Сколько стоит искусство?

Евгений Шейнман
Евгений Шейнман

            Каждый из нас задавался вопросом, почему некоторые картины на известных аукционах продаются  за неправдоподобно заоблачные цены? Так, например, из Википедии я узнал (правда, статья признана недостоверной), что самая дорогая проданная на открытых торгах картина — это картина  «Спаситель мира» Леонардо да Винчи (создана около 1459 года) — за 450,3 млн. долларов!!! Продана Дмитрием Рыболовлевым (очевидно, олигарх) в 2017 году, покупатель  - аноним. Итак, за картину - около полумиллиарда!
            На закрытых торгах за 300 млн. долларов продана  картина Поля Гогена «Когда свадьба?» (1892), продажа состоялась в 2015 году, продавец — некий Rudolf Staechelin, покупатель  из Катара.   
            Существуют разные списки самых дорогих картин мира. Вот, например, (каждую картину читатель может найти в Интернете): 
        Джексон Поллок — No. 5 (1948). Продана за 140 млн. долларов в 2006 году. Виллем де Кунинг — Женщина III (1953). Продана за 137.5 млн. долларов в 2006 году. Густав Климт — Портрет Адели Блох-Бауэр I (1907). Продана за 135 млн. долларов в 2006 году. Пабло Пикассо — Мальчик с трубкой (1905).Продана за 104.1 млн. долларов в 2004 году.Пабло Пикассо — Дора Маар с кошкой (1941). Продана за 95.2 млн. долларов в 2006 году. Густав Климт — Портрет Адели Блох-Бауэр II (1912). Продана за 87.9 млн. долларов в 2006 году. Фрэнсис Бэкон – Триптих (1976). Продана за 86,3 млн. долларов в 2008 году. Винсент ван Гог — Портрет доктора Гаше (1890). Продана за 82.5 млн. долларов в 1990 году. Пруд с кувшинками (1919). Продана за 80,5 млн. долларов в 2008 году. Джаспер Джонс – Фальстарт (1959). Продана за 80 млн. долларов в 2008 году. Пьер Огюст Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт (1876). Продана за 78.1 млн. долларов в 1990 году. Петер Пауль Рубенс — Избиение младенцев (1609-1611). Продана за 76.8 млн. долларов в 2002 году. Марк Ротко — Белый центр (1950)(просто трехцветный кусок холста). Продана за 72.8 млн. долларов в 2007 году. Энди Уорхол — Авария зеленой машины (1963). Продана за 71.7 млн. долларов в 2007 году. Винсент ван Гог — Портрет художника без бороды (1889). Продана за 71.5 млн. долларов в 1998 году. Виллем де Кунинг — Полицейская газета (1955)( просто абстракция). Продана за 63.5 млн. долларов в 2006 году. Поль Сезанн — Натюрморт с кувшином и драпировкой (1893-1894). Продана за 60.2 млн. долларов в 1999 году. Казимир Малевич — Супрематическая композиция (1916). Продана за 60 млн. долларов в 2008 году. Винсент ван Гог — Пшеничное поле с кипарисами (1916). Продана за 57 млн. долларов в 1993 году. Пабло Пикассо — Женщина со скрещёнными руками (1901-1902). Продана за 55 млн. долларов в 2000 году.
        Но самую высокую цену страховки имеет "Мона Лиза" Леонардо Да Винчи: 772 млн долларов!         
