Ответы на вопросы по авианосцам

Валентин Иванов 4
               
Ответы на вопросы. Полная версия статьи внизу в рецензиях(ссылка)
    
                Как мы в 80-е собирались бороться с авианосцами.
Получил несколько десятков сообщений, вопросов много, но один из повторяющихся наиболее часто- как в период вашей службы флот планировал бороться с авианосцами.
Ну, во первых, это нужно спрашивать выпускников по профилю МРА (Морская Ракетоносная Авиация), а также у подводников, на плечи которых ложилась основная задача.
Во  вторых,  своей стороны, я мог видеть, как идет подготовка и планирование конкретно на уровне флотилий. Нашей КВФ и Второй флотилии подводников.
Присутствовать на этапе учений по развертыванию сил и управлению ими. А именно на учениях претворяются в жизнь и проверяются теоретические расчеты. Ведь практически применять авиацию и подводные лодки против сил флота пришлось только силам в Англо-Аргентинском конфликте.  Ну, возможно, брать во внимание опыт морских  сражений против авианосцев  на Тихом океане во время  Второй мировой.
А, по большому счету, это теория. Частично, имеющая подтверждение практикой в виде стрельб ракетным оружием по мишеням. А как будет по факту, можно только предполагать.
Что мы ожидали от противника? Выход авианосной группы, возможно и соединения( то есть двух авианосных групп) на дальность применения палубной авиации. Тогда расчет был на рубеж 1200 км. Этого хватало, отработать по  ударным группам нашей авиации и надводных сил. Нанесение удара штурмовой авиацией по объектам  ПВО, сухопутным частям (Армейский корпус)  и подготовка плацдарма для высадки десанта.
Далее, подтягивание резервов, создание запасов топлива , вооружения и развитие наступления до линии Хабаровск-Охотск-Магадан.
Основное направление дальнейших действий –это  Приморский и Хабаровский край. Ну и далее по линии Байкало-Амурской магистрали.
 Охотск, Магадан, Николаевск и Комсомольск просто блокировались.
Ну, это уже уровень стратегического планирования и здесь я не силен.
Особенность авианосной группы того периода. Наличие отдельно истребительной и штурмовой авиации. Тогда не было универсальности, как сейчас, F/A-18 он и истребитель и штурмовик.
Тогда по задачам было четко определено. Ф-14 истребитель. А-6 и А-7 штурмовики.
С нашей же стороны еще не было на вооружении ПЛАРК проекта 949 с «Гранитом».
Приходилось применять устаревшее вооружение «Аметист» с ПЛАРК проекта 670.
Был еще у нас ракетный крейсер пр.58 «Фокин», но он один и решающей роли не играл.
Хорошим подспорьем стали, пришедшие в 143 дивизию ракетоносцы Ту-22 М2  в Советской Гавани (Монгохто).  Но, опять же, их раздергивала на себя Приморская флотилия. На южном направлении также ожидали авианосное соединение и поддержку авиации Японии и Южной Кореи.
 
Типовой ордер состоял из авианосца, двух ракетных крейсеров и пяти-шести  эсминцев и фрегатов. Типа «Леги», « Спрюанс», «Нокс». Одна-две подводных лодки «Стерджен» или «Лос-Анжелес».Универсальных транспортов снабжения. В угрожаемом направлении выдвигался корабль РЛД(Радио локационного дозора). Таким образом, зона наблюдения могла быть до 600 километров от авианосца. А если задействовались самолеты ДРЛО (Дальнего радиолокационного обнаружения) то до 800-900 км.
Движение авианосной группы прогнозировали вдоль  Алеутских островов. Южнее находились гидрофоны системы «Сосус», что позволяло контролировать подводную обстановку. Кроме того базирование самолетов патрульной авиации «Орион», разведчиков РС-135, авиационное прикрытие с аэродромов Аляски  Ф-15 и ДРЛО «Авакс».
На истребительное прикрытие надежды было мало, Су-15 явно не тянули, а перевооружение на Миг-31 только началось. И они бы не пошли расчищать воздушное пространство для ударной группы Ту-22 м2.У них свои задачи.
В угрожаемый период планировалось вывести ПЛАРК пр.670 в количестве 5-6 ед в океанскую зону, в готовности к нанесению удара. Обеспечивать их прикрытие- одна лодка пр. 671 РТМ. Почему одна? Потому что это не их задача. Они планировались для слежения за ПЛАРБ «Огайо» в Аляскинском заливе. То, что хоть одну выделили, уже хорошо.
Официально все выглядело так-"С марта 1985 г. соединение официально стало именоваться 10-й противоавианосной дивизией ПЛ ТОФ. Перед соединением ставились задачи по уничтожению как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота авианосных групп и отрядов боевых кораблей, по ведению боевых действий на коммуникациях противника по уничтожению десантных сил, конвоев и специальных судов противника.
В соответствии с руководящими документами корабли дивизии распределялись по трем ударным группам (УГПЛ):
 –  УГПЛ № 1 (К-360 пр.671РТМ, К-25 пр.670, К-212пр.670);
 –  УГПЛ № 2 (К-412 пр.671РТМ, К-320 пр.670, К-121 пр.670);
  – УГПЛ №3 (К-507 пр.671РТМ, К-325 пр.670, К-308 пр.670).
Командирами ударных групп ПЛ назначались НШ и оба заместителя командира дивизии ПЛ. Кораблем управления была определена К-355 пр.671РТМ, на которой во время боевых действий размещался походный штаб во главе с командиром 10-й ДиПЛ, 228-й, 305-й, 379-й. 506-й и 581-й экипажи ПЛ являлись резервными в военное время и обеспечивали поддержание заданного уровня боевой готовности в мирное. В зависимости от технической готовности, ПЛ пр.670 в составе УГПЛ менялись, иногда в группу включались АЛЛ из 42-й ДиПЛ."

