Зальцбургские легенды

Алла Чурлина
Сегодня: Домик «Волшебной флейты» (Zauberfloetenhaeuschen)

«Когда чуть-чуть влюблён мужчина»

Зальцбург бесспорно город В.А. Моцарта. Не только по факту его рождения, детства, взросления и становления личности в этом городе. Это, прежде всего, круг общения его семьи, его друзья (как, впрочем, и недруги), почитатели его таланта. Его современники и современный ему город в своих социально-бытовых обстоятельствах и сословных правилах. Его соотечественники во все времена: как от Рождества Христова — идёт отсчёт востребованности его творческого наследия здесь, дома, и за пределами любого масштаба — при жизни и в наше время. Моцарт давно стал личностью мирового уровня. И, конечно же, международные институты, отвечающие за сохранность и профессиональную презентацию его жизни и творчества. Многочисленные сообщества и организации, ему посвященные или в его честь названные. Это произведения искусств разных жанров, вызванные к жизни его гением. Это китч и пародия на него же, спровоцированные популярностью его бренда.

О гениальности В.А.Моцарта следует сказать особо. Это не «спущенный свыше» феномен или дар, а результат грамотного воспитания и образования с раннего детства. И, вероятно, это редкая, как и в наши дни, доставшаяся сестре и брату полноценная родительская любовь, принятие своих детей в любом их проявлении, ежедневный родительский труд по формированию полноты жизненного восприятия и содержания. Да, Наннерль и Вольфгангу достались гениальные родители. Именно их усилиями творческий потенциал детей был не пропущен, не загублен, не изуродован, а поддержан, проявлен и подготовлен к самореализации. Перед глазами детей был пример деятельного и гармоничного отношения взрослых к жизни и друг к другу. А впоследствии — удивительная преданность победам своих детей. Собственно, название всему этому давно проповедуется, но мало кем практикуется. В семье Моцартов любовь была достоинством души и повседневностью.

Есть самые разнообразные экскурсионные маршруты по местам В.А. Моцарта в Зальцбурге. Есть большой выбор мест (более 30) и объектов, связанных с его жизнью и творчеством или в его честь возведённых. Но, пожалуй, самым незаметным, скромным, надёжно укрытым от несведущего любопытства и, в то же время, исключительно передающим его живое присутствие является маленький деревянный домик под мшистой крышей. Передающим или только воображаемым? Какая разница, ведь это очередная легенда Зальцбурга!

Большинство путеводителей или вообще не уделяют внимания этому объекту, или сообщают, что в этом летнем садовом домике якобы (будто бы, по преданиям, предположительно, вероятно, возможно и т.д.) в 1791 году в Вене Моцарт сочинял музыку к опере «Волшебная флейта». Домик был предоставлен в его распоряжение собратом (?) Моцарта по масонской ложе Эмануэлем Шиканедером, авторству которого приписывают либретто оперы. Композитор вынужден был уединиться в удалённом от центра венском предместье Виден, дабы ничто его не отвлекало от работы. В 1873 году домик в качестве бесценного дара был передан Международному фонду Моцарта в Зальцбурге и сначала помещён в «Саду гномов» в парке Мирабель, затем торжественно установлен на горе Капуцинов и, наконец, окончательно прописан в «Бастионном саду» Моцартеума.

Сегодня увидеть его можно из Летнего театра (= «Театра в живой изгороди») сбоку от большого партера парка Мирабель, а подойти к нему — если вы во время антракта пройдёте через буфет Большого зала Моцартеума в «Бастионный сад». Это также одна из возможностей для любителей органной музыки: после реставрации органа Большого зала Моцартеума для привлечения внимания жителей и гостей города часто по вторникам в 12:30 Фонд Моцарта и Международная академия Моцартеум приглашают всех желающих на бесплатный 45-минутный концерт, после которого наградой служит демонстрация «Домика «Волшебной флейты»». В тёплое время года и, прежде всего, во время зальцбургских фестивалей двери домика распахнуты для посетителей. Тогда внутри вам предъявляют маленькую выставку, которая рассказывает о «венской» и «зальцбургской» судьбе как самого домика, так и об истории написания оперы.

