Про дурако-устойчивость и не только

Александр Кожейкин
 -эссе-
Весна в этом году не спешит. Да и настроение у многих челябинцев не весеннее. Возможно, оттого, что мало поводов для оптимизма. Изо всех сил пытаюсь выделить из череды событий что-то весёлое и оптимистичное, но плохо получается. То голодовка тренеров, то протесты дольщиков, то вдруг столичный шоумен удивит своей неосведомленностью по поводу ГОКа в сочетании с заносчивостью и снобизмом.

Даже слепоглухонемой почувствует: Челябинск перегружен. Перенасыщен ядовитыми выбросами промышленных предприятий, задыхается от транспорта, матерится в часы пик в застывших автомобильных «пробках». Удивляет гостей города грязью, переходящей при потеплении в пыль, неухоженными и разбитыми улицами, мусором и в ужасе следит, как с юга на площадке, где вырублен защитный лес, в землю вгрызается еще одна напасть – беспощадный убийца всего живого – Томинский ГОК. 
Столичные шоумены, впрочем, наводят на такие мысли.... Прочитал недавно, что (цитирую с сайта вплоть до ХХ века при британском дворе очень ценилась такая должность, как «Хранитель королевского стула» (Groom of the King’s Close Stool). Им был придворный, ответственный за оказание помощи монарху в осуществлении естественных потребностей. Учитывая тот факт, что тело короля считалось практически священным, то касаться его могли только представители благородных кровей. Стоит отметить, что хранителями королевского стула лорды и графы становились очень охотно, несмотря на то, что им в буквальном смысле приходилось подтирать зад короля..."

КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Место, куда монарх отправлялся справить нужду, представляло собой комнату с туалетом в виде ящика, оббитого бархатом или шелком, с отверстием для горшка. Помимо этого, в помещении находились кувшин с водой, миска и полотенце из плотной ткани. Нетрудно догадаться, что ими пользовались после того, как король ходил по нужде. Если процесс затягивался, то хранитель должен был ставить монарху клизму.
Для придворных оказание помощи в реализации естественных процессов монарха означало, что им выпала огромная честь, так что поневоле возникает аналогия с заезжими шоуменами.

Они ратуют за ядовитый ГОК. Разве можно в здравом уме говорить такие глупости! Ведь ни один здравомыслящий человек не может назвать 73% протестующих против ядовитой стройки людей оппозицией – это было бы нелепо, как было бы глупо говорить, что, по сути, уничтожение (перевод в технические воды) 489 миллионов (!) кубометров чистой воды при ее дефиците в регионе – благо для жителей.

Разве можно в трезвом уме ратовать за ГОК, не исследовав, как будут взаимодействовать пылевидные пирофорные сульфиды в карьере, голословно причислив токсичные отходы к «неопасным», вслед за подрядчиком РМК «Геотехнология»?
Деньги, деньги и еще раз деньги стали основной мотивацией того, что шоумены и чиновники присоединились к тем, кто намерен добить несчастный регион.
Запомните их имена. Некоторые из них пару лет назад и некоторые чиновники разного ранга с пеной у рта громко ратовали за кучное выщелачивание – полив руды кислотой в ямах, но впоследствии стыдливо замолкали. Они помалкивают, но у апологетов «кучного» безумия есть имена. Вспомните и не надо их забывать. Для истории. Как имена тех, кто приговорил лес.
И хотя вырубленные деревья уже не восстановить – на это потребуются десятки лет, запишите для суда потомков фамилии тех, кто санкционировал безумие.
***
Весна всё равно придёт.  И по берегам озёр нашим взорам предстанут ужасные картины – горы мусора, среди которого будут превалировать ПЭТ-бутылки. По оценкам экологов доля полиэтиленовой тары в общем объеме мусора около 15%. Но по моему убеждению по берегам озер и рек ПЭТ-бутылки составляют едва ли не львиную долю от всего этого хлама. И разлагаются они, в отличие от бумаги и органики, столетия, отравляя землю и воду.

Мне всегда везло на хороших учителей. И помнится, в бытность заместителем начальника цеха на цинковом заводе, был у меня начальник, который многому научил. Он любил повторять: «Технология должна быть дурако-устойчива». И пояснял: «Создай ТАКУЮ систему, которая будет надежна и устойчива, найди и озвучь настоящие стимулы. Чтобы даже дурак не мог напортить делу».

Его слова вспоминались мне в туристических поездках по Европе, где на берегах озер вы не увидите горы мусора и особенно ПЭТ-бутылки, как у нас. Потому что буквально на каждом  шагу бутылки из полиэтилентерефталата принимают в магазинах, где стоят автоматы. Даже деформированные и порезанные. Вы опускаете в приемное окошко пустую тару, вам выдается жетон или талон, а в некоторых странах и деньги. В Китае даже за проезд в метро привычно рассчитываются пустыми бутылками – я фотографию и текст публиковал про это на странице ВКонтакте.

У нас ситуация запущена до такой степени, что мне стыдно приглашать к себе гостей из других регионов. Озера загажены до предела.

Пять лет назад я обращался в Правительство области с конкретным предложением – изучить китайский опыт, а еще лучше, не изобретая велосипед, заключить с ними взаимовыгодное сотрудничество – китайцы могли бы наладить производство своих автоматов по приему ПЭТ-бутылок на любом нашем предприятии. Плюсы очевидны:
1.  Учитывая огромное количество тары в наших лесах, это позволило очистить побережье, улучшить качество воды и земель, резко оздоровить экологию региона, особенно в местах, где часто бывают туристы.
2.  Производство автоматов по приему тары в Челябинске дало бы рабочие места. Опыт Челябинска позволил бы стимулировать расширение спроса на такие автоматы в других городах страны. 
3.  Внедрение сбора бутылок принесло бы желающим сдавать их повсеместно стабильный доход на длительный срок.

Кто скажет, что технология не дуракоустойчива?
Однако я получил отписку за подписью тогдашнего министра промышленности Е..В.Ковальчука, которую вы можете увидеть на фотографии. Чиновники не стали утруждать себя и как я понял – они даже не поняли, ЧТО ИМЕННО Я ПРЕДЛОЖИЛ.

И пока такие люди сидят в министерствах, толка не будет.

Что же должно такое произойти, чтобы мы все осознали: так жить дальше нельзя?
В то время, когда в Европе работают мусоросжигательные заводы, которые не коптят и не загрязняют среду, в то время, когда ПЭТ-бутылки там сдают везде и всегда, у нас они продолжают выситься горами отходов. Посмотрите, что творится у карьеров в парке? А озера Тургояк и Увильды? И никому нет дела – ни чиновникам, ни многочисленным карманным экологам.
Простите за сумбурность изложения, наболело.