Между медведем и оленем

Евгений Черняев
Я закрываю глаза.
Я чувствую запах этого желтого леса. Насыщенность воздуха мешает, не дает впитать важные оттенки, поэтому приходится читать следы. Это сложно. Чтение следов в лесу, где каждый оставляет после себя намек на свое существование, – занятия только для опытных охотников. Слава богу, я – один из них.
Сколько бы я ни ругал жизнь, какие бы истории не рассказывал друзьям по вечерам, как бы не хвалил добычу или зверя, который идет по моим следам, мне нравится этот лес, эта влажная терпкость запаха, эти упавшие веточки и тот текст, который они рассказывают мне.
Я иду за зверем, чтобы убить его. Это не кара, не дань традициям, даже не способ пропитания. Для меня это нечто большее. Возможность увидеть жизнь, заглянув в ускользающие искры смерти. Ведь только зная, что умрем, мы понимаем, что живы. Другой зверь идет за мной. Он хочет убить меня. Для чего? Я смогу задать ему этот вопрос, если замешкаюсь, если буду идти слишком медленно, если буду слишком долго читать послания на земле.
Но если другой зверь, тот который сейчас выслеживает меня окажется проворнее, сильнее, хитрее, я буду благодарен ему и его силе за боль потому, что она навсегда освободит от этого леса и бесконечных поисков.

Я открываю глаза.
Я вижу окно. За ним облачные полоски: синяя, серая, белая. Еще серая, но уже светлее. С того места, где я сижу, сквозь стекла двадцатого этажа я вижу до горизонта и могу насчитать этих полосок штук двадцать. Такое себе занятие для одиннадцати утра, поэтому я закрываю глаза.

Я знаю этот лес. Или обманываю себя?! Как я могу знать этот лес? Он больше меня, старше и, разумеется, мудрее. Если я думаю, что этот лес – часть меня, то я проиграл, и зверь, который идет за мной, настигнет меня. Поэтому приходится напоминать, каким бы маленьким и беззащитным в этот момент я себе не казался, это я –  часть этого леса. Я маленький камушек, едва заметная веточка, буква грандиозного послания. Чтобы кто-то другой смог прочитать текст, чтобы кто-то другой смог понять смысл этого послания, я должен находится на своем месте. Каждый из нас должен занимать свое единственное правильное место.
Мне удалось найти то, ради чего я опустился на колени – горсть веток разрушали общий строй, здесь в этом месте едва заметно гармония и порядок были разрушены. Кем? Если бы это был зверь, идущий за мной, след звучал бы ярче, а значит это зверь, за которым охочусь я. Теперь направление известно и надо поторопиться.
 
Я открываю глаза.
Я вижу комнату, одну из четырех принадлежащих мне. Иногда моя квартира напоминает мне клетку, в которую меня поместили на усладу жаждущим впечатления глаз. Стоит слишком сильно поверить, что такое возможно и я начинаю искать скрытые камеры, но быстро вспоминаю сумму, которую заплатил за эти апартаменты. Я сам купил себе эту клетку?
Здесь спрятано множество идей, любая из них способна раздвинуть границы клетки, растворить их, превратить в окно или даже в портал в иное измерение. Вот, например, эта картина, которую долго уговаривал купить какой-то уличный торговец. Двадцать три дерева. Я считал. Одиннадцать с одной стороны, остальные с другой. Стволы изогнуты  дугой, словно деревья, стыдясь происходящего под их кронами, раздвигаются к краям изображения, оголяя томительную внутреннюю суть.
По коричневой земле на двух лапах шагает медведь. То, что это именно медведь, приходится додумывать, потому как он больше похож на инопланетного гостя, доброго большого чужого. Инопланетянин настолько милостив и мудр, что одел на себя шкуру медведя, но не смог скрыть своего естества. Поэтому идет на двух лапах, поэтому держит в руке горящую свечу, поэтому он с полотна смотрит прямо на зрителя, извиняясь за свое присутствие здесь, понимая как он своим видом разрушает то мнимое спокойствие, которое дарит мне эта дорогая клетка.
Этот медведь-инопланетянин ведет за руку светловолосую девочку в белом платье. Первое время, сидя здесь в кресле и рассматривая картину, я размышлял о той покорности, с которой девчонка соглашается на приглашение медведя. Что движет ей? Ее взгляд направлен куда-то в сторону, она не смотрит ни на меня, ни на медведя, кажется, что она изучает что-то спрятанное у себя внутри. Значит это что-то может быть гораздо страшнее лохматого инопланетянина с горящей свечкой в руке.
Девочка ведет за собой божью коровку. Это странное существо с колесами вместо лап, также как и медведь, смотрит на зрителя с глубокой и неотвратимой покорностью. Возможно, именно она, божья коровка, знает тайный смысл всего происходящего. Не только в нарисованном лесу, в связке с медведем, а даже здесь, в этой квартире, в этом доме, в этом городе.
Если бы я был писателем, то написал бы рассказ, назвав его «Между медведем и божьей коровкой».

