Обстоятельства

Андрей Кропотов
После взвешивания на весах для грузовиков наш Камаз поехал дальше. Осталось заехать на гору, и мы окажемся на одной из самых больших помоек Ленинградской области.
Нас было трое – водитель, я и Андрей. Чем выше мы поднимались, тем сильнее становилась вонь. Водитель покрутил ручку и поднял стекло в двери до конца, тем самым как бы преграждая путь зловонному запаху. Я сидел посередине, поэтому то же самое проделал Андрей со стеклом в двери со своей стороны.
Камаз был старенький, и кабина была практически не герметична. От сильнейшей вони, стекла, да и сам корпус кабины нас совсем не спасал. Запах от отходов жизнедеятельности человека просачивался через все существующие щели. Какие самые плохие и ужасные запахи мы знаем, вот воняло как раз именно ими, да еще и в троекратном размере. Причем самой помойки еще не было видно. Камаз не торопясь заползал в гору.
Мы втроем притихли в ожидании. Любопытство граничило с отвращением. Кому-то будет достаточно одного вида контейнера с мусором на помойке возле дома в городе, а кому-то, такому как мне, будет любопытно узнать, сколько же мы все с вами срем.
Мое и Андрея любопытство было оплачено. Это была наша подработка на один летний июльский денек. Милая такая подработка. Нам нужно было ездить на Камазе по садоводству на даче и подбирать выставленный дачниками мусор. Забрасывать его в кузов и когда он будет полным отвозить на помойку. Только вот о размерах помойки мы даже и не догадывались. Я понимал, что она будет большая, но не настолько. Каждому платили по 10000 рублей. Сколько получил, водила, мы не знали, но наверняка больше чем заплатят Андрею и мне вместе взятым. Водитель с Камазом был нанят со стороны, а мы были местные. Ну, это не важно.
Дедушка Андрея был председатель этого садоводства и иногда он давал внуку подработать, а внук иногда звал меня, когда в одиночку справиться не мог. Работа всегда была разная. Только по выходным. На один или два дня. Так что мы спокойно могли, не затрагивая основную работу, приехать и подработать.
 Однажды мы прочищали канавы. Как-то красили водонапорную башню. Помогали грузить столбы, к которым крепятся электрические провода. Сегодня грузили бытовой мусор в Камаз и вывозили его на помойку.
Вот мы, наконец, заехали на гору, и нашему взору открылась гигантская помойка. Все были на финском заливе? Я думаю многие. Представьте, вот вы стоите на берегу, и перед вами расстилается прекрасный залив. Дует теплый июльский ветер. На воде поднимаются волны. Ближе к берегу их почти нет, а чем дальше, тем они становятся выше и сильнее. И где-то там далеко, где залив зрительно соединяется с небом проходит горизонт. Вдалеке качаются небольшие белоснежные яхточки. Финский залив кажется прекрасным и бесконечным. Примерно также выглядела помойка. Она была бесконечна, как залив, но совсем не прекрасна. Были видны волны, то есть горы мусора как на водной глади залива. Именно этот мусор распластался до горизонта. Только здесь не было ни неповторимого аромата залива, ни переливающейся водяной глади, ни белоснежных красивых чаек. Тут стояла ужасная вонь жжёных  покрышек, протухшей всевозможной еды и невероятного коктейля зловонного аромата. Все это мы чувствовали пока еще сидели в кабине машины.
Камаз ехал дальше, по укатанному дерьму из непонятно чего. В небе летали птицы. Они были какие-то толстые и с рыженой на крыльях. Я не сразу понял, что это были как раз чайки. Вдалеке были видны качающиеся грузовики, переваливающиеся через горы мусора. Выходить из машины совсем не хотелось.
Помойка поражала своими размерами и ужасала в одно и то же время. Становилось даже как-то страшно. Мы, сидевшие в кабине, понимали, что вот это все что имеет начало и заканчивается где-то за горизонтом, куда не заглянуть глазом, абсолютно все натворили мы, то есть люди. Не именно мы втроем, конечно, а именно мы все с вами.
Мы ехали и ехали. Я начинал мечтать о респираторе и начинал себя ругать, что зачем мы вообще сюда поехали. Водитель мог сам все отвезти и вернуться обратно к нам, чтобы собирать мусор у дачных участков дальше. Любопытство любопытством, а здоровье дороже. Мы совсем не задумывались, чем может выйти для  нас такая поездка. Что мы вдыхали на этой свалке, мы совсем не знали. Какие коктейли попадали нам в легкие, мы не понимали.
В кабине стояла полная тишина, которую обрамлял рев мотора. На лице Андрея стояло выражение полного шока и скорби – глаза по «5 рублей», брови «домиком», рот немного приоткрыт. Водила же сидел и крутил баранку  с абсолютно спокойным выражением лица. Видимо он тут был уже не первый раз.
