16. Бирюсинка

Георгий Кончаков
Глава из романа «Исповедь влюблённого мужчины. Часть 1.

          Семейная жизнь не клеилась. Георгий был убеждён, во всём виновата Катя. Она постоянно проявляет недовольство: упрёки, пререкания, ссоры, скандалы. Семейная жизнь превратилась в неприятную обязанность. Совместное проживание становилось всё более невыносимым. Поэтому Георгий вечерами охотно задерживался в школе, благо, что дела всегда находились. Нередко случалось после уроков задержаться Валентине Ивановне. Уроженка Чуманки. Три года после окончания педучилища работала по распределению в соседнем районе. В том году вернулась в родное село, в свою школу. Как классный руководитель оставалась с ребятами после уроков, чтобы выпустить стенгазету. Она же возглавляла школьную самодеятельность. Репетировала с хором, отрабатывала танцевальные номера, декламировали чтецы, готовили небольшие одноактные пьески. Так что, задерживаясь по своим делам, директор присутствовал на репетициях, помогал красиво оформить газету, помните, он вёл уроки рисования, был неплохой рисовальщик и даже немножечко художник.
          Деловое общение с Валентиной Ивановной не прошло для обоих даром. Она нашла в нём умного и интересного собеседника, увлечённого, романтичного, тонко чувствующего и понимающего. Он увидел, насколько она талантлива. Имея среднее педагогическое образование, Валентина Ивановна блестяще давала математику. Это сказано без всякого преувеличения. Георгий посещал уроки Валентины Ивановны и видел, с каким блеском проводит уроки учительница, с каким энтузиазмом дети занимаются на уроке. Впоследствии познакомившись с работой многих школ, Георгий убедится, что в сельских школах работают преданные этому делу люди, увлечённые преподаванием, ответственные и самоотверженные. И в каждом школьном коллективе непременно есть маяк, звезда, пусть в рамках местного масштаба.
          Валентину Ивановну никто не рассматривал и не воспринимал, как звезду. Но в жизни Георгия это был уже не первый человек, который поразил его талантом. Мы привыкли восхищаться талантливыми артистами, спортсменами. Мы испытываем эстетическое наслаждение, читая книги талантливых писателей. Но встретить талантливого человека в жизни, да ещё где-то в маленьком сибирском селе, в махонькой восьмилетней школе, где учителей-то насчитывается едва с десяток, представляется невероятным. Он видел её талант, не сомневался в её таланте, хотя с не меньшим уважением и предупредительностью относился к другим учителям школы. Радовался таланту Валентины Ивановны и гордился, что судьба свела с таким человеком.
          Валентина Ивановна была не только талантливым педагогом, но обаятельной девушкой и отличным товарищем. Волосы чернее чёрного ворона, овальное, несколько продолговатое лицо излучало свет, а рыжие веснушки, не сходившие круглый год, подчёркивали красоту её смуглого одухотворённого лица. Главной деталью лица-ансамбля, лица-шедевра были глаза: мудрые, проницательные, с поволокой в минуты сентиментального настроения, хитрющие, когда хочется пошалить, твёрдые и решительные, когда надо проявить характер, беззаботные в минуты безоблачного веселья, преданные и беззащитные, когда одухотворены любовью.
          Одинокая незамужняя девушка и одинокий женатый молодой мужчина. Одиночество сблизило их. Поначалу Георгий относился к Валентине, как к доброму хорошему товарищу по работе. Никто из них не помышлял о романе. Общение во внеурочное время, общение наедине, общение, которое вызывало взаимные восторги и восхищение, привело к тому, что они влюбились друг в друга. Какое-то и достаточно продолжительное время сами себе не признавались в этом.
          Тем летом у Людмилы родился сын. Назвала Сергеем. В память о Жорине. Он всегда вслух мечтал, что у них с Люсей будет сын, и они назовут его Сергеем. Судьба развела их. Но сына она всё равно назвала Сергеем.
          Зимой Георгий опять побывал в Москве. Как всегда, успешно сдал сессию. Возвратившись, продолжал проводить большую часть вечернего времени в школе. В один из вечеров, оказавшись в школе один, включил в учительской магнитофон, чтобы прослушать записи любимых песен. Магнитофон значился техническим средством обучения, учителя пользовались на уроках, воспроизводя выступления исторических деятелей или декламации литературных произведений в исполнении знаменитых артистов. У Георгия была кассета с записями песен. В те годы на селе были особенно популярны передаваемые по радио песни из «Таёжного цикла» Пахмутовой: «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе». Георгий включил магнитофон и услышал исполнение «Бирюсинки», что была в числе записанных им самим. Пусть блюстители авторских прав предъявят мне иск, но я не могу не привести полностью текст этой песни на слова Льва Ошанина и музыку Александры Пахмутовой. Я вынужден это сделать, чтобы читатель мог понять состояние моих героев. И ещё потому,  что современный читатель мог не слышать этой песни и не знает её содержания. Вот эта песня:


                До свиданья, белый город
                С огоньками на весу!
                Через степи, через горы
                Мне на речку Бирюсу.
                Только лоси славят в трубы
                Там сибирскую весну.
                Только валят лесорубы
                Там ангарскую сосну.