Итак, «неисповедимы пути» Моцарта в прошлом — да что там в прошлом! — а ведь восстановить можно по дням и часам. Попробуем … В том, на первый взгляд, хаотичном выхватывании событий из жизни композитора, который я предлагаю вашему вниманию, есть определённая цель. Я попыталась свести разные планы его времени и судьбы: исторические, социальные, личные и профессиональной хроники. Бесспорно, что это делали многие замечательные авторы, но в их полных и глубоких исследованиях теряется нерв его сопротивления рутине и спячке. А мне было важно передать тот насыщенный ритм его бытия и ту яркость его отклика на происходящее в его окружении и в мире, мне хотелось почувствовать вслед за ним посылы этих событий и их влияние на его настроение, на его переживания, в конце концов на то, чем наполнена его музыка этого периода. Ведь обычно мы имеем дело или с музыковедческим анализом его творчества, за которым теряется он как человек повседневности; или с перечислением подробностей всех, попадающих в поле контактов и соприкосновений с его судьбой; или «малозначащие» факты биографии и поверхностное перечисление «путеводителей» по его жизни. Разве можно предположить, что в жизни Моцарта (как, впрочем, и каждого из нас) есть малозначащие факты?

Обстоятельства — не с кем и какой творит каждый человек свою жизнь, а условия её, КАК он справляется со своей ответственностью перед Богом, перед собой, перед родными, любимыми, друзьями. Как он дорожит и умеет защищать созданный, принятый, дарованный ему мир и людей, в него впущенных. Иногда или часто себе в ущерб, даже вопреки логике, нанося себе душевные раны, но ради спокойствия и гармонии вокруг, ради тепла, обращённого к нему, ради братства и следования к себе лучшему, а значит — к прогрессу, вырывания себя из болота штампов и фальши. И всё это через то, что он умеет профессионально, ради чего был призван на землю, всё это через и языком музыки. Фоном проходят хорошо нам известные по его письмам факты: сложные отношения со службой и в Зальцбурге, и в Вене; напряжение в семье с отцом и сестрой из-за их неприятия Констанцы; бытовые неурядицы из-за безденежья (одни только 13 переездов с квартиры на квартиру в венский период); вечные кредиторы с одной стороны и умаляющие его значимость и востребованность завистники; страдания из-за смерти детей, из-за невзаимности в личной жизни, и бесконечные долги — долг сына, долг мужа, долг чести, долг творчества … Как же ему не хватало времени и покоя! Как он ценил эти маленькие островки свободы — в дороге, в Бертрамке у Душеков, в отсутствии себя и своих домашних (всё им обеспечив), в маленьком домике за театром в Вене.

Судите сами, какое впечатление вы в результате получите и какие вопросы у вас скорее всего возникнут после этого перечня. А вопросов в связи с жизнью такой яркой звезды как Моцарт ещё уйма, много запутанного, много умалчиваемого и отретушированного.

Жизнь этого человека заняла 13.097 дней (35 лет, 10 месяцев и 9 дней), из которых он провёл в поездках 3.720 дней (то есть 10 лет, 2 месяца и 8 дней). Кто бы смог сегодня назвать цифры, отражающие влияние творчества этого человека на землян?

(сетка событий сделана по изданиям и материалам:
Герман Аберт «В.А.Моцарт», М. 1990
Б.С. Штейнпресс «Очерки и этюды», М. 1980
Г.В. Чичерин «Моцарт», Л. 1987
Й. Дальхоф, Г. Дуда, Д. Кернер. «В.А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерти. М. 1991
Wilma und Franz Prinz «Моzart. Mensch. Musiker. Freimaurer.» 1998
Horst Erwin Reischenboeck „Die Mozarts in Salzburg“, 2002
Мишель Парути «Моцарт. Избранник богов», М. 2003
Eva Gesine Baur „Mozarts Salzburg“ 2005
Жиль Кантагрель «Рождение шедевров: Моцарт», М. 2005
«Mozart» Bilder und Klaenge, Land Salzburg und ISMozarteum 1991
„Mozarthaus Vienna“, 2006
«Моцарт. Жизнь композитора в текстах и иллюстрациях», 2012
и др.)