Фактически имелось пять лодок пр.670 и одна пр.671 РТМ в качестве размещения походного штаба.
 Поэтому у меня на картинке пять лодок,а не шесть.И где делись еще три лодки проекта 671 РТМ ? Почему так получилось? У меня есть свои соображения ,частично подтвержденные ночными беседами с подводниками в "овощехранилище"(нашем ЗКП) на учениях.В частности с к.а. Балтиным. За сисю и писю хвататься одновременно нельзя.Что-то сделать с американскими "Огайо" в их операционной зоне-нереально. Пробовали,ту же "Усатую Синицу". Решили все силы бросить на авианосцы.НО!!! Не все в Генеральном штабе так думали. Вот и продолжали дергать многоцелевые лодки для задач борьбы с ПЛАРБами. А Москве нужно было показать решение обоих задач,впрочем про этот принцип я писал в рассказе "Мутабор". 

Удар ракетами «Аметист» лодки наносили по своим данным, на дальность 60-70 км. Стрельба могла вестись залпом по 4 ракеты. Пауза 2-3 минут и залп еще четырех. Это время необходимо было для предстартовой подготовки.   Одновременно готовилось 4 ракеты. То есть о формировании насыщенного удара речи не шло. Минус- нужно было подходить к авианосцу на «пистолетный» выстрел, Плюс -малое время подлета создавало трудности в перехвате ракет.
Ракета «Аметист» в одном варианте, выбирала самую крупную цель, во втором руководствовалась логической программой, выбирая цель самостоятельно. Ракета шла на высоте 60-80 метров, оставляя заметный белый шлейф.
 
Ко времени ракетного удара лодок, должна была быть пристыкована ракетоносная авиация. Чем плотнее ракетный удар, тем больше нагрузка на логику и мозги ЦВМ комплекса ПВО и тем вероятнее его «зависание». Но по расчетам плотного совместного удара не получалось.
Перед ударом авиация рассредоточивалась на запасные аэродромы- Леонидово, Ленино, Елизово, Пущино.
Если правильно сформулировать , то после возникновения угрозы ударов по аэродромам основного базирования.
Подводным лодкам сообщалось контрольное время выхода на ударную позицию. Поиск и стрельба по данным собственного ГАК (Гидро Акустического Комплекса). А по большому счету, стрельба в зону нахождения АМГ, а там по кому попадет.
Планировалось использование для вскрытия надводной обстановки самолеты Ту-95 РЦ с Хороля и 3-4 Ту-16 рм с Елизово. Ударники с  Сов.Гавани могли использовать свои самолеты для доразведки и целеуказания.
На РЛС надежды было не очень много, так как противник активно стал бы производить  постановку помех. Ну, на экране РЛС было бы примерно вот что(фото).
 
