Но валерьянки в доме не было

Галина Третьякова Николаева
     Сменились времена, сменились нравы.  Раньше  в посёлке знали друг друга не только в лицо, но и всю  родословную соседей, помнили кто когда родился и кто когда женился. Вместе праздники отмечали, на свадьбы и проводины друг друга приглашали; удивлялись, что в городах годами живут на одной лестничной площадке и не знают друг друга. Так же и в посёлках стало. Все куда-то спешат и торопятся, ездят  на машинах, пешком редко кого  увидишь. Из старых  соседей кто умер, кто  уехал, другие заехали в дом, не желая знакомиться с живущими рядом. Всё  перестроили, переделали, заборов высоких наставили и… закрылись друг от друга. 
     Забытый всеми  небольшой домик на три окошка  ютился как сиротка среди отремонтированных или заново отстроенных красивых домов в посёлке Селиверстово.  Покосившиеся ворота, а на них побагровевшая от времени  пятиконечная звезда, которая напоминала о том, что здесь живёт участник Великой Отечественной войны. Прохудившаяся крыша, крыльцо  с прогнившими  плахами,  полуразрушенные постройки- баня, сарайчушка, дровяник, туалет, повалившаяся изгородь…  Вот здесь и живёт  фронтовик, орденоносец, инвалид Великой Отечественной воны  Степан Петрович  Скворцов.
   Ещё тридцать лет назад соседи крыли крыши шифером, а  Степану Петровичу с  супругой Александрой Семёновной не до этого было- детей учили. Так и осталась тёсовая. Срубы построек меняли соседи, а им опять не до этого…  Квартиры  на фабрике, где работал Степан Петрович, давали  ветеранам. Но он отказался. Зачем ему квартира? Свой-то дом, пусть и небольшой, но свой, огород  большой, скотины развели   видимо-невидимо.  Сначала детей растили- кормить надо, потом внучата на лето приезжали- а у  бабушки с дедушкой  свеженькое молочко, сметанка, творожок, яйца, а в огороде -  овощи, ягоды. И зимой приедут  сыновья и дочери- с собой им сумку  мяса, сала, картошки… Что там в городе-то? Пустые полки в магазинах, очереди огромные,  талоны на  продукты, а здесь своё, домашнее…  Нужны были  детям…. А годы шли… Закрылась фабрика и  квартиру больше уже никогда не получишь… Всё постарело-  сами старики,  домик ,  постройки, здоровья не стало…. А потом умерла жена Александра, с которой прожили в любви и согласии без году шестьдесят  лет.  Корову  пришлось убрать, а после неё и другую скотину- холодно  в конюшне без коровушки- то.  Огород Степан Петрович запустил, но сотки четыре  картошки для себя растил- сам копает,  окучивает, выкапывает, а там и моркови немного,  свёклы с капустой….
     « А скучно одному.  Дети не ездят,  а внуки и правнуки тем более- молодые, не до стариков им. Ране-то хоть письма писали, фотографии маленьких правнуков и внуков присылали. А потом… Старший сын погиб, младший умер, приступ сердечный, молодой был, едва пятьдесят стукнуло, дочь старшая уехала на Украину. Было письмо лет десять назад, писала- болеет, оправдывалась, что приехать на похороны к матери не смогла, с  внуками водится, ехать далеко к отцу, вряд ли уж и свидятся…
А вот младшая дочь Татьяна, та ездит,  на неё вся надёжа. Помощница. Куда б я без неё?- думал частенько Степан Петрович, когда по ночам сон не брал и мысли всякие в голову приходили. - Видно уж отжил я своё… Что живу?  Небо копчу. Все годки мои умерли, в соседях уж даже семидесятилетних нет, не только что.  Мрут, мрут… Рак этот вот проклятый виноват. А мне что? На войне не погиб, а ведь сколько раз мог, вот ведь сколько дружков не пришло с войны, а я вот жив…  Шурочка моя умерла и забрала бы сразу с собой, так нет же, десять лет без неё… скучно.
     Ране-то веселее было. Почтальонка раз в месяц приходила, пенсию приносила, поговорит малость и на душе легче. Потом в магазин ходил. Там  продавец  молоденькая, а добрая, всё расспросит, посоветует. Было, и  бутылочку себе покупал, чего там греха таить. Поделаешь что-то дома, глоток выпьешь- словно десяток лет скинул, всё полегче. И тоска ненадолго уходит. А потом Танюшка приезжала, пенсию заберёт, продуктов купит, заплатит за электричество да телефон, таблеток разных купит, сварит чего-нибудь. Недели через две снова приедет, она в райцентре живёт, часто-то не наездишься».
