Два зимних дня

Сергей Демченко
    Малоснежье.

    Снега действительно мало в этом году.Шел снежок, но его куда то уносило-выдувало так , что к февралю почти не было его ни на полях, ни на дорогах. Зато морозы свирепствовали..

    Вот и сегодна с утра под сорок, с пронизывающим ветров, гонящим завитушки поземки над самой землей. Холодно и голодно.., должен хищник рыскать в поисках какого-нибудь пропитания.

    Двигаюсь по своим старым местам в надежде отыскать койота или волка. На фермерских полях безумствует буран. Швыряя снежную пыль в лицо, воет и посвитывает в кронах одиноко кланяющихся ему деревьев. За лесным массивом притих, притаившись , готовый опять вцепиться морозной хваткой в первого же , отчаявшегося выйти из-за лесного прикрытия. Я не вышел , я остановился за лесом , поставив манок далеко в поле.

    Только сейчас уловил,что почти не чувствую рук и зашитная маска на лице примерзла к щекам от моего дыхания. Идти совсем не тяжело. Я вышел на снегоходный след и шел по нему до самого леса не проваливаясь , но переходя к месту моей засидки попал в такой снежный надув, что с горем пополам из него выбрался. Снега надуло до пояса, а сверху он покрылся толстой плотной коркой . Зато он плотный и сыпучий внутри. Вязнешь как в песке. Манок с наветренной стороны от меня, я оттоптался в низкорослом кустарнике и включил манок.

    Заяц действует безотказно, его же голос я включил и на этот раз. Какой то зверь вышел на противоположной стороне поля из лесного острова почти сразу же. Вышел быстро и пошел перпендикулярно ветру.

    - Лиса ,что ли ? – не могу понять даже в оптику.

    Расстояние метров шестьсот. Рыжий зверь в белой поземке. Хвост сносит ветром. Большой хвост,пушистый..

    - Точно лиса! – я не могу определить пока точно, но похоже.

    Стою жду ..Манок отключил..

    - Зверь идет на легком галопчике, так идет только койот! - Заходит под ветер и поворачивает строго на манок.Теперь я уверен что это койот.

    Всегда удивляюсь его способности определять источник звука. Выровнялся строго на ветер,челночит как легавая против ветра. Ближе , ближе..Я уже смотрю на него сквозь прицел. Светлый зверь, тонкий на высоких ногах. Идет не проваливаясь совершенно. Легкий. Молодой или просто тощий! Определяю для себя место , где можно будет стрелять. До него будет метров сто.

    Включаю манок на малой громкости. Койот останавливается навести прицел на плачущего зайца, до него метров 250. Выключаю манок и он сорвавшись с места устремляется в источнику звука, по прямой , как по струнке. Но почти сразу же начинает забирать дугу обратно, в сторону леска из которого пришел.

    - Ветер..Ветер ... Он рванул и закружил мой запах по полю..Запах взмыленного после преодоления снежного надува коня..Вожу же всегда с собой снегоступы! Одень и никаких проблем!

    Прикладываюсь по уходящему зверю. Койот и так цель небольшая, а угонный, улепетывающий от опасности на всех парах койот вообще не цель!

    Что то не так. Не совсем удачное место и ветер, но от него сегодня не спрячешься.

    К машине выходил долго, борясь со встречно-косым ветром.

    Согревшись горячим чайком, решил проверить еще несколько мест по небольшим колкам на фермерских землях.

    Выехав в чистое поле ужаснулся. Дороги не видно совсем, поземка прятала границы гравийки в густом белом дыму , забив и заровняв свежепринесенным снегом кюветы. Снежный дым клубился над самой землей, поверху же видимость была вполне приличная ,в пределах полукилометра.

    Решив для себя не зарываться в незнакомые места , а проехать по известному маршруту, двигаюсь дальше на ощупь. Впереди небольшая лесная куртинка. Белая пелена поземки бьется в эту куртинку,подскакивая и приземляется далеко за ней в поле, набирая опять потерянную было скорость. За леском прозрачная тишина. Бросается в глаза кусок бревна, лежащий на снегу ,на самом краю, именно в этой прозрачной тишине.