К нам на встречу шел человек. Одет он был как персонаж из игры Fallout: на голове был капюшон, на глазах темные очки, рот закрывал противогаз с блестящими фильтрами, весь был укутан в различного рода одежду, наверняка были одеты перчатки. Весь вид его был похож на человека, который пережил ядерную войну и то, что его окружало в данную минуту, это все то, что осталось от планеты земля и его любимого города в целом. Когда мы с ним поравнялись, водитель притормозил и стал опускать стекло в двери. Нас сразу обдало июльским жаром, запахом говна и жжёной пластмассы. Носы мы закрывать не стали, потому что понимали, что это совсем бесполезно. Запах проходил через поры и впитывался в наш организм.  «Выживший» опустил противогаз и сказал, что нам нужно проехать еще 200 метров строго на право, и там уже вываливать, где хотим и как хотим. Водила, сказал, что понял и сразу двинулся дальше, одновременно поднимая стекло в самое верхнее положение.
На этой пустыне, где вместо песка – мусор  и отходы, оказывается, еще кто-то и работал. Я понял, что это был своего рода регулировщик или логист. Он занимался распределением отходов жизнедеятельности людей по помойке, чтобы так сказать, она равномерно заполнялась.
Я был удивлен! Что может случиться у человека в жизни, что он устроиться работать на помойку? Ума не приложу… Какие обстоятельства могут тебя заставить идти работать в этот ужас, да еще плюс ко всему смертельно вредный для здоровья? Сколько могут платить за такую работу? Мне кажется мало. Как нужно сломаться, чтобы понять, что это твой самый лучший и единственный выбор. Хотя многие и про мою с Андреем подработку могут подумать примерно то же самое.
Мы прибыли, как нам показалось,  на то самое место. Я подумал, что 10 метров вправо или влево роли здесь особо не играет. Водитель перевел рукоятку в нейтральное положение и не стал глушить мотор, потому что двигатель Камаза был завязан с подъемным агрегатом кузова. Улыбнулся и предложил нам самим выбирать – оставаться в кабине или выходить на улицу. Мы с Андреем переглянулись и решили, что эту поездку нужно довести до конца и поэтому открыли дверь и по очереди выпрыгнули из кабины на отбросы.
Было жарко. Солнце прилично припекало. Под ногами чего только не было: сгнившие овощи и фрукты, которые почти засохли на солнце, упаковки от различного рода продуктов, полиэтилен, разного цвета и размера, пластмассовые детские игрушки, плюшевые детские игрушки, батарейки, пластиковые бутылки от различных напитков, в общем, все то, что мы могли видеть на обычной городской помойке перед нашими домами в городе, только в нереально огромных количествах. И, конечно же, тучи мух. Андрей сильно прокашлился, а у меня сначала сдавило горло. Как будто мы зашли в помещение площадью 2 х 2 м2, где было очень сильно накурено и плохо видно противоположную стену. Как всегда организм стал адаптироваться и подстраиваться под новые обстоятельства и к новой среде обитания. Дыхание налаживалось, и глаза смогли отрегулировать изображение.
Перед нами, метрах в пяти, приземлилась просто гигантская чайка, раза в полтора больше, чем обычная. Вся была, какая-то грязная и некрасивая. Она была какая-то, то ли разжиревшая, то ли раздутая. Чайка посмотрела на нас, громко прокрякала и стала клювом выдирать из мусора рваную и грязную упаковку от чипсов  Lay's. Прав был Ричард Бах, написавший «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», у всех разные пути, смыслы, предназначения, степень лени. Хотя мы все с виду одинаковые. Возможно, в эту минуту, я понял, что теперь у меня будет абсолютно разное отношение к этому виду птиц. Возможно, я больше вообще не буду любить эту птицу. Чайка потыкала в упаковку клювом, потом схватила ее и улетела куда-то вдаль.
Так как день был очень солнечный, да плюс ко всему вся обстановка была очень тяжелая, мы решили зайти за другой борт Камаза, чтобы там отсидеться в тени, пока водитель сваливает весь мусор из кузова.
Я присел на корточки и спиной облокотился на одно из задних колес Камаза. Андрей, скрестив руки на груди, стоял и смотрел вдаль. Водитель, что-то мудрил с рукоятками управления подъема/опускания кузова.
Находясь посреди этого говна, я задумался, над тем, что я вообще хочу от жизни. Смотрел себе под ноги, смотрел вдаль и видел только груды мусора. В голове стояла тишина. Ответа я не знал. Быть может, апокалиптический пейзаж все портил, а может, у меня никаких желаний и вовсе не было. Плыву себе по течению и все. Куда жизнь занесет, там и буду. Что в тренде, то и делаю. Что скажут, значит то и правильно.
; Андрей, а что ты вообще хочешь?
; В смысле?
; Ну, что ты хочешь от жизни? Какое твое самое главное желание? Какая твоя мечта?
Андрей ответил, не раздумывая, продолжая смотреть вдаль – я хочу прочитать все интересные книги, которые существуют на нашей планете.
