24. Под Бахмачем и Конотопом

Валерий Горелик
Остановить преследующего противника можно только нанеся ему сильный встречный удар. Но для этого нужно остановиться самому. В феврале 1918 года красные войска остановиться не смогли. Едва возникшие рубежи обороны, занятые немногочисленными красногвардейскими отрядами, рушились под ударами австро-германских войск. Заняв 1 марта 1918 года Киев, германские части стремительно продвигались по левобережной Украине.

5 марта (видимо, 18-го по новому стилю) 1918 года народный секретарь Советской Украины Н.А.Скрыпник докладывал:

"Положение значительно ухудшилось. Наши отряды, ввиду занятия врагом с одной стороны Черкасс, а с другой - Бахмача, принуждены отступить на Ромодан. Неприятель дошел до Золотоноши. Жмеринка взята австро-германцами. Правый фланг Муравьева в Знаменке он имеет перед собой передовые отряды гайдамаков и находится в связи с левым флангом передовых кременчугских отрядов.

Боеспособность войск такова: Красная социалистическая армия держится стойко, но она невелика; Красная гвардия держится хорошо - набранная из крупных предприятий, а взятая из мелких - слаба и требует дисциплинирования.

Чехословаки сражаются с немцами хорошо, но держатся двусмысленно по отношению к гайдамакам, пропуская их мимо себя; фронтовые части в общей массе не боеспособны; напрягаем все силы для сопротивления, ожидая подхода подкреплений из Харькова, Екатеринослава и антоновских отрядов."

7 марта Главнокомандующий войсками Украинской народной (советской) республики В.А.Антонов-Овсеенко издал приказ о назначении Киквидзе командующим Полтавским участком фронта, В.М.Примакова - командующим Бахмачским участком фронта и Коляденко - Знаменским участком фронта. Фактически условные "участки фронта" представляли из себя небольшие сводные отряды, обеспечивавшие оборону отдельных железнодорожных узлов.

Для усиления этих соединений из Донской области срочно перебрасывались отряды Р.Ф.Сиверса и Саблина, насчитывавшие чуть больше 3 тысяч человек. До прибытия этих подкреплений в распоряжении советского командования был только сводный отряд Шарова, переброшенный из Таганрога в Курск.

Впрочем, желание австро-германского командования побыстрее занять важнейшие узловые станции, привело к постоянным стычкам с отступавшими на восток частями чехословацкого корпуса. 27-й германский корпус следовал по пятам за отходящим противником. 12 марта немцы заняли Чернигов.

К середине марта они подошли к Бахмачу. На пути немцев здесь стояли отряды под командованием В.М.Примакова, а также 4-й и 6-й Ганацкий полки чехословацкого корпуса. К этой группировке присоединились сербские отряды Данила Сердича, Максима Чанака, Олеко Дундича, Николы Радаковича, Эмилия Чопиа и Николы Груловича. По-видимому, общая численность этих частей не превышала 3 тысяч человек.

Задачи перед отдельными отрядами стояли разные. Чехословацкие полки оказывали сопротивление только германским войскам, чтобы выиграть время для отхода своего корпуса. Переломить ход войны они не могли.

10 марта В.А.Антонов-Овсеенко отдал приказ, согласно которому в связи с выводом чехословацких частей с территории Украины, им разрешалось оставить в каждом полку одну 12-пулеметную команду, одну команду Кольта и два заряженных орудия. На этом их эпизодическое участие в боях с Германией прекращалось. Впрочем, даже такая помощь была нелишней для советского командования, надеявшегося выиграть время для переброски к Бахмачу войск, воевавших на Дону против Каледина и Корнилова.

13 марта отряды Сиверса прибыли на станцию Ворожба. В тот же день немцы подошли к Бахмачу. Однако задержать их надолго не удалось. 14 марта чехословацкие эшелоны покинули узловую станцию.

15 марта после первого столкновения с 27-м германским корпусом советские войска оставили Бахмач и отступили к Ромнам. В отряде Шарова, отошедшем к Путивлю, осталось 45 бойцов и два шестидюймовых орудия без лошадей.

Севернее под Конотопом сосредотачивались отряды Р.Ф.Сиверса, на помощь к которым двигался на двух бронепоездах 1-й Луганский социалистический отряд во главе с К.Е.Ворошиловым, насчитывавший 640 бойцов. Севернее в районе Новозыбкова расположились остатки отрядов Р.И.Берзина и А.О.Ремнева, имевшие до 1500 штыков.

Ослабленные деморализованные советские отряды нуждались в пополнении. За решение этой задачи взялся открывшийся 17 марта 1918 года в Екатеринославе 2-й Всеукраинский съезд Советов. Делегаты этого форума приняли резолюцию "Об организации военной силы". На основании этого постановления были образованы пять армий Советской Украины, хотя фактически их формирование началось раньше.

1-я армия во главе с Асеевым и 3-я армия во главе с П.С.Лазаревым действовали на одесском направлении. 2-я армия спешно формировалась из черниговских отрядов. 4-я армия под командованием В.И.Киквидзе, а затем Ю.В.Саблина действовала в районе Гребенка - Лубны - Ромодан.

