Последняя крепость империи 15

Виктор Квашин
Историк

(Россия, Владивосток, 2014 год)

Цзинь и Дун Ся. Наследие


Здравствуйте, здравствуйте! Поздравляю с наступлением замечательного времени года!

– До каникул ещё далеко!

– Ежов, ну причём тут каникулы? Весна на дворе. Уж кому как не тебе это замечать – девушки разделись, смотри, как похорошели! Так, шутки в сторону. Сегодня у нас последнее занятие. И что у нас осталось неохваченным в истории государства чжурчжэньского?

– Да вроде бы всё прошли до самого падения столицы и гибели императора.

– Экономика и устройство государства!

– Анечка, ты как всегда права. Зачётку принесла? Я обещания выполняю.

– Нет. Я как все, на экзамен пойду.

– Достойно уважения! Итак, устройство и экономика государства Цзинь – Золотой империи чжурчжэней. Кто начнёт? Прошу, Верунина.

– Золотая империя чжурчжэней в двенадцатом веке была одной из крупнейших и самой сильной державой Дальнего Востока.

Главой государства был император. Его родственники занимали высшие государственные посты, им принадлежали все основные богатства страны. На уровень ниже находилась чжурчжэньская аристократия. Ещё ниже были простые чжурчжэни, которые, однако, стояли гораздо выше людей других национальностей.  Дело в том, что чжурчжэни, которых на начало тринадцатого века насчитывалось чуть более шести миллионов, составляли лишь 10% населения Цзинь, а 87% составляли ханьцы, и ещё 3% – другие народы, в том числе кидани.

На начальном периоде организации государства даже существовали отдельные структуры для управления чжурчжэньским и ханьским населением. Но позже система управления преобразовалась в единый государственный аппарат, состоящий из шести министерств: военных   дел, юстиции, финансов, церемоний, чинов, общественных работ. Все высшие правительственные должности в обязательном порядке занимали чжурчжэни, но большинство чиновников были ханьцами.

Империя делилась на девятнадцать губерний, называемых «дорогами», среди них выделялись пять столичных областей, украшенных роскошными императорскими дворцами. Следуя старинным кочевым традициям, императоры периодически переносили свою резиденцию в другую столицу.

Области делились на правления, уезды и пограничные ведомства.

Главным административным органом империи являлся Высший государственный совет во главе с председателем, который направлял работы «левых» и «правых» советников. Совету подчинялись шесть министров по числу министерств. Отдельные казенные палаты регулировали сбор податей и создание запасов продовольствия.

Свод законов, регулирующих жизнь в государстве, содержал более тысячи статей. Сюда входила система различных наказаний за преступления, регламент одежды для разных сословий и должностей и многие иные правила жизни в империи. Кстати, чжурчжэни предпочитали некрашеную одежду белого цвета.

Армия империи Цзинь…

– Стоп, Верунина, достаточно. У тебя сегодня весьма складно получилось. Про армию мы уже много говорили, давайте очень коротко нам расскажет… нам расскажет товарищ Мирошников.

– Чжурчжэньская армия изначально состояла из конницы, которая славилась своими победами. Армия набиралась из населения в расчёте сто воинов от трёхсот семей. Позднее, когда были завоёваны другие народы, особенно после покорения северной территории Сун, в армии стали создавать пешие подразделения. Затем пешая армия, состоящая в основном из ханьцев, стала численно преобладать. Но основной ударной силой по-прежнему осталась конница.

Чжурчжэни переняли у покорённых народов все лучшие способы ведения войны, а также умение строить оборонительные сооружения и штурмовать города противника. Они освоили новейшую военную технику тех времён и сами изобрели кое-что, в частности, фугасные снаряды из чугуна, начинённые порохом.

Численность армии Цзинь доходила до миллиона человек. Но большая часть армии находилась в гарнизонах городов. А регулярные части полевой армии были всегда готовы к бою и именно они наносили врагам основные потери. Были ещё военные поселения чжурчжэней на завоёванных территориях. Были пограничные отряды, сформированные из нечжурчжэньских народов.

Все войска получали хорошее снабжение, состоявшее из денег, риса, ваты и других необходимых вещей.

Кажется, об армии всё, если коротко.

– Замечательно, Мирошников! Далее экономика. Довольно трудный материал. Кто? Аня, ну давай не ты. Давай, Дима Васюта, попытайся ёмко, не углубляясь в детали.

– Золотая империя была экономически высокоразвитым государством своего времени. Страна была преимущественно аграрной, отсюда основные поступления в казну. Налоги платили все, от ремесленников до князей. Налогами облагались жилища и люди, обрабатываемая земля, лошади, коровы, овцы, соль, вино, чай и прочие продукты производства. Налогами облагались воины после захватнических походов и даже послы. Все эти налоги были в виде денег. Но ещё был налог с обрабатываемой земли, который взимался натурой — хлебом. За год в закрома империи поступало до 9 миллионов мешков зерна. Из них расходовали 8 или 7 миллионов мешков, а остальные сохраняли как запас. Даже по современным меркам это кажется внушительным урожаем, правда?

