Оправдание Эпикура

Андрей Незванов
Эпикур известен в истории как основоположник гедонизма, то есть как человек в принципе аморальный.

Адам Смит пишет, что …

«Согласно Эпикуру, телесное наслаждение и боль суть единственные конечные объекты естественных желаний и отвращений».

«Чего бы мы ни желали, и от чего бы не отвращались, это происходит вследствие нашего отчета в тенденции этих объектов вызывать наслаждение или боль».

«Мы желаем власти и богатства, потому что они могут доставить нам удовольствие, и мы только потому питаем отвращение к бедности и ничтожности положения, что они влекут за собой страдание и боль. Мы ценим славу и почести, потому что уважение и преданность окружающих нас людей представляют могущественное средство для доставления нам удовольствий и защиты нас от страданий. Напротив, мы избегаем презрения и дурной репутации, потому что презрение и негодование окружающих нас людей лишают нас безопасности и подвергают самым жестоким телесным страданиям».


«Все ментальные удовольствия и страдания, согласно Эпикуру, происходят в конечном итоге от телесных наслаждений и болей. Ум счастлив, когда думает о прошлых телесных наслаждениях и надеется на новые; и ум несчастен, когда думает об уже перенесенных телесных страданиях и ужасается от предвидения новых, ещё больших».

«Но умственные удовольствия и страдания, хотя и происходят от телесных, бывают много больше их первоисточников. Тело чувствует ощущение только текущего мгновения, тогда как ум чувствует также прошлое и будущее: первое – за счёт воспоминания, второе – за счёт предвкушения; и потому страдает много больше. И во время перенесения сильной телесной боли, мы должны всегда обнаруживать, если настроены на это, что это не страдание текущего момента, что главным образом мучает нас, но – либо страшное воспоминание о прошлом, либо еще более ужасный страх перед будущим».

«Так как наше счастье и несчастье зависят, главным образом, от ума – вспомним «Горе от ума» Грибоедова! – то если бы эта часть нашей природы была хорошо расположена, если бы наши думы и мнения были такими, какими они должны быть, то нам было бы все равно, что происходит с нашим телом. Даже в минуту жестокой физической боли мы еще можем испытывать счастье, если наш ум и рассудок сохраняют своё старшинство и превосходство. Мы можем развлекать себя воспоминанием о прошлых удовольствиях и надеждой на будущие; мы можем смягчать суровость наших болей, вспоминая о неизбежной их необходимости, сознавая, что мы испытываем только физическую и временную боль, которая сама по себе никогда не может быть очень велика. Что мучения, которые мы испытываем от ужаса перед их продолжением, суть лишь эффект мнений нашего ума».

И тут невольно приходит на память Пиноккио, который по дороге в школу «…fantasticava nel suo cervellino mille ragionamenti e mille castelli in aria, uno piu bello dell'altro». [см. Carlo Collodi “Le avventure di Pinocchio” Cap. IX]

Из того, что мы теперь узнали, можно заключить, что Эпикур мыслит в рамках платонической концепции души-государства: но не монархии – как это было у Платона – а демократии, или республики. В отличие от монархии, в демократии нет прямой власти, но народ идёт за демагогами, которые его забалтывают и возбуждают, всячески преувеличивая его беды и нужды.
Так именно обстоят дела у Эпикура. И его рецепт благополучия демократии – не слушать демагогов; но – слушать мудрецов и любителей мудрости, сиречь, философов. К каковым относится и сам Эпикур.


Для нас Эпикур интересен своей практической психологией. Он учит различать движения души, причиняемые телом, и причиняемые умом; и умерять первые посредством вторых. Тем самым он утверждает человека прежде всего как СУБЪЕКТА УМА, и лишь во вторую очередь как субъекта тела.
Душа в этой аналитике выступает как единый орган коммуникаций, реагирующий и на сообщения органов чувств, и на речевые сообщения, которые продуцирует ум. И, значит, произносимые нами речи способны конкурировать с телесными ощущениями.

И в этом пункте Эпикур неожиданно для многих получает оправдание от самого Царя Вселенной Иисуса Христа, в лице которого оправдалось всё человечество.

Как мы знаем, Иисус во время распятия на кресте испытывал страшные боли от гвоздей, вбитых в конечности Его, но Он не кричал и не вопил от боли: Он молился за палачей и мучителей своих; и молитвы эти умеряли его физические мучения – в полном согласии с учением Эпикура!

Слава Иисусу Христу!