И я закрываю глаза.
Как только ловишь след, в тот самый момент, когда в твоем уме зажигается уверенность в правильном направлении, весь лес  преображается. Звуки становятся четче, запахи резче, солнце ярче. Но ты больше не видишь лес, мысли о том, что ты часть, исчезают. Тебя на длинную, почти вечную секунду оставляет тяжелое ощущение преследования, потому что ничего, кроме зверя, за которым ты идешь, не остается. Теперь он – это ты. Ты знаешь, что он делает сейчас, зачем он это делает и что он будет делать дальше.
Но тот зверь, который идет за мной, такой же, как я, а значит, если он нашел мой след… Об этом сейчас лучше не думать, несмотря на то, что это единственный закон, по которому живут все. Если ты найдешь зверя –будешь жить, если зверь тебя, то нет. Это как простенькое математическое уравнение, которое повторяясь многократно, создает сложное изображение. Один плюс один, два умножить на два, четыре возвести в степень и вот уже шестнадцать. Если проделать эту процедуру еще раз, опираясь на готовый результат, движение продолжится, а там недалеко до трехмерного мира и причины, почему именно такие деревья растут в этом лесу.
Возможно, я слишком надолго увлекся математическими хитростями, потому что почувствовал взгляд. Прямо на затылке. Зверь нашел меня.

Я открываю глаза. Улыбаюсь своим странным видениям и, чтобы не видеть покорную девчонку в светлом платье, перехожу в кухню. Вот он – символ современной эпохи. Будь я модным дизайнером, назвал бы его чистый глянец. Глянец, потому что каждая поверхность упрямо отражает другие упрямые поверхности. Все линии одновременно тонкие, стройные, строгие, без попытки дать сигнал мне или кому-то еще, что есть что-то другое. За пределами глянца.
А чистый, потому что в окружении этой дорогой и удобной мебели (по мнению лоснящегося рекламного буклета) никого кроме меня нет. Я проверял. Я заводил подружек. Понимаю, звучит как «заводил обезьянок, кошек или собачек». Но я честен с собой, по крайней мере стараюсь таким быть, а значит слово останется именно таким. Тем более, что уверен – каждая из них рассказывала своим подружкам, что завела богатого ухажера.
Так вот, здесь, в этом чистом глянце, проще и спокойнее переживать факт тотального одиночества. Если же рядом есть кто-то, кого ты «завел», на некоторое время можно отвлечься, но ядро вопроса никуда не девается. Кто ты и зачем ты здесь? Зачем тебе этот чистый глянец? Так ли важно, чтобы модель плиты начиналась буквами AT и числом 3276? Так ли нужен мне автоподогрев и контроль температурных режимов, если я ни разу ее не включил?
Я открываю холодильник и вспоминаю ту покорность, с которой девочка идет за мохнатым инопланетянином в шкуре медведя. Он говорит ей: «Успокойся, доверься, я знаю что делаю, я знаю, где тебе на самом деле надо быть».
Холодильник – по истине лучшее достижение человеческого прогресса, потому что в его дверце я нахожу почти полную бутылку текилы. Обхватив холодное стеклянное горлышко, я ненадолго закрываю глаза.

Я, все так же опустившись на одно колено, всматриваюсь в след зверя, за которым охочусь, но это чувство на затылке становится сильнее, а значит шансов почти не осталось.
Ругаю ли я себя за неосмотрительность? Хочу ли я другого сценария? Мечтаю ли я посмотреть зверю в глаза? Жалею ли себя? Да. Ответ на каждый из этих вопросов. Да, жалею, мечтаю и хочу. Но кто-то другой, кто знает, как на самом деле выглядит правда, улыбается или даже смеется. Потому что скоро все закончится.
Я поднимаюсь во весь рост, оборачиваюсь и вижу его. Зверь нашел меня. Большой черный спокойный голодный. Хорошо что один из нас не сомневается, хорошо, что именно тот кто не сомневается сегодня будет сытым выйдя победителем.

Я открываю глаза. Полный решимости, смешанной с лукавой надеждой. Захлопываю холодильник и, прихватив по дороге высокую прозрачную рюмку, возвращаюсь в комнату с большим окном, падаю на диван и смотрю на девочку и божью коровку. С мохнатым инопланетянином все ясно – он знает куда идет и это не я. Кто тогда я? Девочка в белом платье или деревянная божья коровка на колесах вместо ног?
Зубами я вытаскиваю пробку и закрываю глаза.

Жаль, что в этот сладкий миг своего поражения никто меня не видит. Только он. Настигший меня зверь. Теперь он не спешит, он уже все понял. Я слышу его терпкое дыхание, его тяжелую поступь. Шаг за шагом он приближается ко мне, а я к своей свободе. Что будет, если в этот раз я откажусь от борьбы? Раньше, когда зверь находил меня, я боролся, показывая богам, что в этом мое предназначение, что я сильный, несмотря на все свои слабости. Что я достоин жить в этом лесу, быть охотником и вдыхать этот густой аромат жизни.  Что будет, если в этот раз я буду смотреть в глаза зверя с любовью и почтением? Что будет, если попытаюсь его обнять, прижаться к его огромному телу, почувствовать его тепло?

Я открываю глаза и наполняю рюмку холодной жидкостью.
Сделаю я глоток или нет – не имеет никакого значения, потому что зверь настиг меня. Мне остается подчиниться. Тогда, возможно там, в глубинах человеческой покорности, в черных пещерах самых страшных снов, в которые мы так или иначе попадаем, найду ответ на вопрос: «Так кто же я: ищущий охотник, добыча или зверь, идущий за мной?».

Я закрываю глаза, чтобы еще раз увидеть его, прекрасного, почти бога. Я исчезну, он исчезнет, чтобы повторить нашу игру еще раз.
Я открываю глаза, улыбаюсь девочке с божьей коровкой. Будь я художником, нарисовал бы другую картину, где между тихими соснами медленно, без лишних приключений и мнимых надежд поднимается солнце.

Конец
Апрель 2018
http://www.mvr.kiev.ua/