aмериka нападает!

Андрей Рябоконь
        …aмериka нападает!


   Ацтеки и майя покоряют западную «эвропу».


 (наброски, эскизы старых заметок, на клочках бумаги)




 Когда-то мне попалась книга одного из очень старых фантастов и философов, Стэплдона.  Листая её страницы с безжалостной, потрясающей и объективной критикой америки (не листал с критикой, а читал критику!;), поймал себя на мысли, что вижу истинное Предсказание одного из величайших представителей человечества, почти пророка.  Пусть не слишком религиозное (и хорошо!) предвидение, не ставящее науку на место религии («метод вытеснения», согласитесь, в подобных случаях зачастую пагубен), но ИМЕННО предсказание Будущего. Ставшего для всех нас, людей будущего (нас, родившихся на столетие-полтора после Стэплдона), кошмарным настоящим.
    И ещё.
    Стиль повествования напомнил позднейшие «вводные» тексты автора хоббитов. Помните? История Среднеземья, хроники хоббитов, «откуда есть пошла земля хоббитская» и всё такое прочее.

 И понял:  надо хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ, по мере своих более чем скромных возможностей воссоздавая тот стиль (по крайней мере, придерживаясь правил «хронического повествования»), озвучить Историю средневекового покорения западной «эвропы» ацтеками или майя.

    Вот, представьте себе только:
 Предположим, в какой-то параллельной Вселенной история в те чудные времена пошла по чуть иному пути.  Мореходство активно начало развиваться не в европах, а в Центральной Америке. На побережье океана, где жили племена указанных выше народов, а также вассальные «княжества» и племена. 
    Индейские мореходы (позаимствовавшие в своё время порох у китайцев) пересекли Атлантику (как вы понимаете, иной океан, Тихий, они пересекали ещё раньше) и активно принялись завоёвывать полудиких европейцев – начав с Испании, Португалии, и (естественно, «куды ж без них», без британцев!;) Англии.

    Чуть позже индейцы начали «слегка истреблять» (а тут можно и прорифмовать британцев как следует, если сегодня у вас игривое настроение!) как британские племена саксов, англов, так и прочие германские племена – уже на материковой части.
    Причём эта индейская экспансия спасла племена западных славян – полабских и прочих, лужицких сорбов или сербов (об этом чуть позже), на которых ещё в середине первого тысячелетия нашей эры начали хамски и кроваво наезжать германские братки-феодалы, одетые в шкуры зверей (это потом они в латы начали обряжаться – но не мылись ни тогда, ни ранее, потому пахло от них, как вы понимаете, далеко не русским духом!).

    Маленькая историческая справка:

 Около половины территории современной Германии это как раз историческая родина, исконные зЕмли западных славян, истреблённых (частью ассимилированных, онемеченных и окатоличенных) в НАШЕЙ истории теми дикими германцами. Конкретнее? Извольте: восток (бывшая ГДР), юг и север – практически ВСЁ (!) побережье моря (да-да, Балтика!) с островами варягов (то есть славян, варивших соль из морской воды, как считают многие историки – в т.ч. историки западные), и самым крупным, воистину легендарным островом – Буян, он же Руян, или Рюген, если я правильно запомнил.

   Чуть позже упомяну о праславянском племени этрусков, перекочевавших на «сапожковый» полуостров из Центральной Европы и (скорее всего, было именно так) основавших поселения на холмах, позже ставших римскими...


 


              Славянское междуречье в Германии? 


Вместо эпиграфа:               
                О днешнем мыслил (мыслью смел);
                Сей часец враз уразумел: 
                Минувшее лишь наше…
                днешнего же нет, 
                Оно лишь миг – таков судьбы ответ. 
                Грядущее неведомо, увы...
                Волхвы, прожив века, похоже-то, правы. 
                (21 января 2015 г.) 