5-я армия должна была прикрывать Конотоп. Официально о создании этого соединения объявили 16 марта. В приказе Р.Ф.Сиверса говорилось:

"Советские республики Юга России вынуждены поднять меч для защиты своей свободы и независимости от посягательств германских и своих собственных буржуазных штыков, пытающихся сбросить рабоче-крестьянские правительства этих республик, навязать им буржуазную власть и вывезти продовольствие в Германию...

Все революционные солдаты, рабочие и крестьяне без различия национальностей... обязаны встать на защиту попираемой свободы наших братьев и вступить в ряды армий Советских республик Юга".

В состав 5-й армии вошли сводные колонны 2-й армии под командованием А.О.Ремнева, отряд Шарова, Макеевский отряд, Глуховский отряд, отряд Крачковского, отряд Потапова, 1-й Орловский революционный отряд, отряд Вишневского и другие части.

Общая численность отрядов Р.Ф.Сиверса составляла около 3,5 тысяч бойцов. 18 марта к Ворожбе подошел 1-й Луганский социалистический отряд. Чуть позже к нему присоединился 2-й Луганский рабочий отряд под командованием А.Я.Пархоменко и три отряда шахтеров, организованных большевиками Берестово-Богодуховского подрайона. Пополнения прибыли как раз в тот момент, когда к Конотопу подошли германские войска.

Фронт 5-й армии был разделен на четыре боевых участка: Путивльский, Ворожбинский, Терновский и Сумский. Удержать Конотопский железнодорожный узел красным отрядам не удалось. Основные бои разгорелись возле небольшой станции Дубовязовка к востоку от Конотопа. 27 марта здесь состоялся бой между советскими и германскими бронепоездами.

Позже в память об этом сражении даже сочинили песню:
"Не забудет Дубовязка,
Как по рощам, по низкам
Удирали немцы в касках
От луганских партизан."

Луганскому отряду удалось отбить первый натиск германских частей, но затем после повреждения паровоза, красным пришлось оставить бронепоезд, перегрузив в обычные вагоны пулемёты и шестидюймовые орудия. В это время немцы заняли Гадяч, обходя 5-ю армию с юга. При таких условиях советское командование вынуждено было оставить и Дубовязовку, и Ворожбу. 1 апреля немцы заняли Сумы и Ахтырку.

5-я армия спешно отступала от Путивля на Волчанск и Новый Оскол, преследуемая пехотной и кавалерийской дивизиями противника. В конце марта Р.Ф.Сиверс в секретном письме командарму А.О.Ремневу сообщал:

"...Положение на фронте неважное, чересчур большой фронт, и чересчур ничтожные силы прикрывают его. Немцы помаленьку продвигаются каждый день, а ко мне силы почти не прибывают, и держать фронт становится все труднее и труднее".

При всех сложностях Фронтовой и Ярославский отряды выбили германские войска из Готни (поселок Пролетарский Белгородской области). Однако на других участках советские войска отходили, теряя бойцов и командиров. 8 апреля в районе Люботина погиб бывший комиссар Юго-Западного фронта Г.И.Чудновский.

В этот же день немцы вошли в Харьков. Бои на Левобережной Украине, продолжавшиеся около полутора месяцев, закончились общим поражением советских войск. Другого исхода при имевшемся соотношении сил быть не могло.


1. Е.Н.Городецкий, И.И.Минц. Документы о разгроме германских оккупантов на Украине в 1918 году. Москва. ОГИЗ. 1942.

2. О.В.Горбачев, Ю.Б.Колосов, В.В.Крашенинников, В.Н.Лупоядов, А.Ф.Тришин. История Брянского края. XX век. 2003.

3. Доклад начальнику операционного отделения германского Восточного фронта о положении дел на Украине в марте 1918 года. Архив русской революции. Т. I. М. 1991. С. 288-294.

4. О.Ю.Карпенко. Імперіалістична інтервенція на Україні. 1918-1920. Львів. 1961.

5. П.Г.Александров. Битва у станции Бахмач: к вопросу об участии частей отдельного Чехословацкого корпуса в борьбе с германскими интервентами в феврале-марте 1918 г. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2016. № 6 (68). C. 16-22.

6. История Украинской ССР. Т. 6. Киев. Наукова думка. 1984. 656 с.

7. Б.А.Татаров. Битва у Бахмача (8-13 марта 1918 г.). Белая гвардия: альманах. 2006. № 8. С. 100-119.

8. Моряки в борьбе за власть Советов на Украине (ноябрь 1917-1920 гг.). Сборник документов. Киев, 1963. 527 с.

9. А.Н.Валиахметов. Новейшая отечественная историография о Чехословацком легионе в России (1914-1920 гг.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2012. № 12-2. С. 45-48.

10. J.Cermak. Bachmac. Vyroci ustupu z Ukrajiny a boju pod Bachmacem. Vojensky rozhlady. 1923. № 3. S. 78-82.

11. Vaclav Chab. Bachmac: brezen 1918. Prague. 1948.