Старый лапоть в загранке

Виктор Филалетов 2
                .

    22 декабря перед Новым 1959 годом матроса первого класса Ваханова переводят на «Невастрой», а на другой день отшвартовались в Китай во фрахт (перевозка грузов по договору).

    Пароход «Невастрой.» - это старый проржавевший «лапоть» еще довоенной постройки. Остатки ростров на палубе говорили о том, что здесь стояла зенитная пушка в военные годы. Пора бы уже давно отправить на «гвозди», как закончившего свой жизненный путь, но его реанимировали несколько раз. Клепанная конструкция корпуса позволяла эксплуатировать это все еще плавучее средство и после «клинической» смерти. В шторм на нем лучше не попадать. Металлические листы борта, наложенные друг на друга и стянутые клёпками от времени разболтались и издавали громкий скрип, переходящий в раздирающий уши скрежет. Казалось, что это его последние секунды и он сейчас развалится. И случаи такие были. Сухогруз «Валерий Чкалов» во время шторма в Охотском море развалился надвое и носовую часть с надстройкой, которая была на плаву, унесло к Курильским островам. Были случаи и с другими судами -  у всех корпуса были сварные.  Американские суда типа «Либерти» тоже сварные и вначале разламывались, как и «Валерий Чкалов» из этой серии. Их строили в Америке, в порядке помощи Второго фронта, на один рейс для перевозки пшеницы на Дальний восток. Вроде бы недалеко - только Тихий океан перемахнуть. Перемахнули, выгрузились и в металлолом надо отправлять. Но у кого в такое тяжкое время рука поднимется? Судно 10 тысяч тонн водоизмещения и на ходу. Предприимчивые русские загоняли «американца» в судостроительную верфь и, приваривали изнутри к корпусу шпангоуты, стрингеры,  и другие необходимые крепления. Красили  его и выталкивали во вторую жизнь на долгие годы.  Среди моряков  суда с таким водоизмещением были престижными. Роману, земляку  Ваханова, повезло первым из килийских выпускников испытать это плавсредство. Водоизмещение или грузоподъемность судна прямо пропорционально дальности походов. Через пару месяцев Витя уже читал письмо от друга из Одессы. «Невастрой» такими походами похвастаться не мог. И водоизмещением меньше и ветхость налицо. Ему доверяли иногда «скрипеть» только до соседних близлежащих  стран: Китая, Японии, Кореи, а в основное время тратил на  каботажное плавание между портовыми  поселками Дальнего востока. Можно было Ваханову заграничную визу и не открывать.

    Каюта, которую определили на жительство вновь прибывшего, небольшая, но умещалось четыре койки. Верхние яруса всегда предназначались салагам. Они не обижались, так  принято. На другой день, только забрезжил рассвет, громкий голос вахтенного в открытую настежь дверь:

   - Просыпаться. Всем на палубу, отшвартовываемся.

    Боцман стоял уже на носу около брашпиля. Докеры на берегу сняли огоны (петля) толстых растительных тросов  с кнехтов. Матросы вручную вытянули их через клюз в борту, подняли якорь и «Невастрой», прогудев на прощанье, двинулся на юг в Японское море. Погода благоприятствовала – ветер небольшой, судно, груженное углем,  обогнув Корейский полуостров,  не торопясь, вошло в Желтое море между полуостровом и Китаем. Почему назвали его желтым неизвестно. По цвету воды не отличишь от Японского.  Возможно, из-за людей населяющих берег? Китайцы нация многолюдная и очень древняя относилась как и все народы Востока к желтой расе.

    Циндао - первый иностранный порт в жизни Ваханова.  Конечно, он был на палубе в числе прочих, а прочие – вся команда свободная от вахты. На берегу тоже  стояло много людей и все узкоглазые. Витя никогда не видел столько узкоглазых в одном месте. Они с интересов смотрели на пароход. Наверно давно не видели такого старого «лаптя».  Порт, судя по постройкам, не маленький раскинулся по берегу внутреннего залива. Причалы призывно застыли в ожидании гостя, но напрасно, разгружаться ушли  в другое место. Для «Невастроя» китайцы приготовили испытание:  пройти через шлюзы, ибо причал для разгрузки угля был в другом водоеме, где уровень морской воды не совпадал. Зашли в узкий канал шлюза почти касаясь стен и долго ждали выравнивания воды. Некоторые, в том числе и Ваханов, воспользовались этим, чтобы прогуляться по берегу.  Здесь случайно познакомились с американскими моряками, которые ожидали очередь на шлюзы. Отношения с Америкой были натянутые поэтому американцы, показалось, отнеслись не очень приветливо и как-то свысока. Разговаривали жестами, языка никто не знал. Кто-то попросил закурить и они угостили американскими сигаретами, которых раньше никто не видел. Валька Белевич достал пачку папирос «Беломорканал» и предложил взамен. Они долго рассматривали, а потом долго смеялись и так обидно, что захотелось морду набить.  Америка в эти годы жила лучше СССР и редкие рейсы туда считались престижными. Велик пень, да дупляст.