Унижение

Светлана Кахутина
     В семидесятые годы после окончания школы, я училась в техникуме и возвращалась домой на автобусе. Людей  было, очень много, ехали с работы, учебы. Мы стояли на задней площадке автобуса и деньги за билет передали водителю через людей. А нам обычно передавали билет. Так многие делали. На этот раз билеты до нас не дошли, мы кричали, чтобы передали, но никто не ответил. Кто-то присвоил наши билеты, нас было человек пять.

     И тут заходят в автобус контролеры. Мы объясняем ситуацию, но они нам не верят и требуют оплаты. Мы, конечно, возмущаемся, и платить второй раз не хотим. Минут пятнадцать, пока ехали до нашей остановки, контролеры нас отчитывали, а некоторые пассажиры их поддерживали. Но мы стояли на своем, и деньги не платили уже из принципа. Когда всех людей развезли, нас пятерых не выпустили, и автобус поехал в милицейский участок. Там заставили написать объяснительную, как было дело, и отпустили. Мы довольные ушли, уверенные, что теперь все в порядке и нас оставят в покое.

     Но не тут-то было. Недели, через две мне прислали квитанцию об оплате штрафа. Это была небольшая сумма, но платить не стала. Меня вызвали в сельский совет на беседу. Там были представители сельсовета и милиции. Я им опять начала объяснять, все как было. А милиционер стал свою линию гнуть. По всему его облику было видно, что он меня не слушает, и абсолютно уверен в своей правоте. На лице была самодовольная, издевательская ухмылка. Было видно, что никакие мои рассказы не переубедят его. На его круглом лице отпечатался приговор, что я виновата. Практически еще ребенок, первый раз я столкнулась с непробиваемостью и тупостью милиции.

     Я ему с презрением сказала, что он сидит довольный сам собой и смотрит на меня, как на обманщицу. И никого кроме себя не слышит. Потом встала и ушла, не обращая на них внимания.
     Через месяц опять пришла квитанция со штрафом. Я его оплатила, только для того, чтобы они от меня отстали, и чтобы больше не видеть их мерзкие лица. Вся эта ситуация недоверия и издевательства сильно ранила, я это состояние запомнила на  всю жизнь.
     И что же мы удивляемся делу Скрипалей?  Когда всю страну оскорбляют обманом и ложью.  Сначала надо научиться, не унижать и оскорблять собственных граждан. Тогда может, и страну не будут так унижать.