         Вот другой список:
“Взаимный обмен" Виллема де Кунинга - $300 млн
"Когда ты выйдешь замуж?" Поля Гогена - $300 млн
"Игроки в карты" Поля Сезанна - $272 млн
"Номер 17А" Джексона Поллока - $200 млн
"Номер 6 (фиолетовый, зеленый и красный)" Марка Ротко - $186 млн
"Портрет Мартена Сольманса и Опьен Коппит" Рембрандта - $180 млн
"Женщины Алжира" Пабло Пикассо - $179,4 млн
"Лежащая обнаженная" Амедео Модильяни - $170,405 млн
"Портрет Адель-Блохбауэр I" Густава Климта - $185,5 млн
"Портрет доктора Гаше" Винсента ван Гога - $149,4 млн
"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда" Фрэнсиса Бэкона - $144,7 млн
"Бал в Мулен де Галет" Ренуара - $141,5 млн
"Спаситель мира" Леонардо да Винчи - $127,5 млн
"Крик" Эдварда Мунка - $119,9 млн
"Флаг" Джаспера Джонса - $119,4 млн (просто американский флаг!).
         Как видно, в этом списке картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стоит «всего лишь» 127, 5 млн(!).
         
          Есть список самых дорогих картин, созданных в ХХ веке:
«Оранжевый, красный, желтый». Марк Ротко, 1961.Стоимость: $ 86,882 млн
«Номер 5». Джексон. Поллок, 1948. Стоимость: $ 140 млн
False start. Джаспер Джонс,1959. Стоимость: $ 80 млн
«Супрематическая композиция». Казимир Малевич,1916. Стоимость: $ 60 млн
«Спящая девушка». Рой Лихтенштейн,1964. Стоимость: $ 44,882 млн
«Живопись». Хуан Миро,1927. Стоимость: $ 36,824 млн
1949-A-No.1. Клиффорд Стилл,1949. Стоимость: $ 61,7 млн 
«Победа. Буги-вуги»Пит Мондриан,1944. Стоимость: $ 40 млн
«Свет Анны»Барнетт Ньюман,1968. Стоимость: $ 105,7 млн
«200 банок супа»Энди Уорхол, 1962. Стоимость: $ 70–100 млн  и т. д.

          Помимо этих картин с умопомрачительной ценой существуют еще более экзотические произведения, так называемые ,«бесценные». Это в основном произведения художников Эпохи Возрождения — Ренессанса (XIV – XVI века). Самыми знаменитыми художниками этой эпохи являются Леонардо да Винчи, Альберти, Ботичелли, Тициан,, Микеланджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер, Рафаэль, ,Эль Греко, Рембрандт, Вермеер и Гойя. и многие другие. Ян Вермеер считается сегодня самым выдающимся голландским живописцем, однако при жизни был гораздо менее почитаем. До конца 19 века имя Вермеера было относительно мало известно, в наше время к большинству его произведений все чаще добавляют эпитет "бесценный". В мире сейчас существует всего несколько десятков полотен Караваджо, и они считаются бесценными.
        Центром Ренессанса считалась Флоренция, но к  16  веку он захватил Венецию. Именно в Венеции находились самые главные благодетели или меценаты  Эпохи Возрождения, такие как Медичи, римские папы и другие. Картины и скульптуры того периода считаются бесценными шедеврами и до сих пор являются пособием и примером для любого художника. Но что значит быть бесценным? Ведь всё имеет свою цену. Бесценный, значит, не имеет определённой цены. По причине своей редкости или качества  значение такого произведения настолько велико, что оно не может быть рассчитано с точки зрения привычных денег. Например, многие из величайших произведений искусства, когда-либо созданных, считаются бесценными.  Большинство из этих произведений находятся в музеях, чтобы быть доступными всему миру.      
      И хотя есть много желающих, готовых выложить огромные суммы, чтобы приобрести эти работы, они считаются слишком ценными, чтобы принадлежать частному лицу. Поэтому их поместили в музеи, где они пользуются общественным вниманием.  Вот такие произведения и называют бесценными.
          Впрочем, не все великие произведения искусства  получились бесценными. Многие великие картины(например, Леонардо да Винчи, Рембрандта) были проданы за немыслимые до этого суммы  на протяжении последних лет.
          Некоторые произведения (и вообще артефакты)  являются бесценными, являясь таковыми именно потому, что их владельцы не желают расставаться с ними — ни за какие деньги.
