Гера

Дмитрий Буцкий
 Гера.
 Действие рассказа происходит летом 1994-го года...
 Утром дверь снова открыла Сарра Абрамовна.
 -У нас тут гостья-сказала она,пропуская меня в прихожую.
 -Кто там,Сарра?-донёсся из зала голос Гринштадта.
 -Это Дима пришёл-отозвалась Сарра Абрамовна.
 -Какой ещё Дима?
 -Тот,что вчера у нас был.
 -А-а-равнодушно протянул Гринштадт-Пусть пройдёт в зал.
 Израиль Наумович сидел в том-же кресле ,на Гринштадте была та-же домашняя одежда,на ногах-те-же тапочки,что и вчера,а на журнальном столике стояла та-же стеклянная  круглая пепельница,в которой дымился свежий окурок.
 Напротив Израиля Наумовича сидела высокая худая женщина в чёрном платье. Чуть выпученные глаза и слегка оттопыренные вперёд губы придавали сухому лицу гостьи что-то рыбье Тем ни менее ,на этом лице читались учёность и суровое одухотворение. Гостья сидела на самом краюшке дивана как-то неестественно прямо. Во всей её тощей ,сухой,селёдочной фигуре сквозили грация и ощущение собственного достоинства. На столике стояли стаканы во вчерашних подстаканниках. В стаканах остывал почти нетронутый чай. На блюдечке лежала горка печений.
 -Это Эля,а это Дима-представил меня и гостью друг другу Израиль Наумович.
 Сарра Абрамовна принесла стул со спинкой ,поставила передо мной стакан с дымящимся чаем,а сама села в кресло рядом с мужем...
 Я маленькими глоточками прихлёбывал чай из гранённого стакана в позолоченном алюминиевом подстаканнике,а Израиль Наумович и Эля продолжали прерванный разговор. Говорила,в основном,Эля,Израиль Наумович лишь кивал головой и вставлял фразы. Сарра Абрамовна молча слушала.
 -Так что опять ничего не получилось-сетовала Эля-Сколько я консулу не доказывала,он меня и слушать не хотел:"У Вас в свидетельстве о рождении не указано,что Ваша мама -еврейка,документов,что Ваша бабушка-еврейка Вы тоже не представили,значит,поставить Вам визу на основании Закона о Возвращении  я не могу."-"Ну и что"-говорю-"что у меня и  мама, и папа записаны русскими? В нашем роду истинную веру исповедуют! С конца 15-го века! Тогда Колумб открыл Америку,а мои предки-истинную веру во Всевышнего! Нас называли "жидовствующими",и гонений мы пережили не меньше,чем евреи по крови,а от истинной веры не отступили-выкрестов в моём роду нет ни одного! Мой дедушка-мир его праху-был старостой кагала!"-(кагал-еврейская община. Д.Б.) Он мне-:"Всё это хорошо,но у Вас нет документа что Ваша мама или мама вашей мамы -еврейка,значит,Вы не еврейка ,и под действие Закона о Возвращении не попадаете." -"Как это я не еврейка?"-говорю-"Ещё в 1970-м году Кнессет принял закон "Кого считать евреем". По этому закону евреями признаются те,кто рождены мамами-еврейками,и те,кто исповедует иудаизм,а я,как и все в нашем роду,его исповедую! И оба моих сына исповедуют по всем правилам и обрезаны! Вот в Воронежской области были целые деревни таких ,как мы -и их в Израиль пустили,так почему-же нас не пускают?..."-"Если то,что Вы говорите-правда"-он всё ещё не верит-"Принесите заключение коллегии раввинов,подтверждающее Ваши слова,тогда я поставлю визу." Я ему толкую:где я возьму коллегию раввинов? В Волгограде и синагоги-то нет! Да и времени у меня в обрез:старшего сына должны осенью в солдаты забрить,а в теперешней российской армии в мирное время гибнут ,как на войне,сколько цинковых гробов приходит,а сейчас:Таджикистан,Северная Осетия"-перечисляя,Эля загибала свои тонкие сухие пальцы с аккуратно посдтириженными,покрытыми красным лаком ногтями-:"И под боком Чечня! Я не хочу,что-бы мой сын вернулся в цинковом гробу!." Он мне-"Израиль тоже вынужден воевать. Наши молодые парни тоже случается гибнут,например,в Южном Ливане"-почти слово в слово,как та работница ОВИРа,что нас отговаривала загранпаспорта брать.  И я ему ответила то-же,что ей-"Там мой сын будет воевать за свою землю,за правое дело! А здесь за что? Там он пойдёт в свою армию,а здесь- в чужую,где не столько от пуль гибнут,сколько от издевательств. Вы слышали про "дедовщину",или "внеуставные отношения"? Ребята с собой кончают,потому что далеко не все могут такое выдержать! Ну,с этим пусть русские разбираются,а я не хочу,что-бы из моего сына "петушка" сделали!" Он-"Это как?" Я ему-"Из Мошэ-Машу! Теперь понятно?" Он говорит-"Я всё понимаю,я Вам сочувствую,но сделать для Вас ничего,к сожалению,не могу." Так и ушла ни с чем! Ну скажите,разве это справедливо-закончила Эля свой рассказ-Мы 500 лет исповедуем истинную веру во Всевышнего,всё соблюдаем,по субботам читаем Тору-и нас не принимают на Святую землю,а иные ни веры,ни обычаев не знают ,и не хотят знать,даже не обрезаны,а их принимают только потому,что у них где-то там записано,что их родила мама-еврейка!?.-возбуждённая, эмоциональная речь Эли так не гармонировала с её рыбьей внешностью!