    - Какой то зверь лежит! - Я почти уверен ,что это зверь. На фоне стоящего стройными рядами молодняка, большая лежащая толстая палка..

    Останавливаюсь на дороге, достаю бинокль и вижу..Уже в бинокль вижу! Койот поднимается, тянется по собачьи , прогибаясь в крестце и подтянув голову в небо и уходит, уходит в белую поземку..Тяну карабин..Я стою правой стороной к койоту, до него еще метров сто пятьдесят, но с каждой секундой он уходит дальше и дальше. Тяну карабин в плечо, не могу вложиться..Одежды много и угол..Ловлю в прицел..Зверь понял уже, что по его душу..Переходит на галоп. Стреляю..Сзади! Я вижу , как он поджимается после выстрела.

    - Еще выстрел!.. Невероятно, не могу поверить своим глазам. уходит в туманную поземку..
    Выхожу в поле. Снега почти нет, может по щиколотку. Куда же его уносит то? Малоснежье!

    Хитрован.

    На севере не бывает февральских окон, но все же , иногда близость весны так чувствуется. Дни становятся длиннее, солнце светит ярче , воздух становится прозрачнее и пахучее. Оживает природа после длинных, сумрачных холодов с метелями и буранами и , как напоминание лютой зиме , остаются лишь в полях громадные снежные наносы, напоминающие застывшие громадные океанские волны. Морозы отпускают и после ставших привычными утренних за тридцать, а термометр все чаще и чаще подбирается все ближе к нолю.

    В один из таких дней я и отправился поохотить койотов. Зверь лучше ходит в холода , это бесспорно, но зная из предыдущих охотничьих вылазок вероятные места обитания койотов, я решил попытать охотничьего счастья. Выехал пораньше, т.к. к полудню наст уже не будет держать вес человека даже в снегоступах, а т.к. перспектива барахтаться в надувах, порой доходящих глубиной до пояса мне совсем не нравилась, то я наметил очень скромный маршрут по расбросанным средь фермерскими полями островкам леса.

    Оставив машину на очищенном от снега пятачке стоянки, держу путь к лесному мыску, разделяющему почти пополам два округлых сенокосных участка. Больший, упирающийся в дорогу откуда я только иду и меньший, граничащий с обширным лесным массивом, сохранившимся ломанной линией среди фермерских построек и полей. Этот мысок ,спрятав меня , даст мне возможность обзора всего сенокоса откуда бы зверь не вышел. Манки поставлены , я удобно располагаюсь в чаще, абсолютно уверенным что я вне досягаемости обоняния и зоркого глаза койотов.

    Койоты обладают удивительной способностью слышать, видеть и чуять, видимо именно поэтому они тяготеют к более открытым пространствам прерий, бывая редкими гостями в коренной тайге.

    Манок запел жалобную песню попавшего в беду зайца-беляка. Вторя ему, забился-запрыгал на белом снегу пушистый комочек механического зайца. Сзади меня залаяла собака, очевидно проверяющая законность моего вторжения на охраняемую ею территорию. Залаяла и замолчала. Я далеко от ближайшего жилья, не менее километра, но тем не менее слыша нахождения в ее угодьях постороннего, она пришла и проверила, обозначив свое присутствие.

    Выключаю манок, чтобы не провоцировать собаку.

    - Если она придет ближе и обнаружит меня, то охота пропала. Будет лаять издалека, какие уж тут койоты! – стараюсь не шуметь и не привлекать внимания.

    Но собака, взлаяв однажды, сейчас молчала. Я от нее с подветренной стороны. Может пришла к машине , а скорее всего взлаяла на крики раненого зайца. Может прийти и проверить, так уже было у меня, когда на звук манка из леса выскочили две собаки, пришли , проверили , понюхали и так же быстро скрылись, время от времени полаивая издалека после этого. Что делать , пришлось собираться и уходить.