           Вот сравнительно современный  список бесценных картин, которые невозможно купить ни за какие деньги:
            
            Тайная вечеря — Леонардо да Винчи
Мона Лиза (Джоконда) — Леонардо да Винчи
Сотворение Адама — Микеланджело
Запорожцы пишут письмо турецкому султану — Илья Репин
Сикстинская Мадонна — Рафаэль
Постоянство памяти — Сальвадор Дали
Звёздная ночь — Винсент Ван Гог
        Все эти полотна находятся в музеях, никто и никогда не сможет их приобрести к себе в частную коллекцию.
          Существует одна пикантная версия происхождения картин эпохи Возрождения. Всегда поражала  удивительная реалистичность изображения на них.  Выдвигается предположение, что художники Эпохи Возрождения  рисовали с такой реалистичностью, которая без применения оптики просто недостижима. Некий  Хокни  как-будто неопровержимо и профессионально доказал, что некоторые художники Эпохи Возрождения пользовались оптикой для максимально реалистичного изображения действительности! То-есть, они не рисовали, а обводили и разукрашивали. И пошло это с Леонардо да Винчи...  Есть и ещё одна особенность его картин. Например, на известном шедевре «Мона Лиза» нет ни одного мазка от кисточки, и ни одного отпечатка пальцев. Таким образом, он даже не просто обводил и разукрашивал, а делал это каким-то непостижимым образом. Стали откровением слова искусствоведа, выступавшей однажды на канале «Культура» в программе «Академия». Она сказала, что сегодня художники просто не способны повторить достижения мастеров прошлых веков, так как «секреты мастерства» утеряны. Вот почему эти картины считаются бесценными шедеврами. Их не могут повторить и не понимают, как они сделаны.
          Но вернемся к началу нашего разговора. Все-таки почему одни картины стоят десятки или даже сотни миллионов долларов, а другие  полотна, написанные в такой же технике, продаются за копейки? Почему вообще произведения искусства так дорого стоят?  Некоторые подчеркивают насколько иррационален источник финансовой ценности той или иной картины,. рассказав об одном эксперте, который усомнился в подлинности  полотен, которые стоили целое состояние, считались шедеврами и выставлялись перед истинными ценителями искусства. Но как только был разоблачен настоящий художник — 73-летний китайский эмигрант Пэй-Шень Цянь, рисовавший подделки за несколько тысяч долларов в своем гараже в Квинсе — они мгновенно обесценились, хотя и создавались схожим образом.
           Другие считают, что мировая слава некоторых картин не в том, что их авторы применяли новаторские техники рисования, а в том, что в свое время эти полотна оказались в центре скандальных историй. Приводится парадоксальный пример с таким, казалось бы, безусловным шедевром как Мона Лиза. Оказывается, в 19 веке она не шла ни в какое сравнение с картинами Тициана или Рафаэля, которые оценивались по меньшей мере в 10 раз дороже. И, быть может, таинственная улыбка женщины в исполнении да Винчи так и осталась бы незамеченной, если бы в 1911 году это полотно не украли из Лувра. После этого инцидента картина мгновенно превратилась в один из величайших шедевров живописи, хотя до него вообще не пользовалась популярностью у посетителей музея.
          Современный популярный взгляд на причину сумасшедшей стоимости некоторых произведений искусства - в мире изобразительного искусства правят бренды ( такой же, как, например,  бренд Coca-cola отличает знаменитый напиток от обычной сладкой газировки).
         Люди тратят огромные деньги на живопись, потому что такие бренды, как Моне или Пикассо, остаются востребованными. При этом приобретение картины за миллион долларов на аукционе  Сотбис — не то же самое, что покупка самого навороченного автомобиля. Цена автомобиля понижается сразу же после продажи, а картины Пикассо со временем лишь прибавляют в стоимости. Но как художник превращает себя в многомиллионный бренд в мире искусства?  Как можно купить какую-нибудь абстракцию за сотни тысяч, не опасаясь, что через несколько лет эти картины станут простым украшением? Почему одни полотна считаются роскошью, а другие — дешевой мазней?
