До сих пор не понимаю, с какой целью в пятидесятых годах прошлого века в сельских школах организовывали школьные фермы. То ли так решалась задача увеличения производства мяса и меха в стране, то ли так приобщали детей к труду. Ни та, ни другая цель смысла не имела: кроликов ,а в нашей школе была кроликовая ферма, было два десятка, какое с них мясо. Деревенские ребятишки и без того немало работали: летом на полях и дома на огородах, осенью на уборке месяцами картошку и лен убирали. Ухаживать за домашними животными умели все, ведь в каждом доме были коровы, овцы, свиньи и те же кролики. Учить их труду на школьных фермах было бессмысленно. Директор ученикам толком ничего не объяснил, сказал, что приказано сверху. Он, по моему, и сам не понимал практической пользы от этой затеи, но не выполнить распоряжение он не мог. Так в сарае нашей школы появились кролики.
Первые дни мы с восторгом рассматривали длинноухих, делили их для ухода. любовно чистили клетки, норовили подкормить любимцев вне очереди. Потом восторг ушел. Кролики росли и ели все больше и больше. Прокормить их становилось все труднее. После уроков мы убирали клетки и домой приходили поздно, голодные и злые. "Какой дурак придумал эти фермы?"- не раз рассуждали мы между собой
Завхоз рассказал нам по секрету, что у нас умный директор, сразу заявил, что у нас будут кролики, а вообще-то нам планировали или свиноферму, или овчарню. Директор сумел отбиться, отказ мотивировал тем, что нет помещения для этих животных. Мы тогда не поняли, почему нет помещения, сарай у школы был большой. У нас дома в таком дворе стояли и корова, и овцы, и поросенок жил, и те же кролики, да еще и куры место находили. Потом мы поняли, что дело было не в площади сарая, а в кормлении. Фермы организовали, а зерна и сена на прокорм школам не дали. Ученики несли из домов картошку, овощи , даже зерно или муку, которых у большинства для еды людям не хватало. Даже сено мешками сносили.
Нам было проще, чем другим, прокормить свою ферму, хоть и неприятностей было дома у всех много. Моя мама каждый раз, когда мы с сестрами и братом складывали морковку, свеклу и капусту для кроликов, ругалась нещадно. Да, я думаю, любая мать так делала. Ведь уже к середине зимы у нас закончились овощи. Осталось их немного, но мама сказала, что не даст больше ничего для фермы. Кто их организовывал, тот пусть и корма дает. Кролики получали кормов все меньше. Их было очень жаль. Я даже тайком таскала морковку и свеклу своим подопечным. Другие делали то же, но животные не наедались. Они мерзли в холодном сарае, и мех не спасал. Было ясно, что они не перезимуют.
Так и получилось. Придя в сарай как-то утром, мы увидели, что два зверька лежат мертвыми. Завхоз убрал кроликов, а в конце уроков директор собрал нас на линейку и объявил, что кроликов отвезли в район на большую ферму. Больше у нас фермы не будет. Мы были рады. На другой день подруга, что жила в интернате, сказала, что им сварили мясной суп и даже дали немного мяса. Такой суп они ели почти месяц. Папа сказал дома, что это суп из кроликов. Завхоз зарезал их всех, мясо отдал в интернат. Он написал акт, что животные погибли из-за какой-то болезни. Папа сам подписывал акт, как представитель родителей. Шкурки сдали в район.
Когда у нас проводились районные соревнования по лыжам, мы разговаривали с учениками из других школ. Фермы были везде. Ребята и девочки рассказывали, как с голоду умирали и поросята, и ягнята и даже два теленка в других школах. Они сказали, что мы своих еще долго кормили. У них давно нет никаких ферм. Кормить крупных животных своими кормами ученики долго не смогли.
Папа сказал, что директор у нас молодец, хоть мясо прибрать успел, а в соседних школах животные просто погибли без всякой пользы.
Больше ферм у нас не было. Эксперимент в районе провалился. Директор получил выговор, завхоз тоже, как не обеспечивший животных лекарствами против болезни, мы, школьники, ничего не получили. Радости моей мамы не было предела: прекратились наши ношения овощей на бесполезное дело.