Серьёзные поступления в казну шли в виде пошлин с торговли по Великому Шёлковому пути. Регулярно поступала огромная дань от Южной Сун – 250 тысяч связок монет и более девяти тонн серебра в год.

Основные расходы бюджета империи шли на армию и поддержание в рабочем состоянии системы дамб, плотин и шлюзов в долине Хуанхэ – главной житнице страны.

Об экономике это всё.

– Отлично, Дмитрий, ёмко и чётко. Кому поручим столь же ёмко рассказать о хозяйстве, производствах и промыслах чжурчжэней? Вижу, Маша Баркина, ты хочешь?

– Она стесняется!

– Ежов, вспомню все долги! Отстань от девушки. Говори, Маша.

– Ну, если говорить о хозяйстве именно чжурчжэней, то у них уклад различался в зависимости от мест проживания. Те, кто жил в степных районах, больше выращивали скот, кто в плодородных землях – занимались земледелием, а такие, как восточные чжурчжэни, жившие в таёжных местах, они больше охотились и занимались рыболовством, но и выращивали зерновые и огородные культуры, конечно.

– Маша, ты вот это очень хорошо отметила, именно территориальные различия. На столь огромной территории не может быть единого хозяйственного уклада. Продолжай, пожалуйста.

– Одним из основных источников рабочей силы были рабы, которые составляли шестую часть населения империи. Представляете, каждый шестой житель страны – раб! Ужас какой-то! Вот эти рабы и работали, в основном на всех тяжёлых работах.

Одним из ведущих хозяйственных занятий было земледелие. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, гречиху, бобовые, в первую очередь сою, другие огородные и бахчевые культуры, а также технические – коноплю и лён.

Землю пахали плугом с железным лемехом, в качестве тягловой силы использовали быков. Конечно, применяли, как и теперь, лопаты и мотыги. Для размельчения зерна пользовались ступами и ручными мельницами, ну и конечно, жерновами на больших мельницах.

Скотоводство играло также немалую роль в хозяйстве. Традиционно разводили лошадей. Были даже крупные центры по их разведению. Например, в районе Датуна, с юга от Великой стены содержали огромные табуны коней для армии.

Разводили коров, свиней, овец и даже собак для пищи.

Чжурчжэни обладали развитыми технологиями в разных сферах производства.

Например, совершенным было металлургическое производство. Существовала стандартизация плавильных печей, домен и горнов, были разработаны схемы их размещения в городах. Среди ремесленников существовала узкая специализация. По многим показателям чжурчжэньские кузнецы превосходили своих западноевропейских коллег. То же касалось и литейного дела. Чугунолитейное производство у чжурчжэней появилось на несколько столетий раньше, чем в Европе.

Большого уровня в империи достигало производство и обработка цветных металлов. Кроме всевозможных потребительских изделий, мастера производили бронзовые зеркала, различные украшения из серебра и сплавов металлов.

На высоком уровне было и гончарное дело. Мастерами применялась совершенная для того времени технология изготовления сосудов, что позволило производить керамическую посуду не только для индивидуального потребления, но и для широкой продажи, в том числе за рубежами империи.

Конечно, развивались и все другие ремесленные производства: кожевенное, деревообрабатывающее, ткацкое и прочие. Это всё.

– Спасибо, Мария, очень качественно составила рассказ. Теперь так же нужно рассказать о культуре. Прошу, Алексей Голубев.

– Культура чжурчжэней базировалась на древних традициях. Не последнюю роль играли шаманизм и анимизм, то есть одухотворение различных объектов и явлений природы и возможность контакта с ними посредством специальных людей – шаманов. Одно из главных мест занимал культ предков. Чжурчжэни носили с собой фигурку духа предка, причём, при изготовлении её старались придать черты конкретного человека. Шаман обычно являлся второй фигурой в племени после вождя. Конечно, шаманы лечили и выполняли другие свойственные им функции в обществе.

Но чжурчжэньская знать переняла у соседей буддизм и повсеместно возводила храмы и кумирни.

С первых лет существования империи чжурчжэни создали свою слоговую письменность, что является одним из важнейших показателей высокого культурного уровня народа. Письменность не была привилегией высших сословий. Даже простые ремесленники ставили подписи на своих изделиях.

У чжурчжэней была своя литература и поэзия. Причём чжурчжэньские песни, танцы и музыка были популярны даже среди соседних народов.

Развитие получили различные отрасли науки. Значительных успехов достигли архитекторы и скульпторы.

Конечно, невозможно было избежать влияния культур завоёванных народов, особенно столь многочисленных и развитых, как подданные империи Сун.

Чжурчжэни, в первую очередь знать, переселялись в места с тёплым климатом, в уютные сунские дворцы и перенимали не только образ жизни ханьцев, но и культуру. Становилось модным быть похожим на ханьца и немодным выглядеть как чжурчжэнь. Такое и теперь случается.

