Чужой велик

Юра Ют
(Dmitry Provotorov photo)



Сценарий короткометражки.

Война и после войны, примерно 1948 год. Общее настроение – разруха, нищета и некое приподнятое настроение. Сцены в Москве, в коммуналке, за городом (опушка, на проселочной дороге и в партизанском отряде).


СЦЕНА 1

Идут трамваи, звенят на поворотах.

Идет старик с бородой и палкой.

Окна пыльные. Центр города.

Мальчик (10) спит в комнате, в своей кровати. Видит конец сна. Одеяло сползло. На нем – черные трусы и белая майка.

–  Жди, –  говорит ему женский голос во сне.

–  Чего ждать, мам?! Чего?! – возмущается он, и просыпается.

Мальчик выходит в длинный коридор коммунальной квартиры: там, вдалеке, под одиноко горящей тусклой лампочкой стоит велик.

Мальчик прислушивается, потом проходит несколько шагов, открывает первую дверь и оказывается внутри повествования (мальчик представляет рассказ – и мы видим то, что он представляет).


СЦЕНА 2

На опушке леса.

–  Стреляй! – командует партизан неуверенному партизану-подростку, которого заставили навести винтовку на немцев.

Немцы грязные, в мокрой одежде. Идет дождь.

–  Я не могу, –  говорит подросток и опускает винтовку.


СЦЕНА 3

В блиндаже за столом сидит виноватый подросток. Рядом стоит недовольный майор (40), командир партизанского отряда.

–  Ты хочешь есть. Ты хочешь свободы. Это нормально. Но мы оказались здесь, под землей, а там – враги. Мы не хотели, –  они пришли к нам. Ты должен убивать.


СЦЕНА 4

Немцы наступают. Они берут в плен подростка.


СЦЕНА 5

На опушке леса.

–  Blaffen! – командует немецкий офицер неуверенному партизану-подростку, которого заставили навести винтовку на партизан.

–  Стреляй! – переводит подростку фразу немецкий солдат, на плохом русском.

Партизаны стоят грязные, в мокрой одежде, с разбитыми лицами в кровь. Идет дождь.

–  Я не могу, –  говорит подросток и опускает винтовку.

–  Blaffen! – орет офицер.

–  Стреляй! –  переводит немецкий солдат подростку.

Раздается выстрел.


СЦЕНА 6

Подросток идет дальше по коридору коммуналки. Заглядывает в следующую дверь и оказывается опять внутри повествования (мальчик представляет рассказ – и мы видим то, что он представляет).


СЦЕНА 7

Коммуналка. На общей кухне.

–  Ты был там! – говорит баба подростку. Расстроенные и злые женщины обступили его.

–  Да не был я! Не был! – подросток отступает, закрывает лицо рукавом, чтобы не били.

–  Как же ты не был, если тебя три дня искали?! – возмущается баба. – Весь отряд перебили, а тебя – нет?!

–  Я сбежал! – кричит испуганный подросток. – Как мне доказать то, чего не было?!


СЦЕНА 8

Подросток выбегает в коридор, видит велик, хаотично оглядывается, открывает ближайшую дверь, забегает туда.


СЦЕНА 9

Чья-то комната. Подросток стоит у стены, дышит испуганно, пытается успокоиться.


СЦЕНА 10

–  Мама, давай уедем! – подросток кричит это во сне и просыпается на своей кровати. Одеяло сползло. На нем – черные трусы и белая майка.


СЦЕНА 11

Коммуналка. На общей кухне.

Подросток стоит у стены, дышит испуганно, пытается успокоиться. Смотрит на обступивших его женщин.

–  Я не спецально! Я не спецально! – сползает он по стене, закрывает голову руками и начинает плакать.

–  Ты был там! – говорит злая баба подростку.

Расстроенные и злые женщины склоняются над ним.

–  Скажите это его матери! – говорит еще одна недовольная баба.

–  Расступитесь! – командует еще одна женщина, расталкивая локтями баб.

Эта баба русская, но одета в немецкую форму. Она проходит, присаживается рядом с плачущим подростком, гладит его по голове.

–  Мама… –  всхлипывает подросток и смотрит на нее.

–  Он просто хотел уехать, – говорит женщина и улыбается.

–  Да… – тянут слово довольные бабы и улыбаются.

Мальчик садится на тот самый велик, который стоит теперь на общей кухне.

–  Расступитесь! – командует женщина, одетая в немецкую форму.

Бабы расходятся.

Мальчик отталкивается, начинает крутить педали, и выезжает на грунтовую дорогу. Бабы стоят на улице, машут ему вслед.

За мальчиком бежит черный пес.

–  Blaffen! – командует немецкий офицер пленному советскому офицеру, которого заставили навести винтовку на уезжающего подростка.

–  Стреляй! – переводит немецкий солдат советскому офицеру.

Советский офицер стискивает зубы, поворачивает винтовку на немецкого офицера и стреляет. Немецкий офицер падает. Идет дождь.

–  Я сбежал! – кричит подросток, уезжающий на велосипеде.

Маршируют солдаты в черных трусах и белых майках.

–  Я не знаю как мне доказать то, чего не было. Мама, давай уедем! – говорит майор, командир партизанского отряда, сидя на могиле, у памятника своей матери.


СЦЕНА 12

Комната в коммуналке.

–  Передоз, –  говорит твердо врач, подняв веки молодого человека (20), светя в глаз фонариком. – Срочно носилки!

–  Расступитесь! – командуют санитары столпившимся в коридоре бабам в белых блузках и черных юбках.

Санитары выносят молодого человека на носилках.

–  Что такое «Blaffen»? – спрашивает немецкий солдат-переводчик у санитара, едя с ним в машине около носилок с подростком.

–  «Ты хочешь есть. Ты хочешь свободы. Это нормально», –  объясняет переводчику врач, обернувшись с переднего сиденья.

–  Ну, что тут нового? – спрашивает старик с бородой и палкой, проходя мимо толпы, стоящей на проселочной дороге.

–  Где ты был?! Мы искали тебя три дня! – какой-то мужчина присел, обхватил голову черного мокрого пса, теребит его, обнимает, становясь в грязь коленями.

Пошел дождь.

Женщины кидают грязью в проходящих мимо фашистов, плюются в них. Пленных немцев ведут автоматчики. Одна женщина зачерпнула земли, но другая не дает ей кинуть в немцев, –  схватила ее за руку.

–  Жди, –  говорит она сквозь зубы той, что с грязью.

На обочине женщина сняла с головы платок, плачет над убитым ребенком.

–  Скажи это его матери! – говорит недовольная баба той, что схватила ее за руку.

Баба бежит рядом с подростком, едущем на велике.

–  Ты был там! – говорит она ему.


СЦЕНА 13

В длинном коридоре коммунальной квартиры под одиноко горящей тусклой лампочкой стоит велик. Камера приближается к нему.

«Чего ждать, мам?! Чего?!» – раздается закадровый голос.


По мотивам сна 07.04.18