-Папка, я ведь уже старая стала,-  поговаривала она в последнее время, -вот давление барахлит, сердце шалит. Один ты у нас такой крепкий,  фронтовая видно в тебе закалка. Тебе ведь уже девяносто два! Подумать только!
-Танюша, так ты не езди часто-то. Можешь и раз в месяц. Я ведь сам всё делаю. Мне ведь главное таблеток купить, аптека-то далеко. А в магазин я и сам схожу, тут недалече. Ты мне оставь немного денег-то, хоть на хлеб, чтобы свежий брать.
-Да что ты, папка, я сама тебе всё буду покупать.
  Но, видимо послушалась отца, ездить стала раз в месяц, после пенсии. Иногда и не хватало отцу продуктов, но,  выкраивал. « Картошка-то своя, проживу, - думал он,-  в войну ещё хуже было, да не умер. А сейчас что? Сейчас уж отжил своё».
        А потом Татьяна сказала, чтобы отец перевёл пенсию на карточку, что так сейчас все делают, это очень удобно и надёжно.
-Папка, знаешь сколько сейчас бандитов кругом. Вон по телевизору сколько раз показывали, что  у стариков пенсию отбирали и убивали их. От греха подальше. А так я  сниму с карточки деньги, куплю тебе всё, что надо и  живи-радуйся. Не переживай, уж голодом-то я тебя не оставлю, -заверила его дочь.
    Оформила отцу документы, всё сделала. И теперь не стала к Степану Петровичу раз в месяц приходить почтальонка. А  он по привычке выходил в этот день на улицу, садился на скамейку, ждал.
-Степан Петрович! Ну как поживаете?- увидев его издали, подходила почтальонка Наташа.
 Поговорит, спросит о здоровье, вздохнёт и пошутит:
 -А вот пенсии сегодня вам нет. Дочь то часто ездит? Возит  вам деньги?
-Да бывает, как же? Проведает, да продукты с лекарствами покупает.  А скажи-ка Наташа, с Украины-то долго письма  идут? Что-то мне старшая Людмила не пишет. Поди случилось что?
-Не переживайте, Степан Петрович,  худые вести быстрее приходят, чем хорошие. Значит хорошо живёт, раз не пишет, -успокоила его почтальонка.  Уходила, попрощавшись, с горьким осадком на сердце.
       А в мае каждый год  приходят поздравить с Днём Победы.  Это уж как календарь: если пришли поздравлять, значит снова День Победы. Ещё год прожил. Ребятишки с учителями поздравляли, песни пели. Расспрашивают  как воевал, да за что медали получал.
- « За что? Да за войну, её,  проклятую и получал, будь она проклята. Вот орден Красной звезды….  Это  я  под Сталинградом пять танков немецких подбил, сам в танке горел, выскочил, а вот  Гришка  Федотов и   Хасан  Рамазанов погибли.  Потом, вот уж под  Кенинсбергом,  орден Славы, потом ещё один. Да что там вспоминать?  Какой я герой? Герои погибли за Родину, а я просто выполнял то, что положено было делать на войне. Мы же не за медалями и орденами  шли воевать, нам врага нужно было  угнать с нашей земли. Ну оценили меня, решили что достоин наград, тоже приятно».
      Из сельсовета приходили- когда  коробку конфет подарят, когда пакет с продуктами: сгущёнка там, чай, масло растительное с консервами. И открытку. Сказали, что  Губернатор открытку послал. Приятно Степану Петровичу.  Поставит открытку на комод, на самое видное место и сколько раз  за  день посмотрит, красивая открытка.
«Сам Губернатор послал. Стало быть я заслужил»-думал ветеран.
А  из продуктов  он суп варил. Конфеты и сгущёнку всегда оставлял. «Танюшка приедет- угощу хоть»-  думал  отец. Как когда-то, много лет назад, продуктовые наборы, которыми снабжали  фронтовиков к Дню Победы,  доставались детям и внукам. Радости сколько было! Где ещё такие дефициты купишь?
      А в этом году что-то зачастили гости.  Целая делегация пришла, всё спрашивают, глава сельсовета  ему медаль  прицепил, фотографировали,  как да что выспрашивают. Ну рассказал немного.  Оказывается, 70 лет прошло, как война кончилась! А как- будто вчера было! Молодые все были, бедовые, никакой смерти не боялись. До сих пор снятся бои и друзья, просыпается весь в поту от крика: «Вперёд! В атаку!» И главное, чем старше становится, тем чаще снится война и друзья, которые  во сне молодые, такие, какие погибли тогда. К себе зовут….