ВМС США на учениях отрабатывали вариант радиолокационной маскировки авианосца, путем применения специальных покрытий. Имитация АВМ судном обеспечения с уголковыми отражателями, для увеличения «засветки» на экране РЛС. Передатчики сигналов работы РЛС авианосца и имитация работы его радиосетей. Сам же авианосец двигался вне боевого порядка кораблей. Не исключался вариант надуваемых за 30 минут резиновых плавучих мишеней, количество ложных целей могло составить до 5-7 ед.
То есть создавалась достоверная копия АВМ как для РЛС и средств радиотехнической и радио разведки, так и для разведки космической системы «Легенда».
Фото разведка могла бы увеличить вероятность выявления АВМ, но здесь играла роль погода.
Понятно, если позволяла погода, возможно было выделить состав группировки, но ,опять же, большое время запаздывания, до 12 часов. Пленка тогда сбрасывалась с орбиты в контейнере. А РЛС спутника системы «Легенда» могла дать примерно такое разрешение.

Рассматривалось три варианта. Первый- отстрелялись все полностью и самолеты и ПЛАРК , Второй- отстрелялась  половина авиации и две трети  ПЛАРК, Третий- отстрелялась треть авиации и половина ПЛАРК.
Причем, вариант выхода в торпедную атаку ПЛАРК не рассматривался, как нереальный. Хотя учитывался. По первому варианту расчеты я изложил в рисунке.

Понятие залпа я тоже отметил условно. Удар будет растянут в лучшем случае на тридцать минут.
Процесс происходил примерно так, ракету, как говорят, 'ставили на хор'. Штурман-оператор сидящий в 'желудке' обнаруживал цель, брал её "на захват", обнаруживал и "захватывал" ответчик ракеты,сопровождал и наводил ракету на цель после отцепки. Штурман корабля запитывал ракету электричеством, раскручивал гироскопы, отцеплял ракету. Правый летчик запускал двигатель ракеты, выводил его на нужный режим. Командир контролировал весь процесс, разрешал пуск, плавно отворачивал от цели после отцепки. Основная нагрузка лежала на штурмане-операторе. А так как он проживал на самолете в "отдельной одноместной конуре", подвешенной в брюхе самолета, то контролировать его действия можно было только по самолетному переговорному устройству (СПУ). Вот и приходилось оператору постоянно производить доклады по СПУ, согласно "Инструкции...". Доклады были длинными, и очень "технологичными", приблизительно такими: "АРУ цели, АПЧК, масштаб .... к пуску готов!". Эти доклады надо было произвести в сжатые сроки, и без ошибок, с контролем положения органов управления РЛС. Вот и представьте этот гвалт при подготовке пуска. Ибо много задействованных людей, что никак не снижало время подготовки к пуску. Плюс разные дальности захвата главной цели РЛС Ту-16 и Ту-22. Это я веду к тому, что совместный залп полка разнотипных самолетов не складывался. Ну теоретически возможно. Но вот не получался 'приход' всех ракет залпа, плюс ракеты подводных лодок, в одно время.
 Ну это не самая "главная" трудность. Очень непросто согласовать удар с флотом.С ПЛАРК. Они выдвигались и занимали положение "Подковы"(т.н. "Шайбы"), с центром АМГ. Флот определял время удара.Авиация должна была взлететь, собраться, построиться и сформировать ракетный залп.На КП флотилии операторами с представителями авиации велась обстановка на карте и на "Плановой таблице удара". Трехметровоя "простыня" на миллиметровке с минутной отсечкой. Если на решении командира авиационной дивизии на удар можно было обойтись общими рисунками,то на штурманском документе авиации-нет. В дивизии штурмана составляли "План штурманского обеспечения". И если вдруг АМГ резко меняла курс и скорость,то вся красивая картинка начинала "ехать". Подводным лодкам приходилось маневрировать и догонять-отставать,чтобы сохранить контуры этой "шайбы". Естественно время удара тоже менялось. Коррективы приходилось вносить по ходу. Авиация ,конечно,превосходит по скорости корабли,но ей то еще нужно взлететь,долететь и выполнить то, о чем я писал выше.

Поэтому бывший ком.авиации БФ Сокерин и упоминает о сложности с перенацеливанием.
"За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара....". Сокерин В.Н, генерал-лейтенант запаса., Ком. МА БФ в 2001-2004 гг. 

Время вылета, построение в боевой порядок, формирование ракетного залпа выполнялось   в виде таблиц. Подсчет вручную. Для примера приведу академический вариант такого расчета( На общем фото)..
 
ПВО АМГ составляли комплексы «Стандарт» СМ-2, « Си Спарроу», Арт. Системы «Фаланкс».
Авиационный компонент-24 истребителя Ф-14. Типовая загрузка  6 ракет «Феникс», 2 «Сайдвандер». Или  2 «Феникс», 2 ПТБ, 4 «Спарроу», 2 «Сайдвандер».
Пара Ф-14 постоянно в воздухе. В ее составе самолет-заправщик и ДРЛО Е-2 «Хокай».
При необходимости еще пара усиления.. По команде 20 самолетов Ф-14 могут быть подняты в воздух за 35-40 минут. Примерно 3 минуты на катапульту. Их две, что работают на подъем..
Наша задача- отстреляться до подхода истребителей на дальность пуска ракет «Феникс».Это около 100-120 км. Их задача- свалить как можно больше наших носителей до пуска. Дальность по Х-22 считали  250-350 км, в зависимости от дальности захвата цели РЛС ракеты. Захват цели выполнялся до пуска. По 2 ракеты выделялось от эскадрильи в варианте постановщика помех.
Наиболее реальным представлялся вариант удара с подходом на средних высотах до расчетного удаления от АВМ 800 км. Затем следовал набор до 10 км, включение РЛС, обнаружение цели и пуск ракет. При этом уничтожалось до пуска 5-7 самолетов ракетами «Феникс»дежурной пары. Итого, в залпе- до 35-40 Х-22 и 18-20 КСР-5. Как говорил  мой бывший командир Ил-38 Сафронов Валерий Игнатьевич   (В будущем  НШ дивизии) -Здесь главное упереться рогом, и пустить ракеты , не отвернуть. Зная, что скоро собьют.
При этом гарантированно поражалось 1 крейсер, 2-3 эсминца и фрегата. Авианосец получал средние повреждения. Что в дальнейшем не мешало ему выполнять прием-выпуск авиации  в сложных условиях, без хода.
Если противник успевал поднять истребители, то задача не решалась. Гарантированно АМГ достигало 3-5 ракет. Из них 2-3 уводилось на ложные цели. Поражалось  1-2 эсминца-фрегата.
Для уничтожения эсминца типа «Спрюанс» -одно попадание Х-22. Для вывода авианосца из строя, неприемлемый крен и невозможность выровняться за счет балластных цистерн- до 2-3 попаданий Х-22 рядом и до 4-5 с разнесением по всему корпусу.Расчеты по АВМ типа "Форрестол".Для "Нимитца" до 5 рядом или 7 с разнесением.
ПЛАРК пр.670 до 2 единиц уничтожались до пуска, и еще 2 после него. Достигали цели 1-2  ПКР«Аметист».
Считалось, что задача решаема,если  самолеты ударной группы взлетают из разных аэродромов, скрытно выполняют сбор в режиме радиомолчания на высотах до 5 км.
Вероятность поражения цели можно было бы увеличить, создав демонстрационную группу. Но просто сил не было для этого. Практически все самолеты дивизии были задействованы в ударе.
Еще ходили слухи о привлечении, так сказать, резерва ВГК в виде Ту-95К-22 с Украинки 73-я дивизия с ракетами Х-20.Однако это уже по войне,"последний шанс". Ибо БЧ была там мегатонного класса. Их "подтянули" именно по причине того,что МРА ТОФ самостоятельно не уничтожит те 5 АМГ имеемых у США в этом регионе.Именно слухи,так как этим занималась ставка ДВО.
Вот где-то так.
Через двое суток подтягивался ДЕСО- Десантный отряд, штурмовая авианосная часть сил поддерживала бы высадку. Захват плацдарма, аэродрома и ВМБ, ну и далее «Дранк нах Вест». Надеюсь, любопытство удовлетворил. Если что не сошлось с количеством ракет,.. . «Время, сточился  ударный механизм».Прошло 30 лет, многое просто забыл.
Написанное в статье относится к 1988 году. В то время и отрабатывался этот вариант.

Для скептиков рекомендую статью ген.лейт В.Сокерина,бывш командующего авиацией БФ.(Статья "Пиар как самоцель") https : //topwar.ru/10040-piar-kak-samocel.html

....Составом в 100 самолётов дивизии мы "вели речь" ТОЛЬКО ! ! ! о выводе авианосца из строя, но не потоплении его, да и то, с "весьма скромной" вероятностью, ибо без попадания в него менее 9 - 11 сверхзвуковых ракет с боевой частью под тонну взрывчатого вещества в каждой (!) это - несбыточная мечта... Менее, чем дивизией (тремя полками), на удар по авианосцу и смысла вылетать не было, да и от тех трёх полков (по расчётам) почти ничего не оставалось в итоге.......