Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 26

Сергей Владимирович Евдокимов
Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»

Глава 26

Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:

«Штыки, холодное оружие, атаки, удар – вот мои рекогносцировки».

Когда я это услышал, то подумал,
а что здесь такого,
подумаешь, разведка боем?
Сейчас это делает в ринге каждый боксёр!

- Да, Командир, ты как всегда неправ!
- А ты опять подслушиваешь мои мысли?
- Не подслушиваю, а вижу их насквозь...
- И в чём же я неправ?
- А в том, что Суворов говорит о стремительности, о быстроте, о том, что от Бога: "Пришёл! Увидел! Победил!"
Такой стремительностью обладал за всю историю бокса только Попенченко!
Он выходил на ринг и в первом же раунде – нокаут! Иногда и минуты не проходило...
- Знаешь что, Оригинал, научись сначала правильно говорить, а потом уже учи кого-нибудь!
- Ты о чём, Командир?
- На ринг не выходят, а входят в ринг!
- О, бедный ваш Русский язык!
- Это чем же? Да и что ты о Русском языке знаешь, сам только недавно соскочил со своего Бело-Лошадиного!
- Ну и что, Командир, зато в мой язык не лезет убогий Английский язык...
- А что, Английский язык лезет в Русский?
- Ещё как лезет! Не удаётся Великий и Могучий Русский язык Западу и США разрушить напрямую, так пытаются по буковке: то букву Ё убрать, то букву Й, а то и букву Ы, мол, им, западникам, трудно букву Ы выговаривать!
- Но не убрали же!
- Напрямую да, а косвенно уже на английском заговорили даже те русские, которые и в школе-то английский не проходили!
- Ты чего несёшь, Оригинал?
- А присмотрись, хотя бы к сериалам на ТВ, как там говорят артисты? А ведь они, говорят по сценарию, написанному русским сценаристами!
- И что? Говорят по-английски?
- Вот именно, например, говорят: Ключи дай, дверь закрой, машину заведи, руки убери...
- И что с того?
- А то, Командир, что это всё нерусская речь, а английская!
- Ты что, Оригинал, с дубу рухнул?
- Нет, Командир, ты совсем не въезжаешь, вот вас, русских людей, и обводят как лопухов!
- Поосторожней! А то не посмотрю, что ты – Конь!
- Да ты вслушайся, Командир, по-русски будет звучать так: Дай ключи, закрой дверь, заведи машину, убери руки...
- А разве это не одно и то же?
- Нет, Командир! Вот вас и облапошивает Запад и разрушает вам Русский язык, да настолько из-под тишкА, что вы и сами не замечаете!
- Так в чём же здесь фишка?
- А в том, Командир, что русский человек, если он говорит по-русски, в большинстве случаях, на первое место ставит глагол, а на второе существительное!
То есть, по-русски, если не требуется специальной окраски, говорят: «Дай ключи», а по-английски: «Ключи дай»!
Так и с рингом, в Советское время, боксёр выходил на ринг, а уже ближе к Перестройке, под влиянием Запада, боксёр стал входить в ринг!
- Заморочил ты мне голову! Ты мне, что вообще-то хотел сказать о словах Суворова?
- А то и хотел сказать, что образно слова Суворова: «Штыки, холодное оружие, атаки, удар – вот мои рекогносцировки» сказаны о быстроте и натиске! Это можно представить так.
Если Собака, встретив враждебного Человека, начнёт свою рекогносцировку лаем, рычанием, прыганием вокруг, исследуя, куда лучше вцепиться зубами, то Волк, встретив враждебного Человека, проведёт свою рекогносцировку без единого звука клыками, вцепившись ими в глотку...
- Фу! Зверство какое-то!
- А ты что хотел, Командир? Это же война! Или ты, со своей Западной Толерантностью совсем нюх потерял?
- Довольно! Были же и на Западе Великие полководцы!
- Это кто же?
- Наполеон!
- Да, Командир! Для вас, людей, имеет смысл только мода, этикетки, внешний лоск...
- А что ты против Великой армии Наполеона имеешь?
- Да это - армия мародёров, грабившая у нас в России даже церковную утварь!
- А разве Русская армия, когда вошла в Париж, не грабила его?
- Нет, Командир! Русский человек в отличие от Западного – не мародёр!
Русские в Париже даже платили за еду, а не отбирали её от французов, они вбегали в ресторан и кричали: «Быстро», поскольку вечно торопились.
Парижанам так понравились русские, что многие рестораны, после ухода Русской армии из Парижа, в память о них сменили вывеску и стали называться «Бистро»!
А Французская армия не только занималась мародёрством, но и уходя из Москвы пыталась по Приказу твоего хвалёного Наполеона даже взорвать Кремль!
- Но не взорвали же!
- Это только благодаря русским патриотам, сорвавшим этот акт западного вандализма...
- Ну, всё равно, Наполеоновская армия была необычайно сильной!
- Это потому, Командир, что наши русские начальники «Науку побеждать» Суворова сразу же забыли, как только Александра Васильевича похоронили в 1800-м году, забыли нАпрочь, не вспомнили её даже в Отечественной войне 1812 года! На долгие годы забыли, да и сейчас-то не особенно вспоминают...
- Опять заговариваешься!
- Нисколько, Командир! Наполеон при жизни Александра Васильевича так его боялся, что когда Французской армии предстояло с ним встречаться, Наполеон тут же находил себе неотложные дела, а на встречу к Суворову отправлял своих полководцев, которых Суворов бил нещадно!
- Это когда же?
- А в 1799-м году!
- И где?
- И на реке Тидоне, и на реке Треббии, и на реке Нуре, и при Нови...
И каждый раз, Французская армия, находящаяся в большинстве по численности,  была настолько разгромлена, настолько побита Суворовым, что Наполеон, боявшийся огласки, чтобы не попортить себе карьеру, об этих поражений его Французской армии запрещал своим генералам даже вспоминать, тем более где-либо упоминать письменно!
Ведь даже шёпот об этих поражениях его Французской армии мог повредить его личной «незапятнанной» карьере!
- Но всё-таки, о Наполеоне говорят во всём мире! Одна только его фраза чего стоит: «Главное ввязаться в серьёзное сражение, а там – видно будет»!
- И тебе не стыдно, Командир?
- Но это же слова Наполеона!
- Да, Наполеон, как и все наши враги, тщательно изучали все труды Александра Васильевича, все его слова...
А здесь, Наполеон, перефразировав слова Суворова «Штыки, холодное оружие, атаки, удар – вот мои рекогносцировки»; просто украл у него мысль, оформив её своими наглыми словами: «Главное ввязаться в серьёзное сражение, а там – видно будет»!
- Всё, Оригинал, довольно! Заговорил меня так, что я уже ничего не понимаю!
Займёмся делом!
- Слушаю, Командир!
- Значит так, со своего белого поля «е6» через чёрное поле «d4» проскачешь до белого поля «f3», где и будешь меня ждать, а сейчас срочно собирайся и – вперёд!
- Слушаюсь, Командир!