        Существует мнение, что ответ на этот вопрос заключается в том, что рынок изобразительного искусства подвергается «курированию». Его контролируют галереи и дилеры, которые поддерживают высокую стоимость художественного произведения и привязывают эти цены к престижу организации, продающей работу. Таким образом, по существу, утверждается, что в какой-то степени рынок искусства сфальсифицирован: галереи и дилеры выступают в роли законодателей мод и, по сути, решают, какая картина лучше и стоит дороже.  Джонатан Бинсток  утверждает: «С идеей о том, что искусство является неким активом, и работы конкретных художников сохраняют свою стоимость, люди по всему миру попросту решили согласиться». 
         Искусство приносит невероятные дивиденды и служит неким отличительным признаком. Так, все газеты написали о покупке Леоном Блэком  картины Эдварда Мунка  «Крик» за $120 000 000. Если бы Блэк приобрел за эти же деньги современную яхту, он бы не получил практически никакой огласки в обществе. Коллекционеры покупают социальное положение так же, как и дорогой продукт, и тем самым сохраняют свой статус. Например, полотна Джексона Поллока являются своего рода пропускным билетом в один из самых богатых и эксклюзивных клубов мира. По оценкам аукционного дома Кристис, на рынке художественных работ стоимостью свыше $20 000 000 числятся всего лишь 150 коллекционеров.
        По словам Сары Фридлендер: «Начиная с первых дней Эпохи Возрождения, люди использовали искусство, чтобы войти в определенный социальный круг. И это хорошо».
         Какая роль отводится галереям и аукционным домам? Они отыгрывают важнейшую роль в механизме сбыта картин. В большинстве случаев перспективные художники сотрудничают с известными галереями, которые взимают 50% комиссии с каждой успешной продажи! Арт-дилеры оставляют за собой право корректировать стоимость полотна и стараются поддерживать определенный уровень ценовой стабильности в мире искусства. Это значит, что ,если работа живописца плохо продается, они скорее перестанут его выставлять, нежели снизят цену на саму картину. Таким образом, художественные галереи осуществляют довольно жесткий контроль над ценами, который, как пишет экономист Эллисон Шрагер , был бы незаконным в большинстве отраслей.
           Еще одной распространенной тактикой являются так называемые «заявки с потолка», когда торги начинаются с нескольких несуществующих ставок: коллекционеров могут провоцировать подставные покупатели. В обмен на согласие заплатить определенную сумму за картину, им обещают покрыть все расходы, превышающие эту стоимость. Так цены повышаются за счет ложной конкуренции.
        Исследование рынка живописи показывает, что демонстративные траты миллионеров существенно влияют на то, какие работы отмечают на фоне остальных. В Эпоху Возрождения богатые семьи, выступающие в роли художественных меценатов, имели очень хорошую репутацию. Когда в мире искусства покупают и продают картины за баснословные деньги, эти произведения не могут быть простыми. Дорогое искусство нуждается в надежных доводах, чтобы оправдать свою стоимость. Это приносит пользу художникам, чьи работы продаются за сотни тысяч или миллионы долларов. Таковы некоторые нечестные методы, которые сегодня правят балом изобразительного искусства. Единственной невиновной стороной этих махинаций являются художники, поскольку для популяризации своих полотен они вынуждены стать частью этой  системы.
