Разумный Чубайс

Валерий Латынин
РАЗУМНЫЙ «ЧУБАЙС»
   (Из жизни животных)

Своих котов на даче у нас нет. Живности никакой не держим. Бываем там наездами, поэтому крысам и мышам нечем поживиться, и в ловцах грызунов тоже нужды нет. Но соседские коты и кошки из домов, где постоянно живут местные селяне и пожилые дачники, регулярно наведываются на наш участок. Совершают обходы по своим тропам, проверяют содержимое компостной кучи, нередко используют взрыхлённую землю на грядках под свои жизненные нужды.

Нам, конечно, их беспардонные визиты не нравятся, особенно ранней весной – в период кошачьих свадеб. Но что поделаешь? Коты межевых границ и кадастровых паспортов не признают, гуляют сами по себе, где хотят. Мы для них – не помеха. Собаки нет, чтобы гонять непрошеных гостей. Да, собственно, и особого ущерба от них нет, хотя и пользы – тоже.

Но однажды произошёл такой невероятный случай, после которого все обитатели нашей дачи – я, жена, двое сыновей, дедушка с бабушкой – с нетерпением ожидали очередного визита одного из пушистых четвероногих соседей.

Наш любимец был уменьшенной копией тигра. За ярко-рыжую окраску хозяева прозвали его «Чубайсом», что в девяностые годы двадцатого века не было редкостью, почти всех рыжих котов в тот период называли по фамилии известного, далеко не с лучшей стороны, государственного деятеля.

Однако соседский кот по характеру и поведению был прямой противоположностью кремлёвскому тёзке.

Когда и как «Чубайс» появился у наших соседей, нам не ведомо. Мы узнали о нём только летом, когда открыли новый дачный сезон. Сначала услышали кличку кота от нашей голосистой соседки, громко звавшей своего питомца, а потом и увидели симпатичного «тигрёнка» воочию. Можно сказать, не просто увидели, а – познакомились в деловой обстановке. Вначале – я, а потом – и все другие члены семьи.

А произошло это вот как. Мы с тестем сооружали новый деревянный забор. Чтобы влага не разрушала структуру дерева, по верхней кромке досок крепили уголок из пластика. Уголок был в длину два с половиной метра, очень гибкий. Чтобы его закрепить, требовалась помощь второго человека – для поддержки пластика в горизонтальном положении. Тесть поддерживал, я приколачивал гвоздями, передвигаясь в его сторону.

Через какое-то время мой напарник отлучился по своей надобности. Я продолжил работу один. Справляться с ней стало труднее. Пластик постоянно соскальзывал вниз. И мне, то и дело, приходилось подтягивать его левой рукой, отвлекаясь от процесса забивания гвоздей. Стукну молотком, и тут же тяну руку влево, чтобы не дать уголку соскользнуть с забора. Выровняю перекос, вновь забиваю гвоздь. Морока, да и только, а не работа.

Вдруг заметил, что уголок перестал сваливаться вниз, будто его вновь поддерживал напарник. Повернул голову влево и обомлел: на заборе сидел молодой рыжий кот и передней левой лапой придерживал пластик. Он совершенно не боялся ни меня, ни стука молотка. Спокойно, деловито и крепко держал  уголок.

По окрасу шерсти я догадался, кто был моим добровольным помощником. Похвалил его:

- Спасибо, «Чубайс!» Какой ты молодец! Замечательный котик! Умница!

Когда подошёл тесть, кот уступил ему рабочее место, спрыгнул на землю и, не торопясь, отправился знакомиться с нашим участком.

Когда я рассказал тестю, что делал  четвероногий сосед на заборе, он удивился не меньше меня:

- Надо же, какая умная животина! Никогда ничего подобного не видел.

Но этим необычное поведение разумного «Чубайса» не ограничилось.

Возле нашего нового дома, построенного из бруса, была сооружена песочница для игр детей – Максима и Антона. Старшему исполнилось в то время четыре года, а младшему – Антошке – два. Антон во время нашей с тестем заборной эпопеи сидел в песочнице и лепил в ярких пластиковых формочках различных зверушек. Неподалёку от него в траве лежал большой резиновый мяч.

«Чубайс» дошёл по садовой дорожке до песочницы. Постоял немного, наблюдая за маленьким человечком, одиноко копающемся в песке. Потом подбежал к мячу и толкнул его в сторону ребёнка.

Антошка увидел катящийся к нему мяч и красавца кота, который был явно настроен на игру с ним. Как они поняли друг друга, остаётся загадкой природы. Но, возвращаясь в дом, мы с тестем увидели захватывающую картину: двухлетний малыш в жёлтой маечке и такого же цвета трусиках, и рыжий кот увлечённо бегали за мячом по зелёной лужайке. В этот момент они были похожи на двух резвящихся котят.

С этого дня «Чубайс» стал постоянно приходить к нам, чтобы поиграть с Антошкой. Тесть, специально для их совместных игр, вкопал возле песочницы длинный шест и привязал к нему верёвкой мяч в сетке, чтобы тот ненароком не укатывался на грядки и цветочные клумбы. Малыш бил по мячу и тот закручивался на верёвке вокруг шеста. Кот стремительно взлетал вверх по шесту и раскручивал мяч в обратную сторону. Так продолжалось по многу минут каждый день, если позволяла погода.

Очень жаль, что в то время у нас не было видеокамеры и цифрового фотоаппарата, чтобы запечатлеть уникальные кадры.

В один из дней Антошка не вышел на улицу. Я занимался внутренней отделкой дома, а сыновья, несмотря на очень юный возраст, помогали мне. Особенно Антон. Ему хотелось и доски пилить, и гвозди вколачивать. Я поощрял такие строительные рвения ребёнка, хотя впоследствии многое приходилось переделывать за двухлетним плотником. Короче говоря, что-то мы мастерили внутри дома, и сынишка не пошёл играть в песочнице.

Поработали мы ним часик-другой, присели передохнуть, чайку попить. Слышим, кто-то стучит в окошко около входной двери. Я встал из-за стола, посмотреть в окно, кто к нам пожаловал? Никого не увидел.

Только присел на табурет, опять раздался негромкий стук. Присмотрелся внимательнее, и увидел в нижнем уголке стекла кошачью лапку «Чубайса». Кот висел, ухватившись одной лапой за оконный наличник, а другой стучал в стекло, вызывая своего юного друга поиграть во дворе.

Если бы другие члены нашей семьи не увидели этой проделки кота своими глазами, наверняка, не поверили бы в реальность такого случая. Очень уж необычным было поведение животного.

Пришлось Антошке выходить на прогулку. Не отказывать же в просьбе такому верному другу!