- в 1780 году (в год смерти императрицы Марии Терезии, которая в последние годы жизни настоятельно рекомендовала своим сыновьям не выпускать Моцарта из страны и не брать его на работу при дворе), в этот год осенью Моцарт знакомится в Зальцбурге с актёром, певцом, режиссёром, драматургом и обработчиком текстов Эмануэлем Шиканедером (Иоганном Иозефом Шиканедером 1751-1812), который с 17 сентября и до поста 1781 года гастролировал со своей театральной труппой в Зальцбурге; знакомство сулило сценические заказы и близость как к театральным кругам, так и к высокопоставленным заказчикам и меломанам (со слов театрального директора, за обаянием и юмором которого умело скрывались «бахвальство и невероятная моральная беззастенчивость» Г. Аберт);

- в 1781 году начинается открытая фаза конфликта Моцарта с архиепископом Зальцбурга Коллоредо и графом Арко; в этот год Моцарт не возвращается из Вены (куда был вызван в марте князем-архиепископом Иеронимом графом Коллоредо в составе зальцбургского посольства по случаю восхождения на престол старшего сына Марии Терезии, императора Иосифа II) и самовольно покидает службу зальцбургского двора; в том же году он получает предложение стать кандидатом для вступления в одну из масонских лож Вены; основные принципы масонов — мудрость и любовь к человечеству — давно были практикой его жизни и самовыражения в творчестве, нуждались в совершенствовании и духовном покровительстве;

- к этому моменту в Вене было восемь лож, но уже давно (а не по факту смерти матери, с которой Иосиф II соправительствовал и неоднократно, проводя реформы общественной жизни и экономики империи, обсуждал элитные объединения столицы) несущий бремя власти император решается на закрытие шести лож, сливая их в две; обстановка накалялась революционными веяниями с Нового света, устаревшие формы правления и сдерживания масс в повиновении давно занимали лучшие умы мира; ложи горячо обсуждали новости из-за океана и не скупились на едкую критику промахов светских и церковных верхов власти; ложи вынуждали контролировать и одёргивать слишком одарённых свободомыслием; Габсбурги всегда были членами лож: меньше «пространство» - легче отслеживать потенциальную оппозицию;

- 4 августа 1782 года венчание в Вене Вольфганга Моцарта с Констанце фон Вебер; за девять лет супружества Констанце перенесла шесть беременностей (выжило два сына), что серьёзно подорвало её здоровье и требовало регулярного лечения и восстановительных процедур на курорте; это существенно осложняло финансовое положение семьи, требовало дополнительных расходов и увеличивало денежную зависимость от спонсоров и кредиторов; это также сказалось на неоправдавших себя  ожиданиях молодой супруги об обеспеченной и беззаботной жизни со знаменитым композитором;

- 17 июня 1783 года рождение первого ребёнка у супругов Моцартов — Раймунд Леопольд (умер 19 августа в том же году);

- 21 сентября 1784 года вторые роды супруги — у Вольфганга и Констанцы родился сын Карл Томас; после детских и юношеских занятий фортепианной игрой, он с 14 лет жил в Ливорно, где окончил торговую гимназию, был успешным коммерсантом, а впоследствии чиновником на государственной службе (штатным переводчиком с итальянского в имперской Финансовой палате в Ломбардии); с 1842 сделал бесценные дарения и вклады в будущий Международный фонд Моцартеум (инструменты, письма, семейная хроника), присутствовал при торжествах в честь отца по случаю 100-летнего юбилея в 1856 году в Зальцбурге и через два года, в 1858, скончался в возрасте 74 лет;

- в конце 1784 года происходит окончательное сближение Моцарта с масонами; его друг и покровитель барон Готфрид Бернхард ван Свитен и ещё более влиятельный для Моцарта авторитет, также его друг — геолог, знаток минералогии, учёный-египтолог и великий гуманист — Игнац фон Борн, глава (=великий магистр) ложи «Коронованная надежда» (он же — прообраз Бога солнца Зарастро в опере) — эти люди побудили Моцарта примкнуть к масонству и сыграли не последнюю роль в его дальнейшей судьбе и творчестве; этим же годом помечена картина «Церемония принятия в венскую ложу «Коронованная надежда»», на которой крайним справа изображен В.А.Моцарт; Вольфганг ещё в Зальцбурге в 13-летнем возрасте был введён отцом Леопольдом в ритуальные стороны жизни масонов — он начинает регулярно писать особую «музыку для посвящённых» к знаменательным событиям и датам братского объединения;