         Владимир Богданов, главный редактор интернет-ресурса Artinvestment, призывающего людей инвестировать в искусство, предпринимает смелый опыт рационального объяснения нереально высоких цен на художественные произведения, многие из которых считаются у людей несведущих мазнёй... Сводится он к безапелляционному тезису, что все эти продажи искусства — торговля воздухом и деньги на ветер. Следовательно, все эти немыслимые аукционные цены — это непременно пузырь, обман, и в целом все смахивает на ловкую аферу. Носитель житейской мудрости никогда не согласится, что за картину (пусть даже самую расчудесную) человек в здравом рассудке может заплатить несколько сотен миллионов долларов.
          Однако, справедливости ради следует отметить, что баснословные цены — удел не многих и очень непростых картин. Художники, чьи работы оцениваются в рекордные суммы на аукционах, представляют лишь крохотную долю арт-рынка. По словам Бинстока, сегодня таких мастеров насчитывается не более 40.  Охота на шедевры — это поиск предметов, служащих воплощением прорывных идей, апофеозом новаторства, свидетельством переломных событий в истории художественной мысли. Было много «черных квадратов» до Малевича, но знаменит только он, потому что он выставился в то время, когда люди напряженно ждали нового.  Скептикам, сомневающимся в оправданности цен на шедевры, стоит обратить внимание, что они устанавливаются не в тихих кабинетах, а на аукционах, в реальной публичной борьбе, при высочайшем уровне состязательности. То есть установившаяся цена, как правило, объективна.
         По распространенному мнению, критерием оценки искусства является рыночная стоимость: чем дороже – тем выше художественная ценность. Так искусство ставится в ряд со всеми прочими товарами потребления. Насколько верно такое предубеждение? Чтобы ответить на этот вопрос, профессор Бочкарев рассказал, что собой представляет арт-рынок, кто и с какой целью покупает произведения искусства, и от чего зависит цена на них.  Экономисты нередко задаются вопросом: «Существуют ли особенности у рынка культурных товаров?» По словам Андрея Бочкарева, традиционная экономическая теория не видит принципиального различия между культурными благами и традиционными товарами и услугами. Хотя здесь возникает вопрос: «Эквивалентна ли культурная ценность товаров их экономической ценности?». Например, вагон угля и картина Пикассо могут иметь одну и ту же рыночную стоимость, но совершенно разную культурную ценность. И здесь ценность потребляемого блага будет зависеть лишь от образования покупателя и его знакомства с данной субкультурой. А картина молодого и талантливого художника может стоить в сотни и в тысячи раз дороже, чем в начале его карьеры. Именно поэтому, подчеркнул Андрей Бочкарев, экономисты культуры должны уметь предвидеть будущую ценность объекта культуры (цена шедевра растет примерно на 10% ежегодно). 
         Внешние обстоятельства, не имеющие отношения к самой картине, также влияют на ее статус в мире искусства. Одной из причин, по которой мы отмечаем отдельные полотна  мастеров, является их вклад в художественное движение. «Фонтан» Марселя Дюшана — это всего лишь перевернутый и подписанный писсуар, но он символизирует вызов дадаистов по отношению к чувственной живописи. Именно поэтому заверенная копия данного произведения (оригинал был утрачен) была продана за $1 800 000 в 1999 году. 
        Итак, по каким же параметрам происходит оценка антикварных картин и могут ли вообще в столь эфемерной и духовной сфере существовать объективные способы перевода шедевров живописи в финансовый эквивалент? Оказывается, могут. Причем, так считают не только арт-дилеры. Знаменитый художник Сальвадор Дали предлагает целых двадцать два параметра для оценки картины и определения её рейтинга. Вот некоторые из них.
      Во-первых, для создания любого произведения изобразительного искусства используются материальные средства. От их качества зависит сохранность, да и степень выразительности  произведения. Поэтому, как для оценки старинных картин, так и полотен современных художников, учитываются материальные параметры.  К ним относятся: материал картины. Картины, написанные на картоне или бумаге больше подвержены разрушительному влиянию времени, чем холст;
- какой использован краситель, насколько он подвержен выцветанию — это следующий материальный параметр оценки;
 - физическое состояние антикварной картины, насколько хорошо она сохранилась в данный момент и каковы перспективы её сохранности в будущем. Например, акварели стоят на художественном рынке несколько дешевле именно потому, что сохраняются хуже, чем картины, написанные маслом или темперой;
- параметр размера, точнее, насколько размер картины соответствует  композиции и замыслу художника. Чем крупнее полотно, тем дороже оно стоит, хотя и не всегда . Скорее этот параметр оценки можно было бы назвать параметром коррекции размера.