Ну, вроде бы всё о культуре, если не вдаваться в подробности.

– Да, Алексей, этого вполне достаточно для общего представления о культуре великого народа. Кто захочет, найдёт подробности. Что ещё, Аня?

– Можно я ещё скажу? Ну, пожалуйста!

– Говори, только быстро. Время на исходе.

– Я о замечательном императоре Шицзуне! Он правил с 1160 по 1189 годы. Так вот, он был возмущён тем, что чжурчжэни перестали гордиться тем, что они чжурчжэни. Он повелел возродить традиции национальной чжурчжэньской культуры, заставил изучать древние обычаи, в храмах прославленных предков установить их памятники и портреты. Он повелел говорить только на чжурчжэньском языке, во дворцах петь чжурчжэньские песни и танцевать чжурчжэньские танцы. Заставил всех изучать родной язык и письменность. Среди придворных были искоренены ханьские обычаи, запрещены ханьские фамилии и имена, ханьские одежды. Причём, не подчиняющихся отдавали под суд.

Шицзун развернул гонения на буддизм и даосизм.

Этот удивительный император выступил против излишней роскоши, непроизводительных затрат. Призывал направлять средства на земледелие и скотоводство.

Шицзун беспощадно наказывал взяточников и казнокрадов. Но главное, что он боролся с иноземным влиянием на исконно чжурчжэньскую культуру. Если бы я жила в то время, я бы гордилась таким правителем!

– Прекрасно, Анечка! Как всегда, прекрасно! Что мы ещё не сказали о чжурчжэнях? А? Неужели никто не догадается? Скажи, Цаплина.

– Мы не узнали, что стало с Восточной Ся.

– Да она же вошла в состав монгольского Улуса, – подал голос Коробов.

– А вот и нет! Они были независимыми и жили своей жизнью.

– Так, друзья, давайте упорядочим наш спор. Ира Цаплина, я согласен с твоей точкой зрения. Расскажи, пожалуйста, если, конечно, успеешь.

– После переселения в новые места, в том числе на территорию современного Приморского края, чжурчжэни стали жить довольно неплохо. Благодаря умной политике государя Пусяня Ваньну, который заключил союз с монголами и даже посылал им в помощь войска, его новая страна оказалась вне боевых действий и стала быстро развиваться. Дальновидный Пусянь Ваньну предвидел войну и стремился подготовить государство. Он развернул строительство новых крепостей и укрепление старых городов. Всячески стимулировал развитие хозяйства и производств.

Но весной 1233 года хан Угэдэй во исполнение воли Чингисхана принял решение уничтожить последнее чжурчжэньское государство. В октябре 1233 года войска, возглавляемые сыном Угэдэя Гуюком, совершили внезапный вероломный бросок через территорию Корё на Южную столицу Восточного Ся город Чэнцзышань. В это время там был Пусянь Ваньну. Город сражался упорно, но монголы победили. Пусянь Ваньну был пленён.

После этого монголы двинулись на остальную территорию Восточного Ся, оставшуюся без правителя. Тем не менее, практически все города сражались до последнего, о чём свидетельствуют большие разрушения, заметные до сих пор. Археологи полагают, что последние крепости пали около января 1234 года.

Так завершилась короткая, всего девятнадцать лет, но славная история государства Восточное Ся.

– Восхитительно, Ирина! Пять с плюсом! Друзья, напоследок я припас вам вот что. Смотрите, это две пайцзы. Вот это пайцза чжурчжэньского тысячника, а эта – монгольского тысячника, и обе найдены на одном городище. Надеюсь, все помнят, что такое пайцза?

– Это как сейчас погоны в армии.

– Правильно, Ежов. Наверно ты мечтаешь служить?

– Да причём тут…

– Не обижайся. Ты молодец. Действительно замечательное сравнение. Представьте, что мы нашли на месте сражения погоны генералов воюющих стран. Это о чём-то говорит! О чём?

– Что они оба там погибли.

– Что сражались насмерть!

– Ого, если тысячники погибли, значит и войска их полегли?

– Да, верно, дорогие мои историки. Две таких находки позволяют нам полагать, что этот город был взят монголами в кровавой битве и что чжурчжэни сражались стойко. Сильные разрушения, обилие ядер и стрел почти во всех чжурчжэньских городищах говорят о том, что война была непримиримой и жестокой.

– А можно потрогать?

– Возьмите. Только не «затрите»! Это находки уникальнейшие!

Итак, занятие окончено. Жду вас на экзамене. А летом приглашаю желающих на раскопки. Да, в этом году планируются раскопки на двух городищах. Сможете своими руками прикоснуться, так сказать, к самой Истории!


Окончание: http://www.proza.ru/2018/04/07/218



Книга вышла в издательстве Ридеро. Её можно приобрести в бумажном и электронном исполнении: https://ridero.ru/books/poslednyaya_krepost_imperii/