 -Ну,не все такие-примирительно сказал Гринштадт-Вот,например,Дима,наш гость-Израиль Наумович кивнул в мою сторону-Хотел-бы изучать еврейские обычаи,веру...
 Эля повернула ко мне своё сухое лицо.
 -Вы хотите изучать нашу веру?-её рыбьи глаза смотрели на меня с любопытством.
 -Да-признался я.
 -Я Вам сейчас выпишу адрес-Эля достала из лежавшей на диване дамской сумочки блокнот и авторучку,написала что-то ,и,вырвав листок протянула мне. Я взял листок,прочитал:" г.Санкт-Петербург,Христианское Библейское общество,аб.я.№..." Адрес был написан аккуратным,красивым почерком.
 -Напишите туда-посоветовала Эля-И Вам пришлют Библию на русском языке. Бесплатно. Читайте только Ветхий Завет! А так называемый Новый Завет не читайте! Мы так делаем вот уже сколько лет!.
  Я поблагодарил,и спрятал блокнотный листок в карман.
 -Вы где живёте?-спросила Эля.
 -На Дону-ответил я -В  станице...
 -Хм...И там тоже есть евреи?...И как Вам живётся среди казаков?
 -Да  вроде-бы ничего-я пожал плечами-По крайней мере пока мы открытой вражды не ощущаем.
 -Это всё до поры до времени-наставительным тоном учительницы сказала Эля-Казаки уже показали себя в еврейских погромах начала века...Сейчас,я слышала,казачество возрождается. По телевизору показывают казаков в форме,с шашками.
 -Да какой там возрождается? Атамана,правда,избрали. Он один  в станице форму и носит.
 -А остальные как пили,так и пьют. Понятно.
 -Они сейчас на чеченцев злые,на кавказцев. А про евреев и не вспоминают.
 -Пусть Вас это не успокаивает! Начнут бить чеченов и кавказцев-возьмутся  и за евреев. Это ещё те антисемиты!
  Израиль Наумович и Сарра Абрамовна с интересом слушали наш разговор.
 -Я много думал и никак не могу понять-решился я задать давно интересовавший меня вопрос-Почему к евреям так плохо относятся? За что? Говорят,за то,что Христа распяли?...
 -Ну,положим,это всё ерунда-с профессорским видом принялась объяснять Эля-Во-первых,Иисуса распяли не евреи,а римляне. Также,как и многих других евреев. Ведь Иисус был еврей. И его родители,и все апостолы были евреи. Знаете,есть даже такой анекдот. Поп в церкви перед началом молебна говорит-"Сперва да изыдут отсюда все евреи!" Вышли евреи. Поп говорит-"Теперь да изыдут отсюда все те,у кого отцы-евреи!" Те ушли. Поп говорит-"А теперь да изыдут все те,у кого матери-еврейки!" И Иисус говорит-:"Тогда что нам здесь делать? Пойдём отсюда!". И ушёл вместе со своей матерью и всеми апостолами. Это я к тому,что Иисус был еврей. И если-бы,допустим,его и казнили другие евреи,это было-бы сугубо дело евреев,и преследовать их за это было-бы всё равно,что преследовать итальянцев за то,что итальянцы-инквизиторы-(кстати христиане)-сожгли итальянца-учёного Бруно,или преследовать русских за то,что русский Мартынов застрелил русского Лермонтова. Это во-первых... Во-вторых...То что евреи якобы кричали римскому наместнику Понтию Пилату :"Распни его!"?...А как отреагировали-бы русские,если-бы году в 42-м, где-нибудь на оккупированной Брянщине или Смоленщине объявился проповедник,пусть трижды умный ,добрый, исцелявший больных,и всё такое прочее,но призывавший  не сопротивляться захватчикам и возлюбить их больше чем,самих себя? Партизаны вздёрнули-бы  такого проповедника на первой берёзе!. Правда,для любого гауляйтера такой проповедник был-бы ценной находкой! Но если-бы этот проповедник не признал божественность и вечность власти фюрера,гауляйтер казнил-бы такого проповедника,не желая навлечь на себя подозрения гестаповцев...И кого предпочли-бы спасти русские:такого проповедника,или партизана,убившего вражеского солдата? Вот и евреи предпочли спасти Варраву ,убившего римского солдата,а не Иисуса,призывавшего примириться с захватчиками-римлянами и возлюбить их больше самих себя!-Эля говорила тоном профессора,втолковывающего банальные,общеизвестные истины. Израиль Наумович слушал с молчаливым ,осторожным одобрением. На лице Сарры Абрамовны читалась смесь смущения и плохо скрываемого восторга.
