Спиртное на сцене. История первая

Аллан Гурченко
(Актёры шутят)

     Театр – живое творчество, потому что на сцене работают живые люди, актёры, и за их творческим процессом внимательно из зала наблюдают другие живые люди, зрители – за сиюсекундным рождением творческого акта. Во время спектакля, помимо развития сюжета, может произойти всякое: актёр иногда забывает текст, он может в тексте что-то напутать, что-то перепутать в мизансцене, закашляться, ему просто может стать плохо, или…
     Иногда актёры приходят на спектакль с температурой. Но сцена имеет удивительное свойство – исцелять. Не дай, БОГ, конечно, чтобы на сцене – особенно во время спектакля – происходили нежелательные эксцессы вплоть до падения декораций, штанкетов (я уже не говорю о громких хлопках при перегорании прожекторных ламп). Но когда в ход развития сюжета ещё включается (добрая или злая, подстава не подстава) шутка партнёра по сцене, то это тоже надо пережить. Да, бывает всякое. Все перечисленные примеры случаются один реже другого. Главное, чтобы, когда это происходит, зритель максимально ничего не заметил, или принял происходящее за должное, или же оценил, кАк актёр всё это обыграет.
     Спиртное – это самое банальное, что можно придумать для розыгрыша своих партнёров во время спектакля. В нашем театре бывали неоднократные, но очень нечастые примеры с применением подобных розыгрышей. Конечно, эти приколы были содеяны абсолютно без злого умысла. Все актёры нынче вспоминают подобные истории с радушным юмором, улыбаясь вместе с режиссёром. Но тогда, конечно, тем, кто на сцене реально «принимал на грудь», – им было не до смеха. Главное оправдание для всех – что все были молоды, здоровы, счастливы!

     Итак, конец 80-х годов. В нашем театре идёт обычный вечерний спектакль «Последний срок» по мотивам повести В. Г. Распутина. Во время сцены в бане два персонажа, родные братья, прячась от своих сестёр и старой матери, по сюжету активно пьют водку буквально без закуски. Два актёра, исполняя роли братьев, конечно же, на самом деле должны пить воду. И так было все спектакли. Но однажды один спектакль отличился, благодаря шутке нашего бутафора-реквизитора, который всегда готовил к спектаклю ящик водки, то бишь – воды. Почему он вдруг решил так пошутить, мне не ведомо. В этом спектакле я не был занят, и в тот раз я находился в зале. Актёры, как обычно, наливали воду из бутылки, выпивали, оценивали крепость напитка и продолжали общение по сюжету. Но то, что потом после этого спектакля активно обсуждалось, я сначала никак не мог понять. Оказывается, мои партнёры вынуждены были на сцене выпить по грамм 150 настоящей водки в три захода и без закуски; после представления они весело и живо обсуждали это неожиданное событие, а я думал, что они, как обычно, пили простую воду. Я – искушённый зритель – не заметил подвоха. Да я о таком и подумать не смел! Для меня тогда подобный прикол был впервые. Реквизитор, конечно, рисковал. Но он бы этого и не сделал, если бы крепко не дружил с этими актёрами. Ведь он и сам тоже вместе с ними играл в других спектаклях и надеялся, что они поймут его желание таким «макаром» ввести их в реальные обстоятельства. И не ошибся. Они поняли его экстремальную шутку, хотя это, всё-таки, было рискованно. «Последний срок» – особенно серьёзный спектакль, психологическая драма: после бани нужно было сыграть непростую кульминационную сцену; и актёры сыграли всё настолько чётко, что зрители ничего худого не заподозрили. Сценические испытания на алкоголь для зрителей прошли незаметно. Конечно, режиссёру об этом случае сразу никто не рассказал. И в дальнейшем над этой сценой в бане больше так не шутили. А эта весёлая история в виде театральной байки осталась в доброй памяти. И опыт подобных приколов редко-редко в нашем театре, но повторялся. Лично мне также пришлось однажды неожиданно это испытать.
05.04.18.