- Игнац фон Борн играл видную роль в ложе «Истинное согласие», он превратил её в уникальное сообщество интеллектуалов, привлёк в неё самых знаменитых «властителей дум» венского общества, прежде всего гуманитариев, людей науки и искусства; в братских кругах широко было известно сочинение Борна «О тайнах египтян» (большинство музыкальных критиков и моцартоведов отмечают, что якобы это исследование было взято Э. Шиканедером за основу для написания либретто оперы «Волшебная флейта», но есть и противоположные мнения, что он лишь исполнил обязанности «сочинителя текста», разбив данный ему материал на действия, добавив соединения кусков и подписавшись);

- 5 ноября 1784 года в театре «Ам Кертнертор» в присутствии Иосифа II труппой Шиканедера и Кумпфа была исполнена опера Моцарта «Похищение из сераля»;

- в ноябре 1784 года Моцарт направил соискательное письмо в ложу «К благотворительности» (дочерняя ложа от «Истинного согласия», которой руководил фон Борн);

- 14 декабря 1784 года Моцарт был удостоен посвящения в звании подмастерья;

- 24 декабря 1784 года Моцарт нанёс рождественские визиты ложе «Истинное согласие» и её преподобному И. фон Борну; (спустя 5 дней, 29 декабря, прошение о приёме в эту ложу подаёт Йозеф Гайдн);

- 7 января 1785 года Моцарт поднялся до звания помощника, а 13 января становится членом ложи «Истинное согласие» в звании мастера (магистра); в этот же год зимой он склоняет отца Леопольда, приехавшего к нему в Вену впервые после женитьбы в августе 1782 года на Констанце фон Вебер, к вступлению в венскую ложу (вспомним, что Леопольд Моцарт благодаря дружбе со своим первым домовладельцем после женитьбы в 1747 году в Зальцбурге, Лоренцем Хагенауэром, был тесно связан и заслужил высокое доверие зальцбургской ложи, был представлен и хорошо знаком с кругами зальцбургского братства, писал музыку и выступал на собраниях ложи, выполнял их поручения во время гастрольных поездок по Европе, но никогда не был членом ложи в Зальцбурге);

- 6 февраля 1785 года был дан последний спектакль в Вене труппы Э. Шиканедера; после крупной ссоры с женой его труппа распалась и он уезжает в Германию; Моцарт теряет «сцену» для своих театральных работ;

- 11 февраля 1785 года в звание мастера посвящён и Йозеф Гайдн (он получает заказы на сочинение музыки и приглашения от французских и английских лож);

- 6 апреля 1785 года Леопольд Моцарт принят в ложу «К благотворительности» в звании подмастерья; 16 апреля он переходит на ступень помощника в ложе «Истинное согласие» и 22 апреля (из-за скорого возвращения в Зальцбург) становится мастером; по этому поводу в ложе «Коронованная надежда» был дан банкет;

- в июле 1785 года Моцартом для церемонии принятия в звание мастера одного из его друзей и братьев по ложе написана «Масонская траурная музыка»;

- в этом же году Моцарт пишет кантату «Радость каменщика» (Die Maurerfreude) на текст поэмы, восхвалявшей интеллектуальные заслуги И. фон Борна;

- в ноябре и декабре 1785 года Моцарт ещё два раза дирижировал на похоронах аристократов (заклинание смерти в масонском ритуале);

- 14 января 1786 года Моцарт не смог присутствовать на учредительном созыве новой ложи, о чём сообщает в письме главному мастеру графу Венцелю Паару.

