Марафон и Мерцающие шахматы

Алексей Ратушный
В юности у меня было две страсти, две влюблённости, два увлечения.
Я бегал марафон и играл в шахматы.
Точнее – я непрерывно бегал сверхдлинные дистанции и усиленно занимался шахматными упражнениями.
До буквально последних дней я рассматривал эти свои страстные увлечённости изолированно друг от друга.
Но вот довелось увидеть прекрасный фильм о марафонах в Чикаго.
По телевизору.
И впервые я осознал то, что буквально с самого начала лежало на поверхности.
Не скрою, меня и самого всегда интересовали вопросы о генезисе того или иного моего достижения.
Нарпимер: почему я стал юным чемпионом города Краснодара?
Приехал.
Побегал по нему год и… чемпион!
В юности, по малолетству и недомыслию я предполагал, что это был мой, скажем жестко и сильно, талант!
Сейчас, с высоты прожитых лет и переживания множества событий я могу уверенно признать – да не было в том и капли таланта.
А как мне довелось выиграть Всесоюзный сеанс одновременной игры который дал всей стране бессмертный Ферзьбери.
Тогда мне казалось, что я просто ровно и сильно сыграл позицию, в которой обязан был побеждать любой первокатегорник любого партнёра.
Справедливости ради отметим, что в дальнейшем мне довелось сыграть личную очную партию с Ферзьбери и она к моей чести завершилась вничью!
А вот победить в сеансе мне позволили две ошибки: его в формулировке условий конкурса и моя в силу того, что я тогда работал «не просыхая» в две с половиной смены ежесуточно. То есть был сверхперегружен и оценил свою позицию, мягко говоря, неточно.
Ах, молодость, молодость!
И вот смотрю фильм о марафоне в Чикаго и слышу как бы комментарий «за кадром»: «Способность к длительным монотонным почти бесцельным усилиям». Так или не так звучало на самом деле – не ведаю. Мне повезло: я ТАК услышал!
И только тут я впервые вспомнив все детали грандиознейшего из событий в моей жизни осознал: а ведь не бегай я марафон, Мерцающие шахматы мною не были бы открыты!
Ведь весь процесс их открытия как раз и заключался в беспрецедентной привычке автора к длительным монотонным повторяющимся усилиям!!
В том и проблема их распространения!
Чтобы попасть в этот удивительнейший из «садов камней» необходимо подняться на определённую высоту, совершить сложнейшую многоступенчатую серию усилий.
Сейчас, когда вам покажут итог и вы его осознаете, увидите, ощутите у вас есть шанс преодолеть пропасть между «незнанием» и «познанием» почти мгновенно.
А вот человеку, который играет в ортодоксальные шахматы заставить себя непрерывно много месяцев подряд все прорисовывать и прорисовывать бесконечные серии диаграмм в тетрадках в клеточку видимо под силу только при условии, что он умеет преодолевать именно марафонские дистанции.
Я бегал много лет ежедневно невероятные расстояния 20-40 километров набега ежедневно!
Несколько раз я пробегал «полтинники». От дома в центре Свердловска до Арамиля и обратно!
Без «подпитки», без прикорма, без остановок, без ходовых пауз.
А вечером после такой пробежки я играл с друзьями в футбол.
Нет, то что показывают в Чикаго – это не марафон!
Марафон бегал Абебе Бикила!
Босиком всю дистанцию!
Именно в Краснодаре я сумел на тренировке пробежать марафон полностью босиком! Во время пылевой бури весной 1970 года.
И вот только теперь загадка моей юношеской увлечённости открылась мне в полном цвете и объёме.
Не бывает случайных открытий!
Господь тщательно готовит нас к выполнению предназначенного свыше.
Мне был дан старт такой сложности, что «не дай Бог!»
Всевышний старательно осложнял и осложнял моё дыхание, ослаблял моё тело.
Я стартовал под открытой «на пять минут»  форточкой при морозе «за бортом» нашего тюремного барака минус тридцать три.
И цель этого оставления была очевидной.
Малютка должна была не дожить до регистрации рождения.
Так сказать «была и нету»!
Итог? Туберкулёз бронхов!
У однодневного «сидельца», точнее – «лежальца».
Почти по Симонову!
Как я выжил? Будем знать!
Только мы. С тобой!
А потом воспаление легких за воспалением.
Ангина за ангиной.
Бронхит за бронхитом.
А еще Боженька решил, что я должен не только родиться в урановых местах, но и жить на местах разнообразнейших «атомных» катастроф.
И послал мне любовь к бегу «во исцеление».
А чтобы я не упустил шансов в детстве, окружил меня в самом бандитском городе самым бандидстким двором и самыми бандитскими улицами и переулками!
Причем родился я на золотом прииске и рос до начала бега на золотоносном ручье!
Чтобы мало не показалось!
А в нужный момент послал мне весёлую древнейшую забаву – 64 клетки и шесть разновеликих «фигур» на оной!
Так вот они и встретились: мои марафон и мерцающие шахматы.
Дело было за малым: открыть!
Возраст открытия – 28 лет.
Место открытия – город Архангельск, второй лесопильный цех Соломбальского лесопильно-деревообрабатывающего комбината, четвёртая торцовка, ночная смена 21 января 1981 года.
Самый потрясающий момент моей весёлой и весьма разнообразной жизни.
«Поднимите мне веки!»
И вот только тут, оторвавшись от очередной диаграммы я наконец осознал:
Да это же! Да это же Новая Игра! Игра Игр! Море новых игр!
Космос Игр!
Вселенная Игр!!
Игр свободных, глубочайших, разнообразнейших, фантастических, непревзойдённых!
Игр, которые продвигают мышление к невиданным ранее горизонтам и пределам!
Они беспредельны!
В звучании лир
Откроется сказочный шахматный мир!

О мой Марафон!
О, это невероятный, непереводимый, невозможный, недостижимый финиш!
И вдруг каждое из бесконечных однообразных долгих труднейших усилий обрело свой высокий законченный смысл!
И философский факультет не зря!
Ведь мозг необходимо было подготовить к восприятию этого.
И страна не случайная!
Почему Гагарин?
Потому что только в такой гигантской стране можно подготовить мышление человека к первооткрытию космоса!
И мерцающие шахматы ни в Лондоне, ни в Токио не откроешь!
Да и Штаты кем-то соединённые мелковаты!
Марафон, Шахматы, мудрость древних греков и необъятная Россия.
И только тогда на трассе Магадан Архангельск есть шанс набрести, пробиться и открыть!
Вот собственно и вся правда об этом сверхчеловеческом постижении прекрасного и глубокого в нас.