     «Опять у меня гости. Приехали какие-то незнакомые люди, с ними девчушка молоденькая, худущая, шустрая, ну прям как моя Шура в молодости. Сказала, мол откуда-то со СМИ, не знаю что это такое. У порога-то парни с ней стоят, сторожат что ли её, что- то там  вспыхивает, шумит, как-то называется, камера что ли? Нет, не фотоаппарат, его-то я знаю. Они водят этой камерой: то  меня снимают, то в комнате что-то. А девчушка, прям как хозяйка- облазила все шкафы, и в посудный заглянула. И в буфет с продуктами, в холодильник,  даже  в шифоньере дверки открыла,   одеяло на кровати отогнула».
 Степан Петрович так и не понял, что она здесь раскомандовалась.  «Выгнать ли чё ли?» А потом решил: «Да пусть, раз ей интересно.»
 А девчушка защебетала:
-Степан Петрович! К вам приходят из Администрации, помогают чем-то?
-А зачем мне помогать? Живу и живу. Мне дочь помогает. А из Администрации, как ты говоришь, вчерась  были. Вон медаль принесли. Спрашивали где и как воевал.
-И всё? А соцработник у вас есть?
-Работник?-  Степан Петрович недослышал, и конечно же не понял что за работник.- А зачем мне работник? Я вон сам дров принесу, воды, огород вот   скоро пойду копать, картошку опять же посажу.
- А  почему вы живёте в таких условиях? Вы знаете, что есть постановление о том, чтобы обеспечили всех ветеранов войны благоустроенными квартирами?
-Нет. Да и зачем? Сколько уж там жить то мне осталось? Пусть уж молодёжь в квартирах живёт. Мне ладно здесь.
-Степан Петрович, а  если не секрет, какая у вас пенсия?
-Я, девка и сам-то не знаю. Дочка получает. Вот два года назад,  когда получал сам, так  двадцать четыре   тысячи было. А какие это деньги? По старому-то всё- равно что 24 рубля.
-Это дочь вам так сказала?- спросила девчушка.
-Так оно самому понятно, девка. Я ведь арифметику-то в школе учил. Если я раньше 200 рублей получал, так булка хлеба 20 копеек стоила. А сейчас 24 тысяч получаю, так булка хлеба  24 рубля стоит.
-Да, дедуля. С арифметикой у вас не всё в порядке,- засмеялась девчушка, похожая на его Шурочку в молодости,- 24 тысячи  пенсии в наше время это очень даже неплохо. Вам можно каждый день  в столовой  питаться на такие деньги.
« Что это она всё моими деньгами интересуется»- заволновался  Степан Петрович. -Правильно Танька-то говорила, обворовывают стариков да убивают. Вишь сколько их понаехало, может и в самом деле грабить приехали? Нет, я им просто так не дамся.  Молодец, дочка, перехитрила их, денег-то у меня нет. На карточке все.»
Так и сказал непрошенным гостям. «Мол, нате, выкусите.»
-А когда в последний раз была ваша дочка? Когда продукты покупала вам?- опять не отстаёт эта пигалица. « Может не поверила что у меня денег нет?»-пронеслось в голове.
-А вот аккурат в Пасху и была. Кулич мне привезла и яйца  крашеные. Продуктов и лекарств на месяц купила, - как бы оправдывался Степан Петрович.
-Так ведь месяц уже прошёл! - всплеснула руками девчушка. - У вас же вон осталось гречки  граммов триста, с полкило рожек, да полбутылки масла. Степан Петрович! Так не должны жить у нас ветераны!
-Так в войну хуже было. Проживём, картошка своя, капуста.
       Девчушка вытащила из  своей огромной сумки кошелёк, шепнула что-то стоящему у порога пареньку.
      Минут десять спустя тот принёс и вывалил на стол  приличный кусок колбасы, булку хлеба,  две пачки масла сливочного,  чай, мешочек с пряниками  и конфетами.
 Степан Петрович  хлопал глазами, не понимая ничего.
-Это мне? - удивился он.
- Вам конечно, кушайте, чай распивайте, сегодня у вас праздник, гости приехали!
-Так давайте к столу, вместе попьём,  я чайник вскипячу,- засуетился ветеран. -А вы так и не спросили как я воевал, за что у  меня ордена и медали…. Обычно все спрашивали…
- Степан Петрович! Мы и так знаем как вы воевали, знаем, что и ордена у вас  есть, и медали; знаем, что отважный вы воин. Но мы не за этим приехали. Мы хотели узнать как вы сейчас живёте, не зря ли проливали кровь вы и ваши товарищи? Мы приедем к вам ещё через недельку, посмотрим, что изменилось.  Вот тогда и попьём чайку, - заверила его девчушка, прощаясь, парни пожали ему руку.