Если вы, друзья мои, повнимательнее взглянете на карту Европы второй половины ХХ века, то увидите не только две Германии, но и полузабытое историками (а политиками так забытое напрочь) … Славянское междуречье. 
   Эта обширная, почти сказочная страна из не такого уж далёкого Прошлого раскинулась на просторах от реки Лабы (Эльбы) и её притока Салы на Западе, до реки Одры (Одера) на Востоке.  Истоки немаленьких рек, образуя на карте вершину перевёрнутого треугольника, южнее почти сливаются у края чешских земель, а широким основанием треугольник «разлёгся» на берегу Балтийского моря – которое в те, давно минувшие века, называлось морем Варяжским. 
   Вглядевшись, вы обнаружите, что найденное междуречье занимает почти всю территорию той, ушедшей в небытие, ГДР, и северо-восточные земли иной Германии, Федеративной (ФРГ). 
       Но почему в первой же фразе о междуречье прозвучало слово «СЛАВЯНСКОЕ»? – возможно, удивитесь вы. 
   А потому, что в первом тысячелетии нашей эры, когда Римская империя, уже разваливаясь, но будучи всё ещё довольно сильной, решила «поднять на знамя» христианство (незаметно ставшее католичеством – те лидеры, вероятно, думали таким образом спасти свою власть), а, возможно, и в 1-м тысячелетии ДО нашей эры, здесь, в междуречье, жили полабские славяне. 
   Почему полабские, думаю, всем понятно:  поскольку жили они по правому берегу реки Лабы, «по Лабе», и далее, до Балтики, до земель будущих поляков, но которой тоже обитало множество племён. 
   Первое письменное упоминание о полабских славянах многие энциклопедии относят к шестому веку. Среди полабских славян тогда различали многочисленные племена лютичей (иначе – вильцы), лужицких сербов или сорбов, а севернее, вблизи современной Дании, жили вагры, варны и хижане. Левее, но тоже близ балтийских берегов, обитали черезпеняне (через реку Пену, по ту сторону от земель малочисленных укран, т.е. крайних племён, и доленчан), в междуречье обитали также смолинцы, мильчане, слюбляне и многие другие (подробней о них мы поговорим чуть позже). 
   Все они мирно жили в своих уютных светлых селениях (где, в отличие от большинства германских племён имелись бани! – да-да, славяне всегда любили чистоту!), растили сады, ухаживали за огородами – вообще, занимались в основном земледелием.  Они любили свою родную землю;  а война их, в общем, не прельщала – хотя по необходимости оружие они знали и сражаться умели.  Например, совместно с германцами и иными племенами отбивали нападения римлян и даже сами совершали «ответные визиты», дабы отмстить неразумным легионерам за причинённые беды.  Короче, защитить свои семьи, в случае чего, могли. 
   Они ценили свой труд – и уважали чужой.  Поэтому от грабежей, каковыми по сути является война, их, попросту говоря, воротило. 

   Полабские славяне уважали ремёсла – более того, славились по всей Европе как мастера, умелые оружейники и гончары, бондари и ткачи. Возможно, и как варяги – поскольку варили соль на морском берегу, а затем торговали ею с другими народами. 
   Ремесленники жили главным образом в городах – а таковых в те времена уже насчитывалось более двух дюжин:  Любице (ныне – Любек), Старград или Старгард, Велеград (Великий город, град).  А ещё – Варнов (ныне – Варен;  название сходно с болгарской Варной, правда? Истоки этого имени, вероятно, лежат в именах птичьих; а манера, когда в словах меняются местами буквы, звуки – «врана», «вОрон», «варна» - манера сия сохранилась о доныне во многих индо-европейских языках; вОрон у многих народов считался птицей мудрости и долголетия),  Зверин (да, не только птицы заслужили честь быть отмеченными в названиях городов!.. сейчас это… вы угадали – Шверин),  Ратибор (от слов «рать», «борьба», «ратное дело», вероятно?.. ныне Ратцебург), Росток, Бранибор (ныне, кажется, Бранденбург?), Дымин (ясно, дым в названии, дымил городок-то!.. сейчас – немецкий Деммин), Кореница, Липск (ныне – вы опять угадали, это не Липецк, а Лейпциг!),  Вербен (от вербы, густых зарослей по речным берегам?), Ленчин, Волин (вольный город!),  Драждяны (сейчас – Дрезден), Згожелец (ныне – Гёрлиц?), Ведегощ (похоже, от слова «веды» или «ведать»),  Лунов (ныне Луккенвальде?), Будишин (сейчас – Буатцен?)…  И сегодня вы можете найти на карте Германии множество названий, в которых прослеживаются славянские корни – Торгау (торговый город в прошлом?), Тетеров и Грамбов, Ратенов и Финнов… 

   А сколь интересно перебирать, как драгоценный жемчуг, яркие, звучные имена тех славянских племён, объединённых в три союза – как в три дорогих (и сердцу и уму!) ожерелья!.. 

   Ну как, друзья, переберём эти жемчужины ещё раз? Вижу, вижу, как загорелись ваши глаза, и слышу, слышу, как вы, друзья мои, торопите меня! 
   Сейчас, сейчас, одну минутку… берём 1-е ожерелье – северо-восточный племенной союз.  А жемчужины в нём такие:  по центру – лютичи (самая крупная «жемчужина», сердце этого союза!), южнее – брежане (жили по правому берегу), спреване, стодоряне (они же гаволяне), моричане (возможно, именно они переселились позже в местность, которая получила имя Моравия?).  Севернее жили ратари (может, они лучше других знали ратное дело, были умелыми ратниками?), а рядом красовался их славный город Ретра.  По балтийскому берегу жило малочисленное но сильное племя хижане, рядом с ними – черезпеняне, которых мы уже мельком упоминали, и доленчане, а на большом острове Руяна (сейчас это – Рюген) – племя ране.  И, наконец, вблизи границы с поморянами (поморскими славянами) немногочисленное племя укране – т.е., «те, кто живут у края земель». 