   Несравненно более важными являются нематериальные параметры оценки произведений изобразительного искусства. Например, при оценке   картины Малевича «Супрематическая композиция»,  для определения её первоначальной стоимости эксперты из аукционного дома Сотбис использовали метод прецедента. Поскольку определить рыночную стоимость этой работы было очень затруднительно, полотна Малевича почти не появляются на художественном рынке, специалисты из «Сотбис» сформировали цену, исходя из рыночной стоимости полотен Пикассо и Мондриана.
         К нематериальным параметрам оценки живописи относятся:
- имя художника. Конечно же, произведения знаменитого художника стоят гораздо дороже, чем  картины пусть и очень талантливого, но еще неизвестного живописца;
- художественная ценность антикварной картины. Весьма спорный параметр, но интуитивно  ощущаемый настоящим любителем  живописи не хуже, чем искусствоведом. Каждый может почувствовать, с вдохновением художник писал картину или просто, чтобы продать скорее. Но вот определить  уровень композиции, гармонию цвета может далеко не каждый дилетант в области живописи;
- техника исполнения картины и композиция. Для определения этого параметра желательно обратиться к искусствоведу. Кстати, нарочито небрежная манера живописи отнюдь не свидетельствует о низком уровне мастерства.
- степень «рыночной раскрутки», и это в нашем материальном мире имеет большое значение.
        Этот перечень можно еще дополнять и дополнять. Например, иногда состоятельные покупатели платят огромные деньги за полотно ради престижа или чтобы пробрести достопримечательность в своё владение. Так произошло с картиной Поля Сезанна  «Игроки в карты». Королевская семья Катара приобрела её за 250 миллионов долларов ради музея современного искусства, который они, якобы, планируют  создать в своем нефтяном королевстве. Это престижно, повышает авторитет правящей династии и привлекает в Катар туристов.
          Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома, например, используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.
          На стоимость, безусловно, влияет значимость имени признанного и занимающего стабильные позиции на международном арт-рынке мастера. Кроме того, на стоимость предмета искусства влияют безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения. Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни. В цене будет расти творчество пионеров новых направлений, отражающих современное мышление. И вот, пожалуй, самое важное в картине. Это ее уникальность, неповторимость. Художников много, слишком много. И есть ли смысл бесконечно повторять одно и то же?  Гораздо интереснее смотреть на самобытных и развивающихся художников, ни на кого не похожих, видящих мир своими глазами. Если миллионные цены импрессионистов и старых мастеров большинство внутренне готово принять, то современная фотография за 3 миллиона долларов — это за рамками его понимания. А ведь таких примеров уже немало. Самая дорогая фотография на сегодняшний день — это «Рейн II» Андреаса Гурски, проданная в 2011 году на Christie’s за 4,3 миллиона долларов.
        Но как на счет молодых живописцев? Каким именно образом краска на холсте превращается в дорогое искусство? Это зависит от многих факторов. Важно, где выставлялся художник, кто и за сколько уже покупал его работы. Например, есть  художник Геннадий Мосин. Его картины приобрела в свою коллекцию в том числе Третьяковская галерея. При желании можно было бы продать её за миллион рублей или полтора. Хотя она стоит дороже. Но полтора миллиона — эта сумма, которую готовы заплатить. А на какие суммы может рассчитывать начинающий художник без имени?
         Стоимость работ всегда индивидуальна. Ведь это всегда риск: выстрелят работа и её автор в будущем или нет? Это как рулетка. Пришёл человек в казино и решает, сколько он может поставить, чтобы не жаль было проиграть. Когда у начинающего художника заказывают работу, то, определяя размер гонорара, рассчитывают, чтобы он мог купить себе новые краски, даже не самые лучшие, холсты, бутылку вина. И заплатить за квартиру. Чтобы он смог сносно жить и работать дальше, на перспективу. Конкретную сумму, которую может выручить художник-новичок за свою картину,не названа, но границы очерчены: меньше шестидесяти тысяч.
         Картины начинающих художников не могут стоить дорого, — пояснил Валерий Суворов.  Хотя бы просто потому, что их тогда никто не купит. Но ,если мастер владеет техникой и пишет пейзажи, то у него будут свои покупатели. Потому что такая живопись в России - самая востребованная.
         Стоимость произведений искусства зависит от уровня жизни. Чем он выше, тем дороже работы. Основной потребитель живописи в России - это средний класс, - говорит Валерий Суворов. - И есть существенные отличия русских коллекционеров от покупателей искусства в Европе и Америке. На Западе считается, что картина художника - это вложение денег, а сам арт-рынок давно сформировался.
         Валерий Суворов пояснил, что западные коллекционеры могут купить работу, даже если она им не нравится, даже если это какая-нибудь абстракция, значение которой может объяснить только  сам автор. Например, красный холст с семью вертикальными полосами — картину "Пространственная концепция. Ожидание" Лучо Фонтаны — продали за полтора миллиона долларов.  
         Произведения мастеров, которые вошли в контекст мировой художественной истории, — это уже беспроигрышные инвестиции, приносящие в год по 20–25% прибыли. Так к этому относятся на Западе. Но это не характерно для России. Здесь всё несколько иначе. Во-первых, в России нет стольких богатых людей, готовых вкладываться в искусство. А во-вторых (и это главное), в России коллекционеры занимаются своим делом от сердца. Конечно, бизнесмен начинает покупать картины, надеясь, что они со временем подорожают. Но скоро этот коммерческий интерес отходит на второй план, в основе остается сердечная привязанность, потребность перейти из социальной роли состоятельного человека, купца, бизнесмена на ранг выше: стать коллекционером.  Валерий Суворов подчеркнул, что даже самые известные художники России, если их картины покупаются внутри нашей страны, не могут рассчитывать на астрономические прибыли. Большие деньги за живопись дают лишь на Западе. Но, чтобы котироваться на этом арт-рынке, художник должен быть талантлив и, что немаловажно, известен.
       Если брать российских художников второй половины XX века, то сразу можно назвать одно из самых ярких имён — Эрнст Неизвестный.  Также можно назвать Мишу Брусиловского, славу и гордость Екатеринбурга, Виталия Воловича, который является одним из самых блестящих графиков в мире. То есть это мировой уровень. Есть художники, признанные и известные в масштабах страны. Это, например, Геннадий Мосин и Герман Метелев. Так сложилось, что работы российских художников на Западе стоят в десятки или сотни раз дешевле, чем аналогичные по технике, манере и мастерству работы американских и европейских коллег.
          Не секрет, что при жизни Ильи Глазунова его имя ставили в тройку художников, которых знают все: это Александр Шилов, Никас Сафронов и Зураб Церетели. Но по цене работы Ильи Глазунова   выгодно отличаются от работ  товарищей по цеху. Как отмечает Константин Бабулин, Илья Сергеевич сумел сохранить себя как художника. В настоящее время купить работу Глазунова можно достаточно недорого: 5-6 тысяч рублей за метровую картину маслом. Примерно в пять раз дешевле оценивают графику мастера.         
          Картины Миши Брусиловского готовы купить за 450–500 тысяч рублей, хотя одна из самых дорогих его работ, картина "Футбол", ушла в 2006 году за 210 838,но уