Куликовская битва. Былины, историки, писатели

Кучин Владимир
В 1380 году состоялась битва на Куликовом поле – впервые русские войска одержали победу над силами Орды. Эта статья анализирует некоторые эпизоды этого события, в трактовке русских былин, русских историков, писателей.

Итак. 

Перед битвой на поле Куликовом  летом 1380 года Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевском монастыре и получил благословение от Сергия Радонежского на церковной службе. Произошло это «на Фрола и Павла» - это дает возможность назвать точную дату - 18 августа 1380 года, возможно 19 августа Дмитрий уже был в Москве и выступил не ранее 20 августа с войском на Коломну. Причиной поездки Дмитрия к Сергию Радонежскому была в том, что русский народ СВОЕМУ московскому иерарху Киприану не доверял.

Читаем у Борисова.

Николай Борисов  «Сергей Радонежский»:

«И Дмитрий нашел единственно правильное решение. Кто-то, чье слово значит для простонародья больше, чем его собственное, должен как бы поручиться за него перед Русью, породнить его с могучей силой земли. Поначалу, должно быть, эта мысль показалась князю почти оскорбительной. Однако чем дольше он размышлял, тем яснее понимал, что непременно должен взыскать себе «поручника свята». Им не мог быть ни чужеземец Киприан, ни кто другой из московских иерархов. Народ верил одному только Сергию. К нему и отправился Дмитрий с небольшой свитой. 17 августа он уже был на Маковце.
До поздней ночи просидел он в келье у Сергия, рассказывая о своих заботах и тревогах, ИСПОВЕДУЯСЬ как перед причастием. Дмитрий был до конца откровенен с игуменом и высказал заветное: ему нужно было не просто благословение, но и какие-то зримые всем воинам свидетельства того, что «великий старец» признал борьбу с Мамаем священной войной. Проводив князя на ночлег, Сергий созвал к себе наиболее уважаемых «старцев». Глубокой ночью в его келье состоялся монашеский совет…».

Так пишет современный писатель – т.е. Дмитрий ПРОСИТ у Сергия благословения, но древнерусский текст (также как и Никоновский список летописи) трактует события ИНАЧЕ – Сергий ПРОСИТ Дмитрия прослушать литургию и откушать хлеба, а он торопиться на битву – скорее всего именно так дело и обстояло. Читаем в Сказании.

«Сказание о  Мамаевом побоище»:

«Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. И упросил его преподобный игумен Сергий, чтобы прослушал он святую литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра. По окончании же литургии ПРОСИЛ святой Сергий со всею братьею великого князя, чтобы откушал хлеба в доме живоначальной Троицы, в обители его. Великий же князь был в замешательстве, ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары, и просил он преподобного, чтобы его отпустил. И ответил ему преподобный старец: «Это твое промедление двойным для тебя поспешеньем обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся».»

Русские войска победили. Победили войска беклярбека, мятежника Мамая, т.к. ханом Орды был Токтамыш. Остался вопрос, где победили? На месте т.н. «сражения» не найдено никаких следов битвы – ни оружия, ни останков тел, ничего! Искали эти останки в 1980 году (600-летие битвы) саперы с металлоискателями очень тщательно – никаких результатов. Куликовская битва т.о. на этом месте под большим вопросом. Чтобы не будоражить умы об этом принято не распространяться.

Где же была битва? Наилучшая мнемоническая версия – «на Кулишках» - это район памятника героям Плевны и Старой площади в Москве. Т.е. под восточными стенами Москвы на северном берегу реки Москвы до реки Яуза. Версия, которую проверить невозможно. Историческим источником по Куликовской битве является «Задонщина», в ней место сражения указано точно, но сама подлинность данного документа вызывает определенные сомнения.

Оригинально трактует значение Куликовской битвы авторитетный историк Гумилев.

Лев Гумилев «От Руси до России», 1992:

Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю оставалось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы,  владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения.

Победа на поле Куликовом имело огромное военное значение – но, конечно, не всемирно-историческое. Лев Гумилев обнаруживает в этой победе образование нового этноса – Московской Руси, но об образовании данного этноса никто в 14 веке не знал, а воевать люди русские шли не за Москву, а за ЗЕМЛЮ РУССКУЮ, как в «Задонщине» и прописано. Читаем сказание.


«Задонщина» Перевод Л. Дмитриева:

«Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. Кликнул Див в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве.»

Выводы.

Небольшое литературное сравнение эпосов «Сказание о  Мамаевом побоище» и «Задонщина» с трудами писателя Борисова и историка Гумилева дает поразительный результат – трактовка писателя и историка ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНА ТОМУ, что было написано во времена собственно Куликовской битвы.