   Отложим это замечательное ожерелье в сторону и возьмём новое, северо-западный племенной союз.  Начинаем перебирать, звеня жемчугом, звучные имена тех славянских племён: 
   …вагры, варны, бодричи (ободриты), глиняне, смолинцы, полабы – это всё по правую руку от реки Лабы.  А на левм, лесном её берегу, хмуро соприкасаясь с ордами воинственных, лохматых и не всегда мывшихся германцев-саксов, обитало только одно славянское племя, вынужденное всегда быть настороже и держать оружие при себе – звались они древане. 

   Лужицкие сербы – так назовём южное – третье и последнее – ожерелье.  И перечислим жемчужины, его составившие;  лужичане, плони, сербы, гломачи (далеминцы), мильчане, сусельцы, жирмунты... Ну всё, кажется, никого не за были!  А нет! – вот ещё одно племя – слюбляне, возле города Губина. 
   Отразив нападения римлян, жили они дружно и счастливо, как вдруг… их германские «братья» начали вести себя как бы не по-христиански (а ведь христианство уже начало проникать и к этим дикарям). Да что там – просто по-хамски! 
   Надо сказать, что уже в древности расплодились среди германцев сотни (а затем и тысячи) вооружённых бездельников, которые работать не хотели – а нравилось им по-прежнему охотиться кроваво среди дремучих и тёмных чащоб, а ещё… разбойничать, нападая на светлые славянские селения.  Грабить, убивать, захватывать в плен, в рабство молодёжь... А что не успели стянуть, отобрать – жгли, уничтожали. Короче, почти как в том польском, кажется, в фильме – «Огнём и мечом». 
   Но просто называть себя разбойниками, бандитами они, эти германские вояки, не хотели. Это ведь не героически – прослыть рядовым вором и убийцей.  Нужны были какие-то лозунги, оправдание – и в своих глазах, и в глазах соплеменников. 

   И вот тут римляне подсунули германцам католичество – а позже смертоносную инквизицию, с её подлейшими, «собаку съевшими» на всевозможных пакостях, «монашеско-рыцарскими» орденами-бандформированиями.  Теперь, вооружённые ещё и «благородными воззваниями», дабы «обратить в истинную веру» этих «безбожников»-славян, германские феодалы в полную силу обрушились на славянские земли, безбожно обворовывая мирных тружеников, напропалую сжигая и убивая.  А оставшихся в живых вытесняя на юг (именно в Средние века началось массовое переселение славян под угрозой физического уничтожения – переселение на Балканы) и восток – в Древнюю Русь.  Именно так, вероятно, появился на Руси Рюрик – по крайней мере, так считают многие  (в т.ч. известный писатель Михаил Задорнов – сын замечательного русского писателя Николая Задорнова* ссылки на романы внизу страницы:  «Амур-батюшка», «Далёкий край», «Первое открытие», «Капитан Невельской», «Война за океан», иные книги). 

   Особо массовая и безжалостная агрессия (сейчас это назвали бы геноцидом) развернулась в десятом веке. 
   В ходе упорной, тяжелейшей борьбы за своё право на жизнь (за своё право жить на своей земле, по своим обычаям и законам, без навязанных западным католичеством «ценностей» и «традиций», возникших, к слову сказать, совсем недавно)  окрепли первые государства полабских славян. 
   Самыми сильными из них были Вендский союз и Объединение ободритов (бодричей),  к 12-му веку известное как «Славянское королевство», и Лютический союз (этот сформировался уже в середине 12-го века). 
   Несмотря на сильный и решительный отпор объединённых славян западным захватчикам, агрессия германцев (постоянно подстрекаемых католическими лидерами) всё усиливалась. 
   Отряды немецких феодалов вовсю «спонсировались», обильно снабжались оружием и деньгами... 

   Опорными пунктами германской агрессии в земли славян стали с полдюжины мощных крепостей и городов (милитаризация германцев, как видим, проводилась всерьёз и надолго) – Эзесфельд, Гамбург, Магдебург, Шезель, Эрфурт, Мерзебург (не правда ли, МЕРЗКОЕ название?).   
   На захваченных, обильно политых славянскою кровью землях, поднимались новые зловещие замки, словно отбрасывая смертельную тень, они разрастались, вооружаясь, и постепенно превращались в немецкие города – города оккупантов.  Вспомним эти чуждые названия:  Цейц (на земле сербов), Люнебург (на земле древлян), Мейсен (захваченный у лужицких сербов участок речных берегов ниже по течению от Драждян – современного Дрездена).
   Восточные соседи (через несколько веков начавшие называть себя поляками), похоже, не спешили помогать братьям-славянам.  Вероятно, рассчитывая, что немцы, расправившись с ТЕМИ славянами, ЭТИХ не тронут.  Ох, как жестоко они ошибались! 
   Злобные удары германцев «Дранг нах Остен» постепенно превратились в настоящую широкомасштабную войну – боевые действия, волна за волною накатывая с дикого запада, велись теперь практически по всему Славянскому междуречью. 
   Оставшись без поддержки, один на один с алчным, вкусившим крови, оккупантом, ранние славянские государства были обречены.  Завершение 12-го века стало и окончанием – печальным венцом их недолгой Истории. 
   В конце двенадцатого века государства полабских славян пали под ударами захватчиков, не знавших ни Бога, ни жалости (что не мешало им активно пользоваться – как и все последующие века – псевдорелигиозными лозунгами).  На землях, захваченных саксами у славян, возникла Саксония (вернее, Саксония, уже существовавшая на тот момент, значительно разрослась на затопленный кровью восток),  на разорённых пепелищах возникли «благородные» и «независимые» княжества – Бранденбург и Мекленбург. 
   «Цивилизованные» банды германцев под громкие лозунги истребили почти всё взрослое население Славянского междуречья.  И значительную часть, скажем так, мирного населения – стариков, женщин, детей.  Этот «эффективный метод» по «освобождению жизненного пространства» позже возьмут на вооружение их последыши, устаивавшие резню за резнёй, бойню за бойней, не только в Европе, но и в Африке, в обеих Америках.  «Цивилизованная манера» ведения войн осталась у «идейных преемников» средневекового мракобесия вплоть до заката ХХ века – да и сейчас, чего скрывать, кое у кого чешутся лапы, текут слюни в мечтах по возрождению тех «методов» и «благородных манер». 

   Беспомощные остатки славянских племён оказались, фактически, в положении рабов (не отсюда ли словечко англов, одного из германских племён, обозначающее «раб», и сохранившееся в современном английском языке?). Их онемечивали, ассимилировали – тех, кто чудом выжил в той «цивилизованной» бойне. 
   Германская Демократическая Республика сохранила несколько тысяч потомков тех уничтоженных славян – сейчас их там, в иной Германии, насчитывается несколько тысяч – имя им лужичане. 
   Кстати, друзья мои, давайте поговорим немного – не только НА славянском языке (на одном из них), но и О языке тех славян. 
   Если вы дадите себе труд заглянуть в одну из энциклопедий, то, скорее всего, прочтёте примерно следующее: ПОЛАБСКИЙ ЯЗЫК – язык полабских славян, принадлежит к западно-славянским языкам, близок одновременно и к польскому, и к языку поморян-кашубов.  Язык вымерший (полностью вымер к 18 веку).  В эпоху Средневековья распространён был в бассейнах рек Лабы (Эльбы) и Одры (Одера),  вплоть до Балтийского моря.  В результате экспансии германских феодалов был вытеснен языком немецким.  Последние представители полабских славян жили в середине 18 века в восточной части Ганноверского королевства. 
   Как видим, в определениях энциклопедии попадаются неточности – мы уже выяснили, что несколько тысяч лужичан, потомков тех полабских славян, и сейчас живут на территории Германии – то есть на своей исконной земле, на своей родине.  На территориях бывшей ГДР. 
   Бог с ними, с неточностями, но если вам на глаза попалось непонятное слово «кашубы», то вы, «раскапывая материал», непременно наткнётесь и на поморян. 
   Итак, читаем в энциклопедическом словаре (или где-то ещё): 
   ПОМОРЯНЕ (убедительная просьба не путать с ПОМОРАМИ – русским населением побережья Кольского полуострова, Белого моря) – группа западнославянских племён, близкая полабским славянам.  Поморяне жили главным образом на берегу Балтики, населяя участки суши за низкими горами (т.н. прибалтийское Поморье)…
 







 Средние века ознаменовались для малых славянских и балтийских народов Поморья (южного побережья Балтийского моря с прилегающими районами) самой натуральной экспансией. Которая сопровождалась, как сейчас модно говорить, геноцидом против коренного населения.
   К сожалению, нельзя определённо сказать, что мрачный период мрачного Средневековья остался "чёрной страницей" в истории этих народов. Потому что они исчезли почти все – вместе со своей историей.
  Потому что большинство из них после "многослойной" экспансии были попросту уничтожены, перестали существовать в качестве этнических общностей, на сегодня даже память о них почти стёрта, вычеркнута из летописей, из пустых речей политиков, предана забвению...
   
 




         ...далее следует...
         ...продолжение... 










        Начато на Пасху,    
        7/8 апреля 2018