    Я отвлекся на собаку, стараясь не пропустить ее появления , а когда повернулся к сенокосу, то увидел ее , стоящую в небольшом кустарнике, ровно посередине сенокоса, между мною и лесом. Вернее не ее , а какое то животное, похожее по размерам и очертанию на собаку.

    - Как она быстро обошла меня!? С наветренной стороны, что абсолютно несвойственно хищникам..Странно..! Крупная желтая собака , окрасом и размером похожая на желтого лабрадора. Но почему она стоит в густом кустарнике и как она туда прошла по открытому участку сенокоса? – пытаюсь я проанализировать. – Хотя, поведение фермерских собак не очень отличается от обитающих в окрестности хищников по своей осторожности и умения пользоваться органами чувств.

    Манок молчит, только механическая имитация зайца взлетает над снегом время от времени.

    Я пытаюсь найти собаку в прицел сквозь густое сплетение ветвей кустарника. Густо очень, вижу только желтое пятно , перемещающееся внутри кустов, но не могу детально рассмотреть.

    - Это койот! – понимаю я, как то вдруг и сразу четко рассмотрев голову с большими ушами, опущенную вниз. – Койот! – я его прозевал, увлекшись собакой, а он, не обращая внимания на эту собаку, пришел проверить, что случилось с зайцем. Пришел почти сразу же, после начала работы манка. Но пришел, умело скрываясь и заслоняясь от меня зарослями именно этого, одиноко стоящего на открытом поле небольшого кустарника, закрывшись им при выходе из леса. Закрываясь , скорее всего именно от моего, выдающегося острым носом в открытое поле мыска, как бы понимая и рассчитывая , что опасность может ему угрожать только отсюда.

    Низко наклонив голову, почти до поверхности снега, навострив уши , койот рассматривал это что то , прыгающее по снегу на одном месте, но не выходил из под защиты куста. Двигал головой, поводя влево и вправо, осматривая подозрительный мысок, но не выходил. Хотя и проявлял к происходящему повышенный интерес.
    Я тихонько включил манок на самом малом звуке. Заяц вскрикнул, в предсмертной агонии и защипел задыхаясь..Койот метнулся внутри куста, переместившись вправо, к чистому, как кошка на звук переместившейся под травой мышки, но все же остался там, внутри , в густом сплетении мелкого кустарника. Он был очень возбужден этим зайцем – такой легкой для него добычей, но в тоже время , он не покидал своего надежного, армированного мелким кустарником , укрытия.

    Что то насторожило его.. То ли мечущийся на одном и том же месте механический пушистый клубок , то ли этот мысок, глубоко и подозрительно выдающийся в поле, толи залаявшая в самом начале собака..Что то было не так. Голос зайца, записанный в цифровом формате, несомненно его привлекал, меня он ни видеть, ни чуять не мог. Что то не так...Белый день и этот мысок..? Ведь были же у меня случаи, когда едва заслышав голос попавшего в беду зайца, койоты буквально мчались к самому манку, на полном галопе и без тени сомнения.

    Этот же, прикрываясь кустарником и перемещаясь внутри него, оставался для меня неуязвимым, как будто понимая, что в сплетении кустарника пулей я его не достану.

    Пощекотав мне нервы, койот скрылся в глубине кустарника и изчез. Я его все еще искал в прицеле пока не понял, что он потерял интерес и ушел, опять же находясь постоянно в створе с этими кустами и прикрываясь от моего мыска. Я увидел его уже входящим в лесной массив, утягивающего в наветренную сторону к тому времени и посматривающему время от времени в сторону мыска и на все еще орущего уже громко зайца. Он постоял на самом краю прислушиваясь и оглядываясь какое то время, потом скрылся в лесу. Я все продолжал его звать, теша себя надеждой на удачу.

    Он был совсем близко для винтовочного выстрела, но так и не дал мне возможность его произвести. Какой хитрован с шахматным складом ума!