Эльген. Утиная охота... или... чай с конфетами

Валерий Багров
Николай, поскользнулся  неестественно замахал руками  и с возгласом - «мать твою» ,  свалился  в яму с водой и густой осокой, росшей по бокам .  Минутное затишье …взорвалось    громким смехом .        Это уже усталость  давала о себе знать .
Мы…, это я, мой постоянный напарник по  охоте ,-   Александр  и Николай   знакомый Саныча, так близкое окружение звали Александра.. Уже близится вечер, а в наших сумках болтается по паре   подстреленных уток.  Нельзя сказать, что уток здесь   мало.
 Место утиное и они довольно часто выскакивали из густой травы,-    как правило,- либо  сзади - либо слишком далеко,- либо не достойные нашего внимания, чирки. 
Со свистом над нашими головами пронеслась стайка чирков - свистунов. Сердце ёкнуло и тут же успокоилось. Опять чирки.
Николай вылез из своего «окопа»   матерясь обиженно молвил…
-«Какого хрена ржете как лошади»…  не дожидаясь нашего ответа  на свою реплику,  стал  отряхивать  с себя налипшие комки грязи…
 Его вид и ворчание  вызвало дополнительный  взрыв смеха… Мы смеясь  повалились на кочковатую возвышенность,-  растянувшись во весь рост, благо нагретый солнцем бугорок был сухим  … 
Николай,  завалился рядом,   раскинув руки. Натруженные ноги гудели,  тело, охваченное приятной истомой, наслаждалось минутной паузой отдыха.
В заболоченной   сильно пересеченной долине недалеко от поселка Эльген мы бродим  с самого утра  часов шесть ...  Перерыв с остановкой на перекус был, но охотничий азарт засиживаться долго не позволил. От места, где мы предполагали устроить ночлег ушли довольно далеко. По прямой расстояние в пять-шесть  километров можно осилить часа за полтора  максимум два. Ходьба усложнялась самой местностью, по которой нужно было двигаться.
Хотелось пить.  Чай из термосов мы часа два, как выпили …
 Вставать с нагретого места  становилось трудно. Клонило ко сну.
-Пошли,- скомандовал я, с неохотой поднимаясь.   Пошагали к дороге, которая должна нас привести к вагончику, где предполагали заночевать.
Солнце плавно уходило за горизонт. Тени от кустов  превращались в темные провалы и искажали вид окрестностей , меняя  до неузнаваемости картину дневной долины.  Вдали   рядом с островком леса, чуть в стороне от линии нашего хода, виднелось дерево , оно на фоне алого небосвода от зашедшего за горизонт солнца  хорошо высвечивалось  . Это дерево  стало для нас ориентиром в сгущающихся сумерках.
Неожиданно с небольшого блюдца озерка, впереди нас с шумом поднялась стайка уток. Поднимались они тяжело …
 Николай шедший впереди быстрым движением выхватил ружьё   выстрелил подряд два раза. Нам с Санычем пришлось прыгнуть в стороны, так как на линии выстрела был Николай.  Утки, удаляясь, были еще в пределах досягаемости. В вечерних сумерках прозвучали еще четыре выстрела .
 Я видел, что несколько шилохвостов*, а это были они, свалились в согру**. Искать подбитых уток долго не пришлось. Они лежали почти в одной кучке. Подранков не было. Собрали дичь - забросили в сумки -  не стали разбираться, кто попал , кто не попал , потому как их было пять штук
Темнело быстро, кроме того стал подниматься туман. Видимость терялась. Вот и наше дерево.  Смутно впереди темнел лес, но волны тумана то открывали его, то закрывали.
На дереве сбоку в разлапистых сучьях с весны осталось гнездо, скорее всего воронье. Оно выделялось своим черным очертанием …
Раздумывать было некогда…  - оставив дерево позади, мы пошагали к лесу. Казалось вот еще минут двадцать,  и мы развалимся на нарах в теплом вагончике. Там уже должны быть охотники, которые пришли раньше нас .  В том, что кто-то раньше нас там будет, сомнений не было. Мы задержались … Близость ночлега и горячего чая  подгоняла, и мы шли с удвоенной энергией, перешагивая через кочки и оступаясь в провалы между ними. Шли уже долго,  лес не приближался, и его не было видно в тумане.
Через несколько минут ходьбы в сумраке появилось очертание первых деревьев. Вздох облегчения вылетел  сразу у всех …
Велико же было разочарование, когда мы распознали дерево, от которого шли к лесу.
-Заблудились – мать твою -, вслух выразил мысль ,  будоражившая  головы всех, Саныч.
-Надо же, вроде шли к лесу - как так получилось-то…-  негромко проговорил я.
 Николай взялся рассуждать -   что  так бывает и, что у людей одна нога короче, а потому и шаг этой ногой всегда короче – вот  люди всегда и ходят по кругу… Саныч зло отреагировал…
- Да пошел ты, со своей короткой ногой…
Николай недовольно засопел, но вступать в спор не стал, продолжал рассуждать
- Так …гнездо на дереве  с левого боку по направлению к лесу, было…
- Станем спиной к дереву, что бы левая рука была со стороны   гнезда  …
 Так и сделали …
- Пошли ,- скомандовал Николай, сделав шаг в темноту , исчез - рухнув  в расщелину,  между буграми. Смех разрядил обстановку… смеялись недолго … смеялся и Николай вылезая из очередной ямы
 -Вот невезуха – бурчал он. Мы помогли ему  выбраться и  направились к предполагаемому лесу, все время корректируя путь
  В двух шагах уже ничего не видно. Опять потеряли с полчаса времени  и снова пришли к заколдованному дереву.
- Леший что ли  нас водит по этому болоту,- зло сказал Саныч…- садясь на землю и не обращая внимания на мокрую траву. –«Точно у Николая одна нога короче» .
Пот застилал глаза, а во рту так пересохло, что впору напиться из болота.
Николай так и сказал...
-Напьюсь сейчас из лужи…
-Попей, козленочком станешь - пошутил я… и добавил - не здесь же ночевать…