Ответ меня очень удивил, да и такая мечта показалась мне вовсе не мечтой. Но что-то на это я сказать должен был.
; Это не возможно. Да это ведь жизни не хватит.
; Значит, я умру только тогда, когда прочитаю последнюю отличную книгу.
; Так ведь каждый день что-то новое пишут и наверняка очень интересное.
; Значит, я буду жить вечно, а книги будут моим топливом.
; Слушай, я смотрю, у тебя прямо целая философия в голове сформулирована, но такого просто не может быть.
; Может, вот увидишь.
; Судя по твоему настрою, не увижу.
; Ну а ты о чем мечтаешь? Какие у тебя планы на будущее? – Андрей почесал затылок и сел на корточки рядом со мной.
; В данный момент своей жизни я занимаюсь понижением платежа по ипотеке, или думаю, что этим занимаюсь.
; В смысле думаешь?
; Ну, просто еще ни разу за полгода не понизил и все ни как не могу найти стабильный дополнительный заработок. Вот только ты мне помог с этой подработкой на 10000 рублей и опять же не я ее себе нашел, а ты мне сам позвонил. Не умею я деньги зарабатывать. Живу по заложенному кем-то шаблону и не могу вырваться за рамки. Головой своей совсем думать не умею.
; Ну, вот же, десятку заработаешь. Ее и отложи на ипотеку.
; Да все не так просто. Тут и одно и второе, и третье надо. Когда денег совсем мало, то планов мало, а когда хотя бы 10000 появляется, сразу вспоминаешь, что хотел купить и то и это, причем все для дела надо.
; Распредели десятку, раскидай по чуть-чуть на все.
; Да это понятно, я так делать и буду. Просто я хочу много денег зарабатывать, а у меня не получается. Как будто вот мой потолок и надо с ним смириться, а я так не хочу. Я хочу большего, но с каждым днем начинаю убеждаться, что надо учиться жить на небольшие деньги. Вдруг, я на самом деле не могу быть богатым. Может мне, и пробовать не надо, все способы будут бесполезны. Вот кто бы мне глаза открыл и сказал, что типа, давай, вперед, у тебя все получиться. Или наоборот: «Парень, не парься, ты средний класс, живи на оклад и умирай от усталости на двух работах. Таков твой удел. Такое клеймо на твоем роду. Смысла трепыхаться нету. Все попытки бесполезны».
; Ну, ты уж загнул. Никто тебе так не скажет. Попробовать все равно надо. Не ленись. Может у тебя смысл жизни узнать это. Или стать богатым и обеспеченным. В общем, не ленись. Ну а вот насчет постоянного дополнительного заработка я  тебе ничего не могу сказать. Тут только ты сам себе сможешь помочь. Мотивируй, например, себя сильнее. Или у опытных людей совета спроси. Может удача, какая на тебя свалится. Даже и не знаю.
; Мы сами куем свое счастье. Я это и так понимаю. Может я просто, в себя не верю, а когда поверю, так все сразу закрутиться да завертится.
; Может быть. На следующих выходных, кстати, тоже можно будет подработать.
; Я согласен! – воскликнул я и вскочил на ноги.
; Да подожди, ты еще не знаешь, что и делать то надо.
; Все что угодно готов сделать. Я, правда, согласен. Мне деньги нужны.
; Все что угодно, конечно, не надо делать, а надо подрезать макушки деревьев, чтобы они до проводов электрических не доставали. Заплатят опять нам по 10000. Работы на все выходные хватит. Опять тоже садоводство.
; Отлично!
; Ну, я тогда дедушке своему позвоню и скажу, что мы беремся.
; Хорошо, что твой дедушка председатель в садоводстве – сказал я и широко улыбнулся.
; Да, хорошо конечно, много плюсов. В общем три улицы надо будет подрезать. Думаю, за пару дней справимся. 
Сзади нас с огромным грохотом из кузова свалилась порция отходов жизнедеятельности человека. К нам подошел водитель и сказал, чтобы мы отошли от машины, потому что он сейчас немного проедет вперед и потрясет кузовом, чтобы остатки мусора свалились на помойку. Мы отошли, а он легко проделал то, о чем говорил. Потом выпрыгнул из кабины, залез на одно из колес машины и убедился, что кузов пуст. Махнул нам рукой, и мы пошли залезать в кабину. Надо было возвращаться в садоводство, чтобы доделать запланированную работу.
Уезжая с помойки, я твердо решил, что сюда больше возвращаться, не намерен. Больше смотреть на этот мусор и вдыхать его ужасный аромат я совсем не хотел. Андрей мне сказал то же самое.
Любопытство наше было удовлетворено полностью.
Единственный вопрос который остался у меня в голове, после того как мы все закончили, и даже когда мы вечером пили пиво у магазина и рассказывали впечатления полученные от увиденной нами помойки нашем друзьям, это когда площадь помойки станет больше площади Ленинградской области и всего города Санкт-Петербурга в целом?