От человека должна исходить доброта

Александр Михайловъ
В феврале 2018 года 11 лицею города Новокузнецка исполнилось 80 лет. Это бывшая средняя школа № 11 имени Горького. 21 декабря 2017 года учительнице химии этой школы Антонине Сергеевне Бараксановой исполнилось сто лет. Жаль, что она всего два года не дожила до знаменательной даты. Поэт точно сказал «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».
В 1967 году я отдыхал в Ашмарино. Мы снимали комнату у местных жителей. Однажды в районе Дома культуры на берегу реки я увидел нескольких женщин. Одна из них выделялось строгим, но элегантным платьем. Я знал, что она одна из учительниц нашей школы, но как ее звать, и что она преподает, я не знал.
В седьмом классе наша классная руководитель ушла в декрет. Новым классным руководителем стала та самая женщина — Антонина Сергеевна Бараксанова. Она же стала преподавать нам новый предмет — химию. Антонина Сергеевна сразу предупредила, что первые несколько месяцев она не будет ставить пятерки по своему предмету: это еще не химия, а только подступы к ней.
Отношение ученика к предмету очень зависит от личности учителя. Мою маму (ей 91 год) до сих пор время от времени посещают кошмары: надо сдавать экзамен по химии, а она не готова. Учителем химии у мамы была преподаватель по кличке Химкозявка, так ученики прозвали ее за миниатюрность.
Я уверен, что если бы химию преподавал другой педагог, я мог бы и не полюбить этот предмет. Трудно сейчас проанализировать, какой секрет педагогического мастерства был у Антонины Сергеевны, но я как-то быстро полюбил химию. У меня всегда была твердая пятерка по этому предмету, хотя точно я не был ее любимчиком, да и никого из детей она не выделяла. Часто во время урока она говорила:
— Я ваша мама, вы мои дети! — Что не мешало иногда тотчас назвать нас поросятами.
Кабинет химии был больше остальных классов. Огромные, до потолка, шкафы с большими банками с химреактивами, которыми, видимо, не пользовались десятки лет. Учительская кафедра на небольшом возвышении, рядом с доской вход в комнатку лаборанта.
Лет в одиннадцать я подумывал в будущем поступить на историко-филологический факультет, привлекали гуманитарные дисциплины. Но вот помню, как в кабинете химии я думал о том, что люди такие разные, не всегда адекватные, лучше уж химия, точная наука. Но дело не в моих тогдашних мыслях. Ведь Антонина Сергеевна не меня одного сумела влюбить в химию. Многие именно благодаря ей связали свою жизнь с этой наукой. После окончания школы я поступил в Ленинградский Технологический институт на химфак. Через год в том же институте я увидел Сашу Углового, который учился в моей школе классом младше.
В Технологическом институте было много замечательных преподавателей. Достаточно вспомнить профессора органической химии Оскара Федоровича Гинзбурга, создателя дибазола. Но вузовские преподаватели и профессора не заслонили облик Антонины Сергеевны, не подавили ее авторитет химика.
В 2012 году Антонине Сергеевне исполнилось 95 лет. Я об этом узнал из интернета, где посмотрел ролик с записью теленовости о юбилее Отличника народного просвещения.
— 95 лет хорошо, а 35 лучше, — сказала она, поблагодарив за поздравление, и продолжила: — Я особо ничем не отличалась. Просто была порядочным человеком, мне так кажется. Я считаю: доброта должна от человека исходить и честность. Работала я хорошо всегда, меня хвалили.
Только благодаря этому юбилею я узнал, что в образовании она проработала сорок лет. В годы войны возглавляла Прокопьевскую школу. Затем работала в Абагуре, Лесном, а позже преподавала химию в нашей 11-й школе. Всегда занимала активную жизненную позицию, была членом городского Совета народных депутатов. У Антонины Сергеевны большая семья: две дочери, четверо внуков и шесть правнуков.
Когда врач скорой помощи узнала возраст Антонины Сергеевны, с удивлением спросила: «Что же вы там себе нахимичили?». Дочь Наталья рассказала:
— У нас в роду были долгожители. Мы стараемся ее не расстраивать и поддерживать. Она до сих пор соблюдает здоровое питание. Следит за новостями. Для зарядки ума раскладывает пасьянс.
Один из бывших учеников Александр Угловой разместил на сайте Одноклассники ролик с теленовости о юбилее любимой учительницы. Под ним произошел такой разговор ее бывших учеников, окончивших школу почти полвека назад:
— Благодаря Антонине Сергеевне я поехала в Томск учиться на химический факультет.
— Леша Кулагин вспоминает: «Кстати, это она на примере Менделеевской системы рассказала нам и показала в картинках Гегелевские законы диалектики». (профессор А.А.Кулагин — бывший директор Архитектурно-строительного института в Новокузнецке).
— Антонина Сергеевна привила мне любовь к химии. Родители купили мне набор юного химика. Целыми вечерами я приливала и соединяла разные реактивы.
— А мне не купили, испугались вмешательства младшего брата.
Если спустя полвека о человеке вспоминают как о живом, значит, не зря он прожил свою жизнь. Нестерпимо хочется вновь оказаться на ее уроке.