- в 1786 году Э. Шиканедер с позором изгнан из регенсбургской масонской ложи;

- финансовая помощь от собрата по ложе Йоганна Михаэля Пухберга (аристократ, был на 5 лет моложе Моцарта) на лечение Констанцы в Бадене (после очередных неудачных родов она была при смерти); в душе Моцарта царят горячая братская дружба, полное доверие и всеохватывающая нежность;

- 1 мая 1786 года премьера в Праге «Женитьбы Фигаро»; два года игнорирования и с  конца августа 1789 «Женитьбу Фигаро» возобновляют на сцене в Вене;

- 18 октября 1786 года рождение сына Йоганна Томаса Леопольда, умирает 15 ноября в Вене);

- январь 1787 года — супруги Моцарты в Праге; в феврале они возвращаются в Вену; Моцарт приступает к работе над «Дон Жуаном» для пражской премьеры; 28 октября этого же года «Дон Жуан» завершён в Праге;

- в 1787 году Э. Шиканедер становится руководителем театра в Регенсбурге и немало преуспевает размахом представлений в нём; всё это стало в конце концов надоедать публике и в особенности критике;

- 28 мая 1787 года в Зальцбурге на 68 году жизни умирает Леопольд Моцарт; усиливающееся одиночество Моцарта;

- в марте 1787 года ложи, которые посещал Моцарт, образуют одну «Коронованная надежда»; в атмосфере образованных людей, профессионалов своего дела, шёл активный обмен новыми представлениями о мире и обществе, всё резче звучала критика существующего строя;

- в декабре 1787 года, после пяти лет унизительного ожидания придворной службы в Вене, Моцарт занял освободившуюся после смерти Глюка должность императорско-королевского камерного музыканта (и то только потому, что до императора дошли слухи о желании Моцарта покинуть Австрию; это поставило бы под удар честь столицы «просвещённого монарха»); в отличие от Глюка, который получал на этой должности 2000 флоринов, годовой оклад Моцарта был определён в 800 флоринов; самым оскорбительным была полная невостребованность его присутствия в должности — его музыку не исполняли, ему не делали заказов при дворе, его не приглашали в официальные поездки двора в Европе;

- июнь 1788 — два письма с просьбами о финансовой помощи Пухбергу;

- «При жизни Моцарта в Париже были поставлены созданные Сальери специально для Франции две оперы, и не была исполнена там ни одна опера Моцарта. Ни в Лондоне, ни в Петербурге, ни в Копенгагене, ни в Мадриде, где шли сценические произведения Сальери, Моцарт вообще не был известен как оперный композитор. Вина ли это Сальери?» (Б.С.Штейнпресс, «Антонио Сальери в легенде и действительности», Очерки и этюды, М. 1980);

- в 1788 году положение Э. Шиканедера в Регенсбурге окончательно пошатнулось;

- в начале 1789 года Эмануэль Шиканедер со всей своей труппой вновь направляется в Вену;

- с 1 апреля 1789 года Шиканедер становится наравне со своей бывшей супругой Элеонорой Ардт, содиректором «императорского королевского привилегированного театра» во Фрайхаузе. Исчерпывающую характеристику этому «беспокойному человеку» даёт Герман Аберт («В.А. Моцарт», часть 2, книга 2, стр. 244-245, М. Музыка, 1990), из которой обращаю наше внимание на фразу: «По образованию своему он едва ли овладел искусством письма и счёта, ...»; там же отмечается удивительная сноровка Шиканедера в прогнозах зрительских вкусов и интересов, а точнее — обывательского безвкусия и банальной пошлости;

- 14 июля 1789 года взятие Бастилии, начало Великой Французской революции (её завершение 18 октября 1799). Окрыляющие сознание масонские призывы к свободе, равенству и братству получили реальное поле действий.

- 26 августа 1789 года в Париже Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» — один из первых документов демократического конституционализма;

- 16 ноября 1789 года у супругов Моцартов родилась дочь Анна, которая умерла в тот же день;

- в декабре 1789 — январе 1790 Моцарт по заказу императора сочиняет оперу «Так поступают все, или Школа влюблённых»; 26 января 1790 года она с успехом исполнена впервые в венском «Бургтеатре»;

- 20 февраля 1790 года скончался император Иосиф II;

- 13 марта 1790 года восшествие на престол императора Леопольда II. Он призывает закрыть две оставшиеся ложи и слить их в одну общую, а самого себя предлагает назначить великим магистром, чтобы осуществлять полный контроль над настроениями и устремлениями венских масонов и их связями с прогрессивными центрами Европы: Леопольд II усмотрел в ложах зародыш революционных ячеек. Либретто оперы «Волшебная флейта» в известном смысле стало проектом некоего возмездия новому императору.