                Там, где речка, речка Бирюса,
                Ломая лёд, шумит-поёт на голоса, -               
                Там ждёт меня таёжная
                Тревожная краса…

                Не берёзку, не осинку,
                Не кедровую тайгу,
                А девчонку-бирюсинку
                Позабыть я не могу.
                С ружьецом уйдёт под ветер,
                Не найдёшь четыре дня.
                …Может в лося выстрел метил,
                А ударил он в меня.

                Пусть красивы городские –
                У неё глаза синей.
                Городские не такие,
                Если сердце тянет к ней…
                Перед этим синим взором
                Я как парус на волне.
                То ль её везти мне в город,
                То ль в тайге остаться мне.

                Там, где речка, речка Бирюса,
                Ломая лёд, шумит-поёт на голоса
                Там ждёт меня таёжная
                Тревожная краса…

                (Лев Ошанин. Стихи и песни.  Россия – Родина моя.
                Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках.
                Москва: Художественная литература, 1967)
               
          Теперь, когда перед читателем полный текст, я могу сделать комментарии, понятные ему. Из белого города Ленинграда в Сибирь приехал мой герой. И не беда, что попал не в таёжную глушь, где речка Бирюса, где бродят лоси, а лесорубы валят ангарскую сосну. Валентина самая настоящая коренная сибирячка. Когда ехал Георгий в Сибирь, когда женился, не знал и не подозревал, что именно здесь встретит и полюбит таёжную тревожную красу. Покорён был Георгий Бирюсинкой, в город везти не предполагал, а из-за неё, ради неё, для неё готов был навсегда поселиться в приветливой и необъятной Сибири.
          И когда уезжал в тот раз в Москву, не предполагал, что его и в самом деле ждёт сибирская краса. А она ждала. Только закончились последние звуки песни, как он услышал в записи её голос. Валя читала стихотворение незнакомого ему автора, стихи эти он слышал впервые. Но они написаны будто на заказ, словно специально для него от имени полюбившей его девушки. В стихах Валя обращалась к нему, Георгию, не называя  по имени,  говорила о своей любви, о том, что, видимо, он не догадывается о её чувствах, как она его любит, и потому сама сообщает ему об этом. Она его так любит, что не может больше молчать, не может не сказать ему недогадливому. И Георгий всё понял. Это была не декламация, записанная на магнитофон. Это было признание в любви. Валентина таким способом открылась ему, призналась первая. Он заслуживает её любви, и потому ей не стыдно сознаться в этом.
          Стихотворное признание окончательно сблизило их, они больше не скрывали друг от друга, что любят, что влюблены. Некоторое время спустя, передали из РОНО: директору вместе с учителем математики побывать в соседней школе с каким-то поручением. Рано утром завёрнутые в тулупы сели рядышком в школьные сани и школьная лошадка повезла их по назначению. Расстояние совсем небольшое, километров восемь. Для лошади полчаса ходу. Накануне прошел буран. Дорога местами так занесена, что приходилось ехать наугад. К тому же утренний полумрак, да и небо закрыто тучами. Так что через час оказались совсем в другом селе. К тому времени рассвело, и они без труда добрались до нужного места. Задание выполнили. Вернулись домой. И на всю жизнь запомнили эту поездку: как им было хорошо вместе, какое ликование испытывали оба, блуждая по степи.
          После этой поездки Георгий сочинил стихи. Это был ответ на стихотворение Валентины. Он записал его на магнитофон сразу после её стихов и дал прослушать  оба стихотворения. В стихотворении было ответное признание мужчины, принявшего любовь Бирюсинки и счастливого этой любовью. Запись не сохранилась, в памяти осталось только одно четверостишие. Напоминая о поездке по степи, он декламировал:
                Заблудившись в ночном полумраке,
                Не дождавшись советов чужих,
                Мы дорогу отыщем сами
                Средь тревог и невзгод людских.
          Летом того же года несколько дней вместе провели в Барнауле. Валентина поступила на заочное отделение физмата Барнаульского педагогического. У неё была сессия. Жила в студенческом общежитии. Георгий на несколько дней оказался в командировке. Эти несколько дней они встречались. Точнее несколько вечеров, когда Валя была свободна от занятий. Бродили ошалевшие от счастья по городу, забирались в парк, где целовались до одурения, таким образом изъявляя свои взаимные чувства. В выходной полдня купались в Оби и загорали на песчаном острове.
          В Чуманке несколько раз приходил к Вале в гости домой. Она жила со своей матерью-вдовой. Но визиты смущали Валю. Происходило это на глазах всего села. Попросила не ходить к ней больше домой.
          Однажды воодушевлённый её любовью, Георгий попытался добиться интимной близости. Она категорически пресекла подобную вольность. Такое поведение только возвысило Валю в глазах Георгия. Он решил, что не надо дальше откладывать, надо вступить с ней в законный брак. Но разрушить семью своей односельчанки Валентина не могла, не решилась на такой шаг. Она понимала, всё село осудит её поступок. Георгий не сомневался, что с ней могли бы создать красивую семью, красивую семейную жизнь, были бы оба счастливы. Валя поступила благородно. Она совершила мужественный поступок. Не знаю, что она думала в то время, какой ценой ей далось решение. Они расстались. По настоятельному требованию Валентины. Произошло это как-то само собой, без выяснений и объяснений, размолвок. Вот так  прекратили встречаться наедине.
          Сожалела ли Валентина когда-нибудь потом, что не решилась связать свою судьбу с Георгием, никто не знает, кроме неё самой. А для Георгия Валя навсегда останется в памяти сибирской Бирюсинкой – таёжной тревожной любовью.