Нервы были на пределе… пошли снова, переругиваясь между собой и матеря всё и вся….
Теперь я шел первым. Шли долго и трудно - спотыкались -  заваливались  между кочек, вставали и снова, еле передвигая ноги, брели к лесу. Лес так и не показывался. Облизывать губы уже было бесполезно, жажда ни на минуту не покидала, а во рту язык сделался шершавым, как наждачная бумага…
Неожиданно под ногами стало ровнее и тверже. Пригляделись, … поняли, это дорога. Мы явно вышли не там где намеревались…
Заспорили …, в какую сторону идти? Я считал, что идти надо вправо…Саныч и Николай твердили…  влево. Переругались основательно.
Так и не договорившись, пошли - я  вправо, а мои напарники - влево. Условились – кто  придет к ночлежке первым   стреляет из ружья один раз в воздух.  В ночной тиши выстрел слышно на большом расстоянии.

Теперь силы появились, и я пошел быстрым шагом - будучи уверен…-  иду в правильном направлении. Ожидания мои оправдались довольно быстро,- минут через десять.
 В темноте мелькнул огонек -  я бегом помчался  к нему, откуда и силы взялись.
Вагончик выплыл из темноты - радость охватила меня, и я закричал изо всей силы .
 -Не услышат, пролетело в голове.
Снял с плеча ружьё и выстрелил.  На крылечко высыпало трое обитателей домика - убедились, что ничего интересного не произошло,  засуетились и поспешили назад, захлопнув передо-мной дверь. Я не торопился  в вагончик. Подождал, вот – вот  подойдут мои напарники. Они не проявлялись -  открыл дверь и вошел внутрь.
 На столе в тусклом свете горевшей трехлинейной лампы стоял дымящийся чайник, и лежала целая тарелка   шоколадных конфет без оберткиПродавались такие в райцентре  Ягодное, с виду напоминавшие небольшие куриные, или крупные  перепелиные  яйца темно-коричневого цвета - посыпанные мелкой шоколадной стружкой. 
- Надо же»- подумал я,- «кто это запасся конфетами в таком количестве?»   
Губы высохли, жажда зашкаливала  -  я больше обращал внимание на чайник, чем на конфеты. Кружки стояли рядом. На мое приглашение попить вместе со мной чаю, присутствующие, а их оказалось четверо, ответили отказом.
-Уже напились, проворчал кто-то.
 Смотрели на меня, явно чего-то ожидая. В голове мелькнула мысль
 -что это они такие тихие?
 Налил самую большую кружку - кинул заварки – попробовал, отхлебнул не много - не кипяток – ли?
 –не сильно горячий, убедился я и стал понемногу проглатывать   живительную влагу. Настроение поднялось, я отпустил пару сальных шуток - продолжал насыщаться чаем -   мужики не реагировали на мой юмор.
 - Наверное, устали – подумалось.
Потянулся к конфетам. Взял одну и закинул в рот. В воздухе повисло напряжение. Конфета была какая-то травяная и совсем не сладкая, с каким-то тухловатым привкусом …
  Чуть  пожевал её  - видно на лице у меня появилось кислое выражение – рот перекосило. Такое бывает, когда разгрызешь дикое не спелое яблоко. Раздался хохот, да такой, что стекла в домике зазвенели - дверь открылась самостоятельно. Я глядел обалдевшими глазами за хохочущую публику – жевал, не замечая абсолютно никакого вкуса.