- в 1790 году во Франкфурте на Майне Моцарт играет свой фортепианный концерт D-Dur (назв. «Коронационным») во время коронации императора Леопольда II;

- середина мая 1790 года — Констанце в Бадене под Веной на лечении; денег не хватает и Моцарт вновь обращается с просьбой за ссудой к своему собрату по ложе Пухбергу;

- ранним летом 1790 года Моцарт начинает работу над «Волшебной флейтой». Но не только этим озабочен и вдохновлён композитор. Ни его друг и наставник, барон фон Борн, ни Моцарт не собираются подчиниться воле императора. Более того, за полтора года до смерти Моцарт решает открыть свою собственную масонскую ложу «Грот» (на что он имел право как мастер ложи) и активно набирает единомышленников под оппозиционную программу будущего объединения.

- 7 марта 1791 года якобы Шиканедер просит Моцарта о помощи в создании «Волшебной флейты»: ему просто необходим «боевик», чтобы удержаться в Вене со своим театром; Моцарт идёт навстречу собрату (!) по ложе и соглашается начать работать над оперой (внимание: Шиканедер был членом масонской ложи только в Регенсбурге, откуда его выгнали). К этому моменту Моцарт состоял членом ложи «Коронованная надежда на Востоке», куда Шиканедер не входил. Более того, нет никаких свидетельств о масонстве Шиканедера в Вене. Тем более, что работа над либретто оперы начата за год до этой «просьбы» Шиканедера. Моцарт тщательно прорабатывает с Шиканедером текст оперы, в которой представлен масонский ритуал посвящения с его философией, символами и испытаниями.

- ранним летом 1791 года Моцарт работает над оперой, в том числе и в маленьком садовом домике в парке за театром, который ему предоставил Шиканедер, зная привычку композитора медлить с записью нот (гениальное состояние в процессе творчества — перебирать и «проигрывать» в голове и душе многократные варианты в поисках окончательного, лучшего, неповторимого); под неусыпным контролем Шиканедера Моцарт провёл в этом домике от одной недели до максимум 10 дней; Моцарт пишет об этом садовом уединении 6 июня в письме к Констанце;

- в начале июня 1791 года Моцарт впервые высказывает жене своё предположение об отравлении; его тревожность и ухудшение самочувствия будут оценены впоследствии специалистами (музыкальными критиками и врачами) как «навязчивая идея». Были ли основания для предчувствия?

- 20 июня 1791 попытка короля Франции Людовик XVI, потерпевшего поражение от Национального собрания и потерявшего власть в стране, бежать из страны закончилась неудачей, а впоследствии восстание 10 августа 1792 года привело к свержению монархии и 21 января 1792 года король был обезглавлен на пл. Революции.

- 1 июля 1791 года Моцарт приступил к инструментовке «Волшебной флейты», через восемь недель опера была завершена и исполнена;

- в июле 1791 года работу над «Волшебной флейтой» прерывает заказ «Реквиема»;

- 24 июля 1791 года, не достигнув 50-летия, умирает Игнац фон Борн: «по натуре боец, боролся с монархами и монастырями как заклятыми врагами всех устремлений подлинной человеческой любви» (Неттль — Nettl P.). Моцарт теряет одного из главных своих учителей и единомышленников. Человека, с которым он начинал работу над содержанием будущей оперы «Волшебная флейта» и с которым выстраивает её либретто; подозрение об отравлении Борна, также как и ещё одного великого магистра другой ложи, не желавшей подчиниться воле императора; устраняются все, кто мог хоть как-то повлиять на революционные настроения воодушевлённых французскими событиями масонов Вены; над головами просвещённой элиты нависла грозовая туча власти в лице императора и архиепископов Вены (Мигацци) и Зальцбурга (Коллоредо); активность Моцарта раздражала особенно — это почувствовал близкий к закрытым кругам власти Антонио Сальери (его профессиональное самолюбие было впервые задето после «Свадьбы Фигаро» и особенно после «Дон Жуана»: увековечивание памяти о себе как величайшем оперном авторе этой эпохи выходило из-под контроля); Моцарт был беззащитен в повседневности и недосягаем в одарённости, он становился лицом не только своей эпохи, но и выразителем лучших качеств человечества на много веков вперёд;