 -Я читал у Джавахарлала Неру ,в 3-м томе его "Всемирной истории",на странице 372-й...Даже страницу запомнил-мне тоже захотелось блеснуть эрудицией-Там Неру пишет о травле евреев в гитлеровской Германии,что это была битва за работу и хлеб. Еврейских врачей,учителей,профессоров,артистов,инженеров, адвокатов,медицинских сестёр увольняли потому,что "арийцы"-немцы оказались неспособными конкурировать с ними и завистливо следили за их успехами,стремясь занять их места. Еврейские магазины закрывали потому,что они выигрывали в конкурентной борьбе...
 -Может быть,это тоже сыграло какую-то роль-поморщилась Эля-Но главное не в этом. Вы читали сказку про Маугли?
 -Да-ответил я.
 -Помните,там подросший Маугли спрашивает у Багиры:"За что волки так не любят меня?" И Багира отвечает-"За то,что ты лучше,умнее,совершеннее волков,за то что ты-человек!" Главное не в том,что мы якобы распяли Иисуса,которого они потом,уже задним числом,взяли к себе богом.Главное в том,что мы дали миру веру в Единого,Незримого,Неосязаемого Всевышнего,а они-инквизитора Торквемаду и варвара-фанатика Хамейни!...Для гоев мы никогда не будем хорошими! Среди них мы всегда будем Маугли среди волков! И мой Вам совет-если у Вас есть такая возможность-уезжайте в Израиль,на свою землю! Я-бы с удовольствием уехала,если-бы меня приняли. В Иерусалим,в наш Святой город!...
 -А если Иерусалим отдадут арабам?-неуверенно сказал я.
 -Никогда не отдадут!
 -Но ведь собираются-же отдать Западный берег Иордана...
 -Я не верю,что отдадут Иерусалим!-уверенно заявила Эля-А если отдадут...Что-ж,что будет с Иерусалимом,то пусть будет и со мной!-в ее голосе фанфарой звучала обречённая уверенность. На лицах Гринштадтов выразилось невольное восхищение:у Сарры Абрамовны по-детски чистое,радостное,у Израиля Наумовича-приглушённое скепсисом,с оттенком насмешки.
 Наступила пауза.
 -Ну,мне пора!-холодно сказала Эля,глянув на часики-До свидания-она встала ,надела на плечо ремешок сумочки-Передавайте привет Симхе,Хаве и Зое!
 -Обязательно передадим!-тепло отозвалась Сарра Абрамовна.-
 -Если будет что подходящее,я сообщу-сказал Израиль Наумович.
 Сарра Абрамовна поднялась с кресла,что-бы проводить гостью.
 -Не нужно-остановила её Эля-Я сама. Ну,будьте!-и Эля вышла из комнаты.Но через минуту в дверном проёме опять показалась её селёдочная фигура.
 -Да,о казаках. -заговорила Эля, обращаясь ко мне-Если на то пошло,то те земли,на которых сейчас живут казаки-исконно еврейские! Когда-то,ещё задолго до того,как русские и украинцы стали бежать из крепостной неволи на Дон и объявлять себя там свободными казаками,в этих местах жили хазары. Хазары исповедовали иудаизм,а значит,были евреями! Каждый,кто исповедует истинную веру-еврей! А Вы-читайте Ветхий Завет и уезжайте на Святую землю!-эта речь была обращена ко мне.-До свидания!.
 Через несколько секунд хлопнула входная дверь и по ступенькам  лестницы застучали дамские каблучки...
  На минуту воцарилась тишина.  Израиль Наумович помешивал ложечкой остывший чай. Ложечка позвякивала в стакане.
 -Да-задумчиво протянул Гринштадт,словно обращаясь к самому себе-Эля говорит резко,прямолинейно,может быть,даже слишком...горячо. Но,вообщем-то,она права...Я имею в виду,в отношении Иисуса...Кстати,как Вы думаете,сколько ей лет?-Израиль Наумович посмотрел на меня.
 -На вид лет за 35...Может быть,под 40-подумав,сказал я.
 -Ей 46-многозначительно промолвил Гринштадт.
 -Надо же!...А выглядит она намного моложе!
 -Для Вас она,конечно,стара!...Хотя бывает,что настоящая любовь приходит именно в таком возрасте-Израиль Наумович грустно улыбнулся,а лицо Сарры Абрамовны исказила болезненная гримаска.
 -Эля гера-продолжал Израиль Наумович.
 -А кто такие геры?-спросил я.
 -Как? Вы не поняли? Геры-это неевреи,принявшие еврейскую веру. Вот те самые хазары,о которых говорила Эля -были геры. В Воронежской области были целые деревни,населённые герами...Сейчас многие из них поуезжали в Израиль.
 -А Эля говорит,что её не пускают...
  Гринштадт поморщился.
 -Ну почему не пускают? Я лично знал одного гера,который уехал в Израиль и сейчас учится там на раввина...У Эли просто нет необходимых документов...И ей сейчас очень хорошо-бы выйти за еврея...Но,как я уже сказал,для Вас она слишком старая...Ну,а теперь займёмся нашим с Вами делом...