27. Ах ты степь широкая

Фёдор Тиссен
Ах ты, степь широкая, Степь раздольная, Широко ты, матушка, Протянулася.
Сегодня Хортица официально считается одним из семи чудес Украины. Остров был центром Запорожской Сечи, на нём сохранился семисотлетний дуб, под которым в 1675 году «кошовий отаман Іван Сірко зо всім кошем Запоріжськім» писал письмо турецкому султану Мохаммеду Четвёртому. Казаки «так реготали, що з дуба жолуді опадали». Это же дерево, говорят, стало пушкинской музой в строках «У Лукоморья дуб зеленый...».

Донские и запорожские казаки жили на сравнительно большой территории. Их государственное устройство не имеет исторических аналогов. Образ жизни этого грандиозного мальчишника можно сравнить разве что с мифом о воинствующих амазонках, которые органически не терпели мужское общество.

Центр Запорожского казачества находился за порогами Днепра. Столица Амазонии тоже находилась на реке, только та река по-другому называлась - Амазон, это примерно посередине между Трапезундом и Анкарой. Положение мужчин в Амазонии было как у трутней в пчелинном улье. Затащут в постель, используют, потом выкинут за пределы страны.

Сыновей отдавали отцам-одиночкам, а из дочерей выращивали новых амазонок, обучали их военному делу, потом, когда настаёт пора оплодотворения, снаряжали на войну. Вперёд на Кавказ! Охота за здоровыми мужчинами. Неудивительно, что на Кавказе мужчины сегодня самые сексапильные на планете. Оно ж понятно – три тысячи лет воздержания. Просто жуть!

Гротескно выражаясь, можно сказать, что казаки примерно так же жили, только наоборот. Семью старались не заводить. Тот, кто старался, большого успеха не имел. Какая баба согласится жить с мужиком, который верхом на коне, с шашкой наголо носится по всему континету. Если только любовь, тогда конечно. «Никто нас в церкви не венчал, а вся душа горит в огне. Зачем, казак, ты в степь умчал на вороном своём коне?» Ладно бы в степь умчал, так ведь на север с грабежами аж до Ладоги доходили, на юге турков раззоряли, на западе поляков. Ну и жди его пока вернётся. Ждали. Работали. Детей воспитывали.

В отличие от амазонок, казаки в силу своей физиологической конструкции не могли после набегов забрать своё потенциальное потомство вместе с собой домой, поэтому численность казачьего войска росла за счёт добровольцев, которым такая вольница была по душе.

Запорожская Сечь состояла из 38 куреней, каждый с куренным атаманом во главе. Курень – это несколько селений казаков или одно село в сто домов. Запорожская Сечь представляла собой абсолютную стопроцентную демократию. Все должности от писаря, повара, кассира и до кошевого атамана были выборными. Кошевой, от слова кош. Кош это крепость, столица или полевой стан казачьего войска.

После военных побед над турками нужда в казаках на всей территории Южной России отпала. Екатерина Вторая распустила Запорожскую Сечь. Казаков вместе с семьями выдворили на Кубань, а кошевого атамана Петра Ивановича Колнышевского по наговору обвинили в предательстве и сослали на Соловки. Атаман был уже в солидном возрасте – 85 лет, но Военная коллегия это во внимание не приняла. Калнышевский просидел 28 лет в холодной камере размером 1х3 метра. Узника выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: на Рождество, на Пасху и на Преображение.

В 1800 году старика помиловали. Атаман на родину возвращаться не захотел. Историки не упомянули почему. А что бы он там, на Хортице делал? Остров заселили меннонитскими колонистами, прибывшими из Пруссии. Там выросло уже целое поколение чужестранцев. Пётр Калнышевский прожил после помилования ещё три года и умер в Соловецком монастыре в возрасте 113 лет.