- 26 июля 1791 года шестые роды супруги — у Вольфганга и Констанцы родился сын Франц Ксавер Вольфганг-младший; юрист по образованию, виртуозный пианист, композитор, замечательный педагог и капельмейстер — он умрёт в 1844 году в возрасте 54 лет, так и не будучи допущенным к организации будущего Международного фонда его отца, на что так надеялась (с 1841) и о чём так радела перед смертью (в 1842) его мать, вдова Моцарта;

- в середине августа 1791 Моцарт получает заказ от чешских сословий на торжественную оперу к предстоящему 6 сентября в Праге коронованию Леопольда II как чешского короля; практически за 18 дней, работая в том числе в пути в карете, Моцарт создаёт «Милосердие Тита». Успех был умеренным, к тому же он приехал в Прагу уже больным. Работа над «Титом» была начата ещё в 1790 году, но не нашла своей реализации. Сейчас же всё было в сверхсжатые сроки и требовало неимоверных усилий. Есть предположение, что до последнего театральный импрессарио Моцарта в Праге, Доменико Гуардазони, безрезультатно пытался привлечь к этому заказу Сальери. Прощаясь со своими пражскими друзьями в середине сентября Моцарт уже не надеялся увидеться с ними вновь;

- 2 сентября 1791 года по велению императора Леопольда II, в присутствии его величества и двора был исполнен в Праге «Дон Жуан» под управлением Моцарта ;

- 6 сентября 1791 года в день коронации дана опера-сериа «Милосердие Тита» (с умеренным успехом из-за перегруженности дня и состояния слушателей празднеством и пиршеством официального протокола);

- в середине сентября Моцарт возвращается в Вену и доводит до конца (28.сентября) работу над «Волшебной флейтой» (параллельно с «Реквиемом»); Шиканедер репетирует всю вторую половину сентября с труппой оперу;

- 30 сентября 1791 года, за два месяца до смерти, Моцарт дирижирует на премьере оперы «Волшебная флейта» в театре «Ауф дер Виден» во Фрайхаузе; Шиканедер исполняет партию Папагено; своячница Моцарта, Жозефа Хофер (сестра Констанцы), с 1788 года в составе труппы Шиканедера и на премьере исполнила партию Царицы ночи;

- «Со стороны Моцарта создание оперы было … вызовом правительству, демонстрацией в пользу запретных масонских идей и пропагандой их вопреки преследованиям». К этому моменту «Моцарт настолько основательно порвал с церковью, что когда перед его смертью жена (без его ведома) стала звать священника к умирающему мужу, все священники отказались, считая Моцарта безбожником, и он умер без причастия» (Г.В.Чичерин «Моцарт»).

- октябрь 1791 — Констанце вновь в Бадене на лечении;

- 15 ноября 1791 года Моцарт прерывает работу над «Реквиемом» и пишет «Маленькую масонскую кантату», которой последний раз прилюдно дирижирует 18 ноября на освящении нового храма «Коронованной надежды»; 20 ноября Моцарт окончательно слёг в постель из-за болезни и в ночь 5 декабря в 0:55 умер.

То, что официальные лица любят клеймить ярлыками всех для себя неугодных, а пугливые массы столетиями повторяют за ними чушь, - не ново. То, что этот почти 36-летний «безбожник» своей музыкой дал понимание величия и чистоты веры и любви человеческого сердца, - вписано в историю человечества навечно.

И не так уж важно сегодня, служил ли этот садовый домик складом, где держали садовый инвентарь или куда на зиму убирали мебель с опустевших дорожек парка. Или он укрывал отдыхающих от работы в театре и прогуливающихся зрителей во время дождя. Возможно, здесь оркестранты назначали пылкие и томные свидания артисткам кордебалета, а Моцарт репетировал с певцами и певицами вокальные партии. Да мало ли кому требовалось уединиться для встречи или разговора от чужих глаз и ушей. Важно, что Вольфганг Моцарт в этом более чем скромном помещении творил музыку, раздвигая ею пространство до вселенских масштабов. Важно, что для души и творческой энергии не требуются особенные условия, кроме наполненности жизнью. Если вы профессионал, если вы гений. Если вы ставите перед собой высокие задачи и служите долгу чести.


08.04.2018