаружена владельцами на чердаке, куда ее поместили прежние владельцы, сочтя слишком откровенной.

       Ричард Найт, руководитель международного отдела «Старых Мастеров» Christie’s и Пол Райсон, руководитель лондонского отдела «Старых Мастеров» Christie’s: «Работа Тьеполо — это одна из самых значительных находок за последнее время. Полотно было в собственности одного владельца на протяжении более 200 лет, в результате чего оно превосходно сохранилось, и сегодня мы можем увидеть его почти таким же, каким оно было после того, как художник сделал последний мазок. Исходя из нашего опыта, мы можем утверждать, что частных коллекционеров всегда привлекали работы, обладающие сходными характеристиками, то есть редкие произведения, находящиеся в превосходном состоянии.

 Ожидалось, что полотно уйдет с молотка приблизительно за 700–900 тысяч фунтов на торгах Christie’s 2 декабря 2008 г.,но было продано за 2 миллиона фунтов стерлингов.