Конь развернулся на всех копытах и,
доскакав до белого поля «е6»,
проверил каждый гвоздь
на каждой подкове своих копыт,
постучал по сбруе и, закусив удила,
отправился в поход, распевая свою песню:

«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.

Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.

ЦецЕ трещит, бравируя осОкой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высОко.
Этолог светит фишкою простой.

Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.

Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.

Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.

АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»

Когда я подходил к белому полю «f3»,
Белый Конь меня уже с нетерпением ждал,
полный воспоминаниями о проделанном переходе
через чёрное поле «d4»:

- Командир, могу я начинать доклад?
- Давай, только очень коротко, а то ты меня уже утомил своими размышлениями о Русском языке...
- Чёрное поле «d4» - центральное! И этим всё сказано...
- И что ты замолчал?
- Так ты же мне только что приказал: «Очень коротко»!
- Ну, хорошо, чуть подлиннее...
- Есть, Командир!
На этом чёрном поле «d4» великолепно себя чувствует Белая Пешка после первого хода Белых, поскольку она сразу же с первого хода защищена Белым Ферзём стоящим на белом поле «d1», поэтому у Белых, с первого же хода, развязаны руки для своих стратегических замыслов.
Однако партия, начатая таким образом, носит затяжной характер, а Суворов такие не любил, предпочитая открытые начала с бурной атакой с первых же ходов...
- Достаточно! Опять тебя понесло в сторону дебютов!
- Виноват, Командир! Но я ещё ничего не сказал о преимуществе чёрного поля «d4»...
- В другой раз скажешь!
- Слушаюсь, Командир!
Белое поле «f3» - моё любимое поле в начале игры! Стоял бы на нём и стоял! С этого белого поля видны одновременно восемь чёрных полей!
Конечно, они могут быть использованы при необходимости, а основное моё внимание, когда я стою на этом белом поле «f3», сосредоточено на чёрных полях «d4» и «е5», но также и на чёрном поле «g5»!
Эх, сколько я, когда стоял на этом белом поле «f3», загубил глупых Чёрных белопольных Слонов, пытавшихся меня связать с белого поля «g4»!
И всё благодаря чёрному полю «g5», когда я выскакивал на него с Шахом Чёрному Королю после принятия им жертвы Белого белопольного Слона на белом поле «f7»!
Вот тогда-то, Белый Ферзь, стоящий за моей спиной на белом поле «d1», молниеносно испепелял этого Чёрного белопольного Слона!
Прямо – гроза в мае!
На белом поле «f3» редко можно встретить Белого белопольного Слона или Белого Ферзя, тем более Белую Пешку, поскольку это – моё поле! Настолько моё, что если Белые первым ходом ставят меня, Белого Коня, на это белое поле «f3», то начинается дебют Рети...
- Опять ты за своё? Я же говорил, говорим только о полях, а не о дебютах!
- Виноват, Командир! Так вот...
- Всё! На сегодня хватит! Отдыхай!
- А песня?
- Извини, всё время забываю! Вообще-то, с твоими способностями ты и сам мне можешь сказать, что означает строка - «Дымилась чушью филья трескотня»...
- Эта строка, Командир, должно быть, обозначает Шахматные поля, а вот какие, не могу знать!
- За эти слова тебя бы сейчас Суворов поколотил! Он терпеть не мог - «немогузнаек»!
- И всё же, Командир, не отвлекайся, какие поля обозначают слова «Дымилась чушью филья трескотня»?
- Воистину, горбатого могила исправит!
- Командир, ты ошибся, я – не верблюд, у меня нет горбов...
- У тебя не только горбов нет, но и мозгов!
Слушай и запоминай, фраза - «Дымилась чушью филья трескотня» обозначает Шахматные поля: чёрное поле «d4» и белое поле «f3»! Дошло?

