Камерная сцена

Александра Арсентьева
История любви

В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...
Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.
Александр Блок
Периферию и столицу,
Как ни бывало тяжело,
На «Сильву» или на «Марицу»
С невнятной силою влекло...
Среди земли простой и грозной
Опять, земляк, нам жизнь дана
Пленительной и несерьёзной,
Какой не может быть она…
«Оперетта»
Юрий Ряшенцев

Мечты нужно вытравить из женского мозга! - в них весь вред, вся причина никогда не достигнуть настоящего счастья. Довольствуйся малым, романтичная душа – с тебя довольно и этого! И по крупице выдавливай из себя бредни, – как раба по капле из себя выдавливал Чехов – жизнь не наладится, но сможешь, во всяком случае, ни на что больше не надеяться.
Дубраве следовало получить филологическое образование, а она всюду опаздывала, шла в разрез с понятиями в обществе, спотыкалась и мешалась под ногами. Женоподобное существо с психосоматическими отклонениями. Думаете, неуверенность в себе и низкая самооценка с возрастом исчезает? Как бы не так! – мечты остаются мечтами, добавляются новые желания, а старые влечения трансформируются.
Знаете место, где душа расцветает? У каждого оно своё, наверное – Дубрава жила фантазиями театра Музыкальной комедии. И бегала туда три раза в неделю – почти как на дело, ведь основного места работы у неё не было. В то время администраторы театра не были так придирчивы к посетителям, цифровые фотоаппараты были не в ходу, и Дубрава фотографировала артистов театра на старенький и дешёвый Kodak.
Конечно, не всех и не каждого – она выбирала чаще всего именно Михала Красимира - именно с ним были связаны самые смелые надежды и чаяния: однажды она даже вручила ему букет жёлтых и белых хризантем со сцены. При этом она, разумеется, упала на ступеньках лестницы, а, поднявшись с колен, подбежала к кумиру и, вручая ему цветы, сообщила, что уже давно его поклонница. Глаза её блестели, а Михал был страшно смущён и удивлён. Кроме того, счастливая и восторженная Дубрава вручила Михалу открытку со своими стихами, посвящёнными ему. Приятно удивило, что открытку он взял, как стеклянное украшение.
В фойе театра, надевая зелёный плащ - тогда ещё она была красивая, но очень и очень полная – Дубрава, улыбаясь, рассказывала подруге Чаруше, какой Михал милый, добрый и замечательный – Дубрава и представить себе не могла, какое он чудо! Идеальный мужчина, словом.
После театра Дубрава, её муж, Чаруша и Светозар зашли в пиццерию «Пицца Rosso» и посидели. Выпили, посмотрели заснятое видео вручения букета Михалу Красимиру… Видео нечаянно удалили при просмотре. Вспоминали, между прочим, как фотографировались до представления, как хохотал Светозар и не отставала от него Дубрава, принимая шутки по поводу её платонической влюблённости в Михала Красимира.
История на этом не закончилась – наоборот, получила интересное продолжение: в очередной раз Дубрава вместе с компанией друзей и мужа пришла на комедию «Беда от нежного сердца». Представление отыграли в Малом зале. Во время поклонов Дубрава повторила выход на бис: на этот раз в розовом вязаном платье с глубоким вырезом и розочками из той же ткани подарила открытку со стихотворением и букет хризантем – поздравляла с 23 февраля – и Михал, смутившись уже меньше, но не менее симпатично, принял презент и скромно и вежливо показал его коллегам по спектаклю. На этот раз сохранились не только фотографии на сцене, с букетами искусственных цветов в вазах, украшенных эмалью, - артисты и посетители быстро разошлись, – но и видео легло в копилку памятных встреч.
Ближе к тридцатипятилетию Дубрава не просто упивалась воспоминаниями о том, как прекрасен ныне переименованный КТМК в Музыкальный театр в целом и Михал Красимир в частности, – а фиксировала их в личном дневнике. Его лучшая роль в «Летучей мыши» неизменно вызывала улыбку – ещё бы! – слова: «А ты знаешь? Вот и порассуждай!» - а также Бони в Сильве, когда он переоделся в форму официанта и завоёвывал сердце девушки: - Вы не верите в любовь с первого взгляда? – Вы влюбились в меня с первого взгляда? – А со второго ещё больше!» - поднимали настроение и заставляли верить в любовь. И разыскала его в социальных сетях. К делу подошла основательно: подала заявку в друзья, а Михал её быстро принял. Дубрава, не зная, что делать с внезапно обрушившимся на голову счастьем, разбудила мужа и рассказала ему об этом. Муж, разумеется, её радости не разделял, хотя и внимательно выслушал, скептически умалчивая о своих чувствах.
Вскоре, вдоволь насладившись редкими сообщениями, поздравлениями с праздниками, и ответными стеснительными спасибо и улыбками – смайликами, самыми скромнейшими из списка представленных для общения, Дубрава зашла на сайт и неожиданно узнала, что одно из её стихотворений он сдал администрации театра и оно размещено прямо рядом с его страницей – вот, любуйтесь, какие стихи ему дарят поклонницы! Страшно обидчивая и ранимая от природы Дубрава сразу же поделилась этим с Чарушей: это было так мило – прибавила она к рассказу! Вспомнилась и цитата из любимого детектива «Мисс Шамвей и волшебная палочка» Джеймса Хедли Чейза: «Вот она и слава! А я-то переживала!»