     А назавтра  к Степану Петровичу пришёл глава Администрации, который медаль ему вручал. И ещё несколько  женщин вместе с ним. А потом  приехала на такси дочь Татьяна. Влетела в дом, запыхалась, увидев посторонних, бросилась к отцу, не стесняясь, закричала:
-Папка,  ну всё же опозорил ты меня на всю страну. Как ты мог этих прощелыг - журналистов  к себе пустить?
-Каких прощелыг? Я никого не пускал…, - виновато вздохнул отец.
-Как никого?  Так по телевизору тебя  показывали, твои шкафы и холодильник открывали и сказали, что родная дочь тебя- заморила, что продуктов никаких, и деньги за тебя получает, а тебе не даёт, и не ездит-то она к тебе, и не моет-то у тебя, и что живёшь-то ты в развалюхе….
Женщина из свиты главы администрации  открыла шкафы, холодильник,
-Вот колбаса, масло,  откуда это у тебя? Я тебе не покупала! - воскликнула  дочь.
-Это мне вчерась эти, как ты говоришь, прощелыги, купили. И пряников купили, и чай с хлебом. На гостинец. И денег не взяли. Садитесь, угощу, - пригласил ветеран.
Дочь махнула на отца рукой, схватилась за сердце  и побежала искать у него в  коробке валерьянки. Её там не оказалось.
- Татьяна Степановна!- взял слово глава. - Мы не менее вашего возмущены. Но вы возмущены поведением отца, а мы возмущены вашим поведением. Журналисты приехали неожиданно для нас, не предупредили, в  администрацию не зашли. Их задача была узнать как плохо живут ветераны. Видно у кого-то у прохожих спросили где живёт фронтовик. И они своего добились. Показали репортаж, в котором  нашу администрацию выставили в неприглядном виде, что мы не работаем с фронтовиками, не обеспечили их квартирами, а у нас все пять фронтовиков и вдов обеспечены. Все живут в квартирах, кто один, кто с детьми. Только  вы  одни купили квартиру в райцентре и живёте в ней. А ваш отец видимо даже не в курсе, что квартиру ему купили. Вы хотя бы предупредили отца, неужели бы он её вам не отдал? А сейчас видите как получилось… Он продолжает жить в этой  полуразвалившейся хибаре. От соцработника вы тоже отказались, сказали, что сами будете ухаживать, продукты и лекарства покупать, а вместо этого- раз в месяц приезжаете. А обвинили в репортаже нас.
    Женщина, которая открывала шкафы, видимо из района она  приехала, а может из области,  спросила:
-Так как же дальше жить будем? Давайте прямо сейчас решим. Слабый контроль у вас, Алексей Викторович, - обратилась она к главе. -У вас есть совет ветеранов, женсовет…. Почему не проводите работу? Или раз в год принесли подарок, на том и кончилось? Они старые люди, а старые как малые. Давайте решайте, либо соцработника даёте и ремонтируете дом и постройки за счёт Татьяны Степановны. Расход денег, даже если ими будет распоряжаться его дочь, будет  контролировать соцработник, продукты закупать, лекарства и так далее. И не раз в месяц рожки да крупу с маргарином, а нормальные полноценные  продукты. Пенсия у него хорошая, хватит, если дети не будут забирать. Либо, Степан Петрович,  решайте сами-  жить к дочери уедете?
-Нет, нет, в той квартире у меня дочь с зятем живут, с детьми, а у самой у меня квартирка маленькая, да ещё сын со мной неженатый, взрослый уже. Пьёт он. Папке у нас не понравится. Тебе одному лучше, правда папка?
-Лучше, лучше, - проворчал отец. Он  ВСЁ понял.
-Ну что же, давайте остановимся на первом варианте, - подвела итог женщина из района, а может даже области. Вы же знаете, Алексей Викторович, Первый канал если за что-то возьмётся, не отстанет,- улыбнулась она главе.
     Так и не понял Степан Петрович, похвалила она Первый канал или  осудила. Но понял, что Первый канал-это и есть та пронырливая девчушка, так похожая на  его Шурочку в молодости.
-Да, Первый канал обещал через неделю приехать, сказали, чай будут со мной пить.
    Что-то  кольнуло в сердце  и Степан Петрович  подумал: «Вот и Шурочка моя за мной пришла».
     Всё поплыло как в тумане,  слышал как все засуетились, зашумели, кто-то кричал: «Валерьянку, валерьянку».  Но валерьянки  в доме не было….