 Народ схватившись за животы  и икая от смех  -  катался на  нарах не имея возможности остановить приступы смеха. Я таращил глаза и не мог понять, в чем дело.
 Наконец мне надоело жевать  жвачку  – я    выплюнул через дверь на улицу коричневое месиво. Подумалось – «испортились где-то».  Один из обитателей весь в слезах от смеха, заикаясь - выдавил два  слова «…не конфета….-говно….»
 Я продолжал плеваться…- промывал рот  теплым чаем…- Позывов на рвоту не было, да и как им быть, если организм был обезвожен…
  Сидел рассерженный и готов был кинуться  в драку. Злость была не долгой.  Вскоре и сам я сначала расплылся в улыбке , а потом и расхохотался вместе со всеми.  Немного успокоились - наперебой мне  рассказали, что организатор такого веселья -  Борис Григорьевич, старейший охотник и известный балагур,  накормил какашками  сохатого,  которые он набрал где-то в согре .
 Григорич бросил между делом…
-Колбасу-то всю сжевали, вот лося говно и пошло  впрок…
- Васек вон три штуки смолотил и хоть бы что…
Васек невзрачный парень лет двадцати пяти  беззлобно улыбался
Вдруг все замолчали. На дороге послышались голоса идущих моих напарников. Дверь прикрыли, чайник поставили на печурку, «конфеты» подправили горкой. Расселись,  в ожидании… изредка   слышался приглушенный    смех.
Ввалились,  еле живые Саныч и Николай. Мы все пятеро сидели молча, а я еще и отвернулся, полулежа,- развалившись на нарах …
Распирало от ожидания момента икс.
Саныч, весь красный от усталости   налил две кружки, загреб горсть   конфет,  подал кружку с чаем и пересыпал в подставленную ладонь половину конфет Николаю …
Борис Григорьевич, опережая события, небрежно вставил…
- Чай не горячий, давно уже кипел…и отвернулся, задавливая позывы смеха…
Оба и Николай и Саныч , засунули конфеты в рот ,- запивая чаем, почти не жуя наслаждались  поглощением живительной влаги …и  конфет…
-   лица их перекосило от не совсем приятного привкуса «конфет» …
    мощный хохот снова потряс  хилое строение нашего обиталища…


 Достали припасы, налили в кружки водки, выпили , закусили всем что выставили на стол…
Пошли охотничьи байки. Каждый старался рассказать ,  как стрелял, как падали, как искал…Наговорившись вдоволь улеглись спать. Нам с Санычем досталась крыша. Внутри мест не было, да мы и не настаивали. Крыша плоская, свежий сентябрьский воздух, в меховых спальниках спать, куда уж лучше. 
 Эту ночь и последующие несколько дней  нас не отпускало веселое настроение… «Конфеты» с чаем… и сегодня веселят нас  с Александром Александровичем при  редких встречах.
Далеко живем мы друг от друга в нашей необъятной стране.

• Шилохвост – вид дикой утки, довольно крупной. Водится больше в северных регионах
** Согра - густая заросль  высокой травы и кустарника.