Обращение к Богу

Михаил Кедровский
       Лермонтов за полгода до гибели на дуэли обратился к Богу:

За все, за все Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

       Дерзкие строки. Господь не обидчив, в отличие от людей, и устроил так, как просил поэт. И даже много лучше, чем надеялся Михаил Юрьевич, которому жизнь опостылела по причине тяжкого кутежа и разврата, свойственного военной дворянской среде. О дуэли потомками, то есть нами с вами, написано много глупостей и вранья.

        По оценке современников, М.Ю. имел злобный, невыносимый и насмешливый характер. Своего соперника по любовным похождениям – боевого офицера – он прилюдно величал не иначе, как Мартышкой. Во время поединка поэт, как всегда, выстрелил в воздух. Майор Николай Соломонович Мартынов (обычное отчество для русского высшего сословия того времени) от досады нажал на спусковой крючок, не целясь. Когда же увидел, что сотворил, то разрыдался, подбежал к Лермонтову, стал трясти убитого приятеля и кричать: «Миша, я не хотел… Видит Бог, я не хотел!»

       После трагической гибели популярность поэта, о котором начали подзабывать, резко возросла в обществе, и он превратился в кумира молодежи, а затем и всей читающей публики. В том, что он заслужил это своим талантом, у меня нет никаких сомнений. Однако и роковые обстоятельства сыграли немаловажную роль…

       Я в курсе обращения к Богу известного ныне журналиста и блогера. Не ведаю, крещен он или нет, но в церковь до собственных роковых обстоятельств он не заглядывал, да и сейчас бывает там крайне редко. Лет с шестнадцати этот человек занимался фарцовкой, перепродажей заграничных шмоток и тому подобным. К чему бы он не прикасался, всё превращалось в немалые деньги. Однако у него, как у Алексея – главного героя «Игрока» Достоевского, обнаружилась непреодолимая страсть к рулетке. И сколько бы он ни «зарабатывал», всё отдавал на волю бесовскому шарику.

        Денег было не жалко, жалко было себя. Жизнь отождествлялась с казино, ноги несли туда сами, не было времени обманывать, пришлось красть. Страсть, от которой не имел он сил отказаться, была сродни алкоголизму, наркомании, сексуальным извращениям. Душа и тело погибали, а выбраться из мутного водоворота не получалось.

       Однажды, в минуту безысходности и отчаянья, будучи 25 лет от роду, молодой человек выстрелил себе в висок, пистолет дал осечку. Произошло мгновенное отрезвление. Он выбежал из дома на улицу и впервые заглянул в близлежащую церковь, просто некуда было пойти. Как за соломинку, ухватился он за священника, который только что завершил вечернюю службу. Рассказал батюшке о том, что произошло. И тот посоветовал: проси Христа, чтобы избавил от напасти… Только страдалец сформулировал просьбу в уме своем, как услышал Голос: «Больше никогда не будешь играть!» И как отрезало, как будто гора свалилась с плеч. Именно так происходит …

       В феврале 1985 года мы с женой прилетели в Сочи (Хосту). Ближе к вечеру из гостиницы отправились на почту. Небо затянулось фиолетовыми облаками со свинцовым отливом, начался дождь со снегом. «Вот и отдохнули», – закапризничала Марина и вошла внутрь помещения позвонить в Москву. Я со свойственным тогда мне высокомерием (недавно был назначен заведующим отделом) и иронией обратился к Богу, в которого не верил: «Господи, если Ты существуешь, сделай так, чтобы с завтрашнего дня и до конца нашего пребывания здесь светило солнце». Две недели подряд на небе не было ни облачка…

       Жарким летом 2005 года я еле-еле добрался до дачи. Не хотелось ни есть, ни пить, ощупывал руками ледяную голову и признаков жизни не обнаруживал, и признаки смерти отсутствовали. Бродил по отремонтированному дому и не находил себе места. Включал радио: то слышал передачу о больных СПИДом, то – об издевательствах над заключенными. У меня не было СПИДа, я не сидел в тюрьме, но почти не надеялся, что мне когда-нибудь полегчает. Потом лег в своей комнатке на кровать, но сна не было. До рассвета вопил про себя: «Господи, помилуй! Господи, помилуй…»  А к кому было обращаться?  Ни один человек на земле в те часы не смог бы мне помочь. Так бывает. В предрассветных сумерках я услышал слова, повисшие в пространстве, комнатушка моя расширилась до вселенной: «Больше не будешь этого делать!»

       И как отрезало, как будто гора свалилась с плеч. Я до сих пор этого не делаю…

       Одно из имен Бога – Спаситель. Но возникает закономерный вопрос: если Творец кого-то не может спасти, значит Он уже никакой не Спаситель? В этом заключается тонкость, отделяющая истинную веру от веры бюрократической. Однако ведь существуют люди, которые не желают спастись. И таких много, даже большинство. Но рано или поздно они, подгоняемые неумолимой силой обстоятельств, переменят свои взгляды. А кто повелевает обстоятельствами? Только Господь…

       Иисус Христос явился на землю показать личный пример того, каким должен быть Идеальный Человек. В Евангелиях читаем, что Он не стремился к известности (не царское это дело), презирал богатство, не занимался политикой, ибо она гнусна, исцелял добрых и злых от физических и душевных недугов, проповедовал нам: пусть мертвые хоронят своих мертвецов, потому что мы – вечно живые!

       Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ! С праздником Пасхи!

08.04.2018