Михал Красимир был разведён и у него была взрослая дочь. У Дубравы же были дочь и сын, но вечно не было работы по душе – её даже преподавателем экологии в любимый университет не спешили брать. Так, была в положении вечной аспирантки и неудачницы.
Михал не только играл в опереттах, но и активно участвовал в концертной деятельности театра в качестве исполнителя и ведущего. В 2008 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Он получил награду и грант из рук самого губернатора – фотографию торжественной церемонии Дубрава скопировала себе в документы.
Фестиваль «Театральная весна», который был посвящён революции 1917 года, посетили уже без Светозара; Дубрава со второго этажа стала рассматривать смутно знакомого артиста и, наконец, убедилась, что это Красимир. Муж не откликнулся на её просьбу спуститься вместе и сфотографировать жену и Красимира вместе. Тогда Дубрава побежала вниз по лестнице, тронула Красимира за плечо, он обернулся и диалог с глазу на глаз состоялся:
- Здравствуйте, Михал! Я так рада Вас видеть!
- Я тоже тебя рад видеть, - счастливо смущаясь и то отворачиваясь к зеркалу, то поворачиваясь к ней.
- Можно с Вами сфотографироваться? – смело попросила Дубрава и глазами нашла доступного для просьбы парня.
Парень был высокий, симпатичный, темноволосый и кареглазый, с девушкой. Он легко откликнулся на обращение. Михал нагнулся к Дубраве совсем близко и попросил её стереть помаду с зубов. Она не обиделась – просто сделала это, но не очень хорошо: помада осталась. Дубрава подумала только, что у Михала это профессиональное: артисты ярко красятся и, скорее всего, у них есть опыт постоянных огрехов косметики…
Потом оказалось, что Дубрава с Михалом почти одного роста, он похож на подругу матери Дубравы – те же манеры двигать руками, ногами – голос и тот идентичный. На нём была светло-бежевая рубашка, чёрные брюки и красная ленточка – её дарили всем гостям на входе. На Дубраве было чёрное платье без рукавов, волосы были завиты.
Уже от волнующегося мужа Дубрава узнала, что они с Михалом будто целовались – так интимно он наклонялся, - и всё время ей что-то нашёптывал – неприлично выглядело.
Праздник продолжался, Дубрава с мужем и Чарушей смотрели концерт, а Михал рассматривал мужа Дубравы в те моменты, когда думал, что она этого не видит. Дубрава знала, что мужчины особо талантливы в привычке пялиться, но умиляли её только такие, скромные и порядочные экземпляры. После окончания концерта Дубрава, её муж и Чаруша сидели напротив выхода из зала, туда же подошёл Михал и беседовал с коллегами о предстоящих спектаклях без выходных. Он видел Дубраву, но его нейтральное лицо ещё раз подтвердило его актёрский талант.
Во время следующей «Театральной весны» Михал исполнял роль негра Воисвета. Он был ярок и бесподобен, а Дубрава узнала его по манере двигаться и по голосу – природа одарила его щедро. Во время песни «Чёрный кот» он пригласил девушек и танцевал с ними зажигательный танец. Дубрава не ревновала – она планировала подойти и сфотографироваться, но после концерта Михал быстро исчез за кулисами. Её он, естественно, не заметил.
Родился Михал в Екатеринбурге, а потом переехал в К… Дубрава написала ему в соцсети, в очередной раз похвалив выступление. Михал ответил впервые: пригласил её в Музыкальный театр и обещал сюрприз.
Заинтригованная Дубрава приехала в театр, её пропустили – Михал сам к ней вышел и сообщил администратору, что эта девушка к нему. Он провёл Дубраву за кулисы, познакомил с несколькими артистами труппы, даже с Галактионовым, в которого она была в юности влюблена – улыбнулся даже, что муж Дубравы считает, что с пожилыми фотографироваться неэтично. А далее огорошил сразу: объяснил, что её стихи и проза прекрасны, достойны большего, чем ничего и предложил работу в театре на постоянной основе.
Так Дубрава поверила в то, что мечты сбываются и стала писать сценарии для частных спектаклей Музыкального театра. Они имели оглушительный успех и даже стали продаваться за границей.
Михал поддерживал Дубраву во всех начинаниях и идеях, а она уже в первый рабочий день показала ему все его фотографии с плёночного фотоаппарата и адреса всех Красимиров, которые ей нашёл тогда ещё будущий муж. И рассказала, что знает его номер телефона, но никогда бы не позвонила, а также о заинтересованности ею его матери – та заходила на страницу Дубравы. Добавила, что это тоже предсказуемо: мама интересуется личной жизнью сына. Ну, не только личной, но и общественной. Социальной…
Михал грустно и парализующе понятно взглянул на Дубраву и прочёл ей стихи в сокращении просто и спокойно:

Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной - вдалеке…
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке…


А Дубрава ответила:

Где есть звезда – там рампы нет.
Там пусто, грустно, однобоко.
Любовь и счастье одиноки.
Цена – единственный букет.

Опять то лирика, то сцена.
Мираж… Толпа? И строки жгут.
И очарованного плена
Мечтания форму охлестнут.

И мы трезвы, и мы правдивы,
Из образа не выйдем в свет…
Вот только разве мы счастливы?
Не стоит диспута предмет.

И вспомнила отчего-то, что Михал часто отдыхает в Турции и курит… а она замужем.