Мой Бессмертный полк

Аксель Мартос
Скоро 9 Мая... наверное уже можно...

Последних года три я слал запросы во все доступные интернету военные архивы по поводу моего деда...вернее родного брата моей бабушки по линии мамы, кто он мне? Пусть будет дед... Никого из них уже нет в живых но именно он, дед Костя, как то совсем потерялся в нашей большой семье, о нем мало вспоминали, когда он приезжал к нам в гости то был как то всегда в сторонке и в основном молчал...
Со мной он общался много, я был малЫм, мне было все интересно, за что у него медали и особенно почему у него нет левой ладони... а он шутил... грыз говорит ногти да задумался и сьел пальцы и ладошку....

Теперь благодаря Центральному Военно-Морскому Архиву МО РФ основная информация о нем у меня есть.

<из Справки ЦВМА МО РФ>

«Тузов Константин Дмитриевич
1916 г.р. Русский.
Место рождения: Ярославль
Места проживания: Одесса, Ярославль.
Образование: среднее.
Партийность: ВЛКСМ.
Социальное происхождение: из семьи военных.
Место работы(службы): г. Одесса.
Специальность: Краснофлотец. Моторист.

<Тузов Константин Дмитриевич
осужден в 1936 году по статьям 58 п: 8, 10, 12 УК РСФСР.
Обвинение:
«...Замечен в постоянном общении с неблагонадежными элементами из семей осужденных врагов народа, участие в групповом избиении зам. секретаря комитета ВЛКСМ транспортного участка Од.Мор.порта и участкового милиционера...,
...пересказывание анекдотов антисоветской тематики дискредитирующих вождей партии и правительства...»

Осудивший орган: Спец.Комиссия НКВД при ВТ Черноморского флота.
Приговор: ВМН, <...после пересмотра - 5 лет ИТЛ.
Отбывал: г. Архангельск, Талажский уч-к, Кулонлаг.
Освобожден: 02.04.1941. Основание: конец срока.
Реабилитирован: 26 октября 1989г.
Основание: Отсутствие состава преступления, Указ от 16.01.1989. >

Вот так, вернувшись после лагеря в Одессу в 41-м году, почти сразу мой дед Костя попал на фронт...
Участник обороны Одессы, служил на Черном море в 1-й бригаде торпедных катеров.
В конце 1943 года - тяжелое минно-взрывное осколочное ранение, потеря левой ладони и части предплечья, проникающее множественное осколочное ранение левой стороны груди, контузия. Комиссован в 1944 году.

Вернулся домой в Одессу в звании мичмана... живой.
Своей семьи, детей не завел, жил заботами о сестрах и их семьях.
Когда родился я,первый внук его родной сестры Зинаиды дед Костя стал часто бывать у нас в Ярославле, много проводил времени со мной... а потом... потом его не стало...