Белый Конь был ошеломлён моими словами
настолько, что застыл, словно памятник.
Пока Конь переваривал полученную информацию,
мне припомнился
ещё никем не снятый фильм,
где лирический герой фильма
вспоминает свой сон о послевоенном Ленинграде,
где он с дворовыми мальчишками
постигал "Науку Побеждать":

«Лиговка роднАя, финка и кастет,
И снаряд в подвале от военных лет!
Мы, пятидесятых деточки в соплЯх - 
В стареньких ушитых бАтькиных штанах...

Инвалид безногий, на доске, с нас в рост,
Нас учил в атаку подниматься в рост!
ДистрофИчка Паша, пьяная вдова,
Угощала кашей, ртути даст всегда!

Слушать мы ходили фильмы о войне,
У кино забор был, слышимость - вдвойне!
Мы мечтали очень лётчиками стать,
Чтоб в Гренаде ночью фрицам жару дать!

Сон послевоенный - снится этот мне,
Необыкновенный, в память о войне...»

А за этими кадрами не снятого фильма,
я вспоминал ещё не озвученный
голос лирического героя фильма:

«В начале 50-х в Ленинграде часто встречались инвалиды без ног, разъезжающие на деревянной доске с четырьмя шарикоподшипниками.
Заезжал и к нам во двор такой безногий инвалид; с орденом «Великой Отечественной войны» на стареньком грязном и изъеденным молью пиджаке, и обучал нас, пятилетних мальчишек, военному делу...

Заходила к нам во двор и вечно пьяная вдова солдата «Великой Отечественной войны».
Она заходила не с пустыми руками, а обязательно с гостинцем для всех нас: чаще всего она приносила газету, раскладывала её прямо на каменном крыльце и к нашей великой радости, выливала на неё из кулёчка купленную на рынке ртуть, тогда её покупали многие взрослые для своих детей вместо игрушек.
Мы с радостью набрасывались на волшебные, как нам казалось, ртутные шарики и катали их пальцами по газете...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
ТОГДА НЕ ЗНАЛИ, ЧТО РТУТЬ ОПАСНА!
ОПАСНА НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ,
НО И ДЛЯ ЖИЗНИ!
ПОВТОРЯТЬ ТАКИЕ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ» –
НЕДОПУСТИМО!

Жили бедно, но весело! Развлечений было много!
Одним из любимых наших развлечений было – слушать кино!
Мы бегали через дорогу к соседнему кинотеатру и пристраивались к забору с тыльной стороны здания, где шёл фильм.
Если фильм был без ограничения по возрасту «До шестнадцати лет», то постовой милиционер, стоявший на углу, делал вид, что нас не видит, и мы, приставив ухо к доскам забора, с огромным восторгом слушали фильм, особенно если он был про войну!

Лиговский проспект или «Лиговка», как мы его называли, был самым бандитским районом послевоенного Ленинграда.
С нами в школах учились и сыновья настоящих бандитов, отбывающих срок на «сто первом километре»; «перья» и «заточки» изготовленные из напильников, капсюльные пистолеты, «поджИги», а то и финки с красочными наборными рукоятками бывали и в руках у школьников...
Помню, как учительница в школе, даже во второй половине 50-х, кричала на нас на весь класс на уроке, к чему может привести недисциплинированность, мол, в соседней школе, прямо – на уроке порезали ученика, прямо с парты – на операционный стол...

Но мы тогда, молодые Ленинградцы, ненавидели спекулянтов, барыг и стиляг!
Мечтали, по песне Светлова, отправится в Гренаду, «чтоб землю крестьянам отдать», чтобы воевать за правое дело!

Мы тогда жили и радовались жизни!
Пусть многие из нас и ютились в восьмиметровой комнате всей семьёй в коммунальной квартире с несколькими семьями и одним туалетом, но праздник 7 ноября – Великой Октябрьской Социалистической революции - праздновали всей квартирой, а на улицах звучала из репродукторов музыка и у людей были реально счастливые лица!

А если сейчас, в 21-м веке посмотреть художественные фильмы о том Ленинградском времени, то можно подумать, что мы ненавидели Советскую власть, что мы имели свою собственную отдельную детскую комнату, мечтали о моде и все были стилягами...
Возможно, так было в элитных семьях, о себе они и снимают фильмы...»

Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!

Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 26-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Штыки, холодное оружие, атаки, удар – вот мои рекогносцировки»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040906101