Триллер. Суворова словА - для нас! Глава 8

Сергей Владимирович Евдокимов
Философский Детектив
по мотивам моей Поэмы
«Суворова слова - потомкам»

Глава 8

Генералиссимус Суворов сказал живописцу Шмидту такие слова:

«Возьми себе в образец героя древних времён. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! Я выбрал Цезаря.
Альпийские горы за нами. Бог перед нами. Ура! Орлы российские облетели орлов римских».

Я посмотрел на Белого Коня,
он посмотрел на меня:

- Что ж, слова умного Человека и достойны уважения! Командир, ты обратил внимание, что слова Суворова разбиты на две составляющие мысли?
- Это, какие же?
- Первая, о профессионалах; вторая – о творцах!
- Каких там творцах, Суворов говорит о своих солдатах...
- Вот именно, Командир, о солдатах! Александр Васильевич никогда не видел перед собой бестолкового болвана, он в каждом рядовом солдате видел Человека, а любой человек, если не подвержен моде или денежной наживе, творец...
- А разве профессионал не творец?
- Никак нет, Командир! Профессионал – это слепой исполнитель своих профессиональных обязанностей, ремесленник высшей квалификации, чётко подменяющий мышление памятью и профессиональными знаниями...
- А творец?
- А творцу нечего вспоминать, он думает!
- Ничего не понимаю!
- Попробую пояснить, Командир!
- Уж постарайся, поясни!
- Представь себе, что солдат, находясь в конкретном участке поля боя, сталкивается с непредвиденным наступлением.
Профессионал поступит по Инструкции: стоять насмерть!
А творец, не будет вспоминать Инструкцию по причине того, что он не знает эту Инструкцию, да и ничего в ней толком не сказано о данной конкретно-возникшей непредвиденной ситуации; поэтому творец начнёт думать, как ему так незаметно уклониться, чтобы, пропустив неприятеля, войти к нему в спину и уничтожить!
Обратил внимание, Командир, профессионал ВСПОМИНАЕТ и делает то, что вспомнил, а творец ДУМАЕТ и делает то, что придумал!
- А если не придумал? Отступать?
- Суворов считал, именно так! Он говорил, что не может находиться в каждом участке поля, что каждый солдат должен самостоятельно решать непредвиденные задачи! А временное отступление солдата не есть отступление армии во время сражения; Суворов говорил, что ему нужен живой солдат, а не мёртвый, поскольку только с живыми солдатами, возможно, выиграть сражение!
- Знаешь, Оригинал, мудрено говоришь, но нелогично...
- Эх, Командир... Ты всего лишь Человек, от этого и твоё недопонимание, куда тебе до бело-лошадиной логики...
- Ну, ты и обнаглел! Ты даже этого не понимаешь: Логика – одна, она не может быть мужской, женской или бело-лошадиной...
- Ещё как может, Командир!
Логика, это наука, а наука – это религия, в которой верят или первоначальным допущениям, постулатам или личности, а на всём этом возводят фундамент Человеческих знаний...
- Оригинал, ты это серьёзно?
- Серьёзней, Командир, не бывает!
Например, есть такая наука – Геометрия.
Когда в этой науке Евклид выбрал в качестве своей веры – «Аксиому», что две параллельные линии в бесконечности не пересекаются, то построил на этом фундаменте Геометрию Евклида.
А когда в той науке Геометрии Лобачевский выбрал в качестве своей веры другую «Аксиому», что две параллельные линии в бесконечности пересекаются, то на этом фундаменте построил Геометрию Лобачевского.
Следовательно, в основе той и другой Геометрии лежит не Истина, а слепая вера человека в истинность выбранной «Аксиомы»!
Разве не так?
- Ну, ты даёшь, Оригинал...
- Я не услышал, Командир, не так?
- Вроде бы так...
- Хорошо, вот тебе пример из другой Человеческой науки – Истории.
Исторические факты одни и те же, но истолковывать их можно по-разному!
Как говорил ваш Ницше, фактов нет, есть правильно поданная интерпретация.
Вот поэтому в Имперской России были честные историки, они никогда не сочиняли «Историю России»...
- Ну, Оригинал, это же не так...
- Не так? А покажи мне такой учебник царских времён?
- Запросто! История государства Российского Карамзина...
- Продолжай, продолжай...
- Ключевского...
- Что, Командир, замолчал? Доходит понемногу? Не было просто Истории России! Ведь история состоит из исторических фактов, которые каждый учёный истолковывает по-своему.
Поэтому и была не просто История, а История, истолкованная конкретным историком: История Карамзина, История Ключевского...
Так же как и Геометрия Евклида, Геометрия Лобачевского...
Вот видишь, любая наука – это вера!
Вера в своё толкование, в свою аксиому...
Так и наука Логика, может быть Логикой классической, а может быть и любой другой: Женской, Бело-лошадиной...
- А как же наука Физика?
- Там тоже самое, как и в любой Человеческой науке – Человеческие знания, а они постоянно морально стареют, вечен только «Вечный Шах» в Шахматах.
- Опять ты сбиваешься с ноги, ты же о Физике говоришь, а не о Шахматах!
- Виноват, Командир!
Так в физике, например, Ньютон выдвигает свою теорию света, что свет распространяется прямолинейно корпускулами. Корпускулярная теория света – торжествует!
Но, находится молодой учёный, выдвигающий свою теорию света, что свет распространяется волнами.
Волновая теория света – подрывает ранее известную, корпускулярную теорию.
И тут на сцену выходит ваше Человеческое осуждение, осуждение того, что сам не понимаешь. Во все века – одно и то же! Даже противно...
- Так кто же кого осудил?
- Ньютон молодого учёного! И не просто осудил, а публично высмеял!
- Неужели?
- Именно так! Имея колоссальный авторитет, Ньютон легко раздавил этим авторитетом молодого учёного, мол, даже здравый смысл нам говорит, что если я захожу за угол, то световой луч за мной не заходит, если бы луч распространялся волнами, а не прямолинейно, то зашёл бы за мной за угол!
И все смеются! Поскольку среди вас, людей, авторитет – непререкаем! «Здравому смыслу» вы, люди, доверяете больше, чем кому-либо...
- А что плохого в здравом смысле?
- А то, Командир, что ваш людской здравый смысл основан исключительно на знаниях и практическом опыте...
- Вот, видишь!
- Ваши знания – морально стареют, а практический опыт – не Истина, поскольку исполняем исключительно в конкретных условиях...
- Хватит об этом!
- Слушаюсь, Командир!
- А что там со светом случилось?
- Прошло время, и физики, чтобы признать правоту обоих учёных, создают объединённую корпускулярно-волновую теорию света,
и так далее и тому подобное...
- Так кто же прав?
- Пока, Командир, никто не прав, свет всё также остаётся самым тёмным местом даже в современной вашей квантовой физике...
- Если уж со светом всё не так просто, то...
- Не бери в голову, Командир! Пора в поход, командуй!
- Задержись ещё немного!
- Что ещё? Мы так никуда и не уедем сегодня!
- Но мы же начали с тобой, Оригинал,  говорить о профессионалах...
Я так и не понял, плохо быть профессионалом или хорошо?
- Всё зависит от поставленных целей и, смотря для кого! Как у вас говорят, что русскому кайф, то немцу смерть...
- И всё-таки...
- Хорошо, Командир, повторю, уже не знаю по какому кругу: профессионал – это ремесленник, ремесленник высшей квалификации...
Когда у тебя в квартире трубу прорвёт, конечно, тебе нужен профессионал, только он быстро справится с задачей, поскольку задача - конкретная, сантехника – конкретная!
А когда задачи не ставят, а ученый или поэт
отыскивает что-то новое, вот тогда на свет
появляются и «Евгений Онегин», и «Война и Мир», созданные не по Заказу литературными профессионалами, а по велению своего сердца графоманами, так ведь вы, люди, называете всех Гениев...
- Быть не может!
- Может, Командир! Ещё как может!
Особенно яро, из-за вашей зависти, вы, люди, топчите своих современников, а растоптав их дО смерти, ставите им памятники...
А когда человек делает что-то по Заказу, то его творчество ограничено Временем, указанным в Заказе, да и Совесть тревожится гонораром...
- Неужели по Заказу нельзя сделать что-то бессмертное!
- Конечно, можно! В жизни, как и в Шахматах – сплошные исключения!
Далеко и не надо ходить, фильм «Семнадцать мгновений весны» - бессмертный художественный шедевр, а сделан он по Заказу...
- Вот видишь?
- Всё дело в том, что этот фильм создавали люди бескорыстные, равнодушные к деньгам и беззаветно преданные Искусству, а Лиознова не только исправляла и дописывала с разрешения Семёнова его сценарий, но и вложила в этот сценарий душу, да настолько, что готова была за него умереть!
- Но ведь они были профессионалами!
- Да, Командир, ничего ты так и не понял! Они были непохожи на профессионалов, они делали то, что отсутствовало в профессиональных Инструкциях...
- Стоп! Достаточно! Ты меня и так запутал! А то сейчас ещё сядешь на свой любимый конёк и перейдёшь к шахматистам...
- Командир, ты прямо читаешь мои мысли! Сейчас я тебе расскажу...
- Молчать!
- Слушаюсь!

Конь нервно взмахнул хвостом и замолчал.
И тут я с ужасом подумал,
он же представитель совсем другого мира,
того неведомого нам мира, на который мы,
люди, смотрим с высокомерием,
как на неодушевлённые предметы.
А ведь даже физик Гельмгольц,
на полном серьёзе утверждал,
что магниты – живые, и не только магниты...
Пренебрегая этими неодушевлёнными,
как нам кажется, предметами,
называя это язычеством,
мы удивляемся о происшедшей катастрофе,
ищем виновных и всегда находим стрелочника,
подкинув ему факты,
чтобы не только в это поверили все люди,
но даже поверили бы и мы, те,
кто состряпал эти фальшивые факты...
А в действительности и стряпать ничего не надо, когда у нас, человеков, всегда оправдывающихся, ищущих виноватых, а не сложившуюся реальность, практически всегда срабатывает и убеждает всех до лоска отработанное утверждение: «Виноват - стрелочник»!
Неужели так будет и в те далёкие времена, когда космонавты будут также привычны на своих Звездолётах, как в наше время дальнобойщики?
Мне даже вспомнился на эту тему один Сонет:

«Неладно РЕАКТОР воркует у нас, и курс наш не очень стал точен.
Серёга, взломав код в секретный Указ, прочёл, что РЕАКТОР - просрочен!
Я стал про детей, про жену вспоминать, про Землю, про милые лица,
Но я - капитан, мне нельзя тосковать, по должности так не годиться!

Знать нас, в Звездолёте, за лохов сочли, начальство подставило наше:
РЕАКТОР, пред стартом, сменили они, а скажут: «Вина эта – ваша!»
Серёга меня тут встряхнул: «Капитан, посмотрим родные просторы!
Пусть нам, напоследок, покажет экран знакомые реки и горы!»

Включили проектор: Земля! Красота! О, как же весною роскошно!
«Ты – брось, капитан, может, всё ерунда, а вдруг, всё не так безнадёжно?»
РЕАКТОР изношенный взвыл в этом миг, на мелкие части взорвался,
Осколком застывшим, последний наш крик, сквозь Космос на Землю добрался...

Комиссия вынесла нам Приговор: «Здесь факт - Человеческий Фактор».
И дети, работая, платят с тех пор - за «сломанный нами» РЕАКТОР»...

До меня что-то начинало доходить,
и я взглянул на Коня,
но взглянул на него
немного другими глазами...
Тем не менее, как говорят,
служба – службой...
И вообще, этот Белый Конь
со своими деревянными мозгами
меня совсем запутал.
А чтобы он много о себе не воображал, пора отправить его в поход, пусть проветрит опилки в своей бело-лошадиной голове:

- Слушай мою команду и запоминай: со своего белого поля «а6» пройдёшь чёрное поле «b4» и на белом поле «а2» остановишься! Вперёд и с песней!

Конь, ловко перебирая копытами,
поскакал по указанному мной маршруту,
залихватски распевая свою песню:

«Еда ослом цигейковым дымилась.
Артист оттопал буйный трясоплЯс.
Циркачка одой этакой двоилась.
Жал озверевший хлипкий тарантас.

Жасмин пылает хилым самоваром.
Фазан воздушно дЫбится сурком.
Бочонок воет амбразУрным шАром.
Былой чудак алеет двойником.

ЦецЕ трещит, бравируя осокой.
Арена треснула, батут пустой.
Ангар свинцовый цокает высоко.
Этолог светит фишкою простой.

Едва толкнувший, достаётся палкой.
Фонарь шуршит живИнками вина.
Хозяин шикает железной чалкой.
Халат доводит функцию окна.

Добыли дело ёжиковых чушек.
Цеплял петлёй анисовый чулок.
Баклан шакалил армадОнских вьюшек.
Цветок слюнявил ёршивый вьюнок.

Желудок сузил худощавый плотник.
Жестянщик треснул хлипким ободкОм.
Финтил двустволкой двойственный охотник.
Бездомный дятел дрыхнул тюфяком.

Форель чернела, еле шевелила.
Дымилась чушью филья трескотня.
Ель парадигмы цАнгою чудила.
Дрожала шерстью белая семья.

АмбАл пищал, цыплёнком шАрибАри.
Дрожал вдали фальшивейший сигнал.
Хорьки вовсю желудками шуршали.
Хмырь черепаху жёлтую догнал!»

Когда я подходил к белому полю «а2»,
Белый Конь ждал меня,
устало махая хвостом:

- Что так долго, Командир?
- Отставить разговоры!
- Есть!
- Доложить о чёрном поле «b4» и белом поле «а2»!
- Слушаюсь! Чёрное поле «b4» Белые частенько используют для жертвы своей Пешки, например, в Гамбите Эванса Итальянской партии...
- Оригинал, я же приказывал тебе, чтобы никаких дебютов! Докладывай исключительно только о полях! И постарайся кратко!
- Слушаюсь, Командир! Чёрные используют чёрное поле «b4» довольно часто.
Так, они ставят на это поле своего Чёрного чернопольного Слона, связывая Белого Коня, стоящего на поле чёрном поле «с3»; такой связкой начинается Испанская партия...
- Опять ты за своё? Я же сказал, никаких дебютов, только поля!
- Виноват, Командир!
- Об этом поле хватит, давай о белом поле «а2»!
- Слушаюсь, Командир! На белом поле «а2» в начале игры стоит Белая Пешка, которую Белые...
- Оригинал! Но это же масло масленое: «Белые, белое... Чёрные, чёрное...»
- Поверь, Командир, так надо!
- Кому надо?
- Всем надо, всем кто соприкасается с Шахматными полями, без цвета трудно представить мысленно поля...
- А оно надо?
- Если хочешь научиться понимать Шахматы, то – просто необходимо!
- Что с тобой поделаешь, поверю нА слово... Я уже и сам стал говорить как ты... Ну, раз надо – продолжай!
- Слушаюсь, Командир!
Белая Пешка, стоящая на поле «а2», больше всего мечтает переместиться на поле «b3», путём уничтожения неприятельской фигуры, если таковая окажется на поле «b3». Ведь тогда Белая Пешка не только откроет вертикаль «а» для Белой Ладьи, но и сама увеличит свою силу вдвое контролируя поля...
- Всё! Хватит! Достаточно! Отдыхай
- Слушаюсь, Командир! Только, ответь мне на один вопрос, о чём это говорится в песне в строке: «Былой чудак алеет двойником»?
- Ты меня каждый раз удивляешь, Оригинал! Просто диву даюсь! Не догадаться?
- Никак нет!
- Тогда слушай и воспринимай, строчка «Былой чудак алеет двойником» обозначает название двух Шахматных полей: чёрное поле «b4» и белое поле «а2». Сообразил?

Конь похлопал глазами и замер.
Я посмотрел на него и подумал,
вот он мне всё время говорит, вот вы, люди...
А что если он прав?
А с другой стороны, я вспомнил слова Суворова...
Да если бы мы не были людьми
и просто подражали бы разным
саблезубым тиграм и мамонтам,
то вымерли бы в первое же обледенение...
Ведь мы, люди, по словам Суворова,
«облетаем орлов», которым подражали...
И всё же, пока, видимо, к сожалению, Конь прав...
Под впечатлением всего этого мне припомнился
ещё никем не созданный фильм:

«Я каюсь в том, что совершил! Я каюсь в том, что совершаю! Во все века грешу, грешил и в будущем грешить желаю!
Когда сползали ледники, я мёрз в набедренной повязке, то - корчились в кровИ враги от первобытной моей пляски...
Кидая каменный топор меж глаз соседу-людоеду, жене его кричал в упор: «Родишь потомка мне и деду!»
Плодился из последних сил! Я добывал огонь и воду! В пещеру мясо приносил и бивни в разную погоду!

Придумав как-то, колесо, я закрутился в жизни быстро и изобрёл пращУ, лассО! Всегда в кровИ и всё – нечИсто!
Губил деревья день за днём! Сжигал леса я под поляны, чтоб накормить коня - овсом! Придумав хмель, стал в стельку – пьяным!
И по колено мне моря! Материки открыл я где-то! Прости же, Господи, меня! Всё ради истинного света!
Кричал с толпой: «Распни! Распни! Варавву - к нам! Он – наш! Из пьющих!» В Европе жёг костров огни, чтоб ведьм сжигать средь нас живущих!

Тысячелетье не одно прошло, а я таким остался, всё так же нагло пью вино, и даже в жизни приподнялся!
Теперь я стал - Царём зверей, Царём природы и науки! И расщепил я для людей, твой атом, Господи, от скуки!
Меня, Господь, останови, иначе базы понастрою на Звёздах! Господи, прости! Твой «Образ», может, я не стОю?!
Поплакался Тебе в жилет! Покаялся! Чуть легче стало! Мне, знаешь, много тысяч лет, а вот ума всё также мало...

Всё также соревнуюсь я, всё также в почестях тоскую… Ты, эту жизнь дал для меня, а я желаю, жизнь – иную!
Пусть через тысячи я лет, возможно, ничего не понял! Высоцкого пою, чуть свет, мол,  привередливые кони...»

А за кадрами этого фильма
мне вспомнился
ещё не озвученный голос диктора:

«Открываю Новый Завет и читаю:
"Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее закричали: распни Его.
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие".
Возможно, здесь, в Евангелие от Марка, в Главе 15, в Стихах 13, 14, 15 изложена вся сущность человеческая»

Сквозь ВРЕМЕНИ шумЫ,
сквозь зависть и интриги,
слова Суворова доносятся до нас
на частоте биенья сердца полководца,
где в каждом стуке дробью барабана боевого
звучит мелодия одна:
забыв свои обиды,
любить Россию,
всю жизнь России посвятить
и укреплять Величие России!

Глупцам - для осужденья,
для размышленья – мудрецам,
пусть вырванные из контекста,
в главе 9-й
звучат конкретные слова Суворова потомкам:
«Возьми себе в образец героя древних времён. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! Я выбрал Цезаря.
Альпийские горы за нами. Бог перед нами. Ура! Орлы российские облетели орлов римских»


Продолжение следует


© Copyright: Сергей Владимирович Евдокимов, 2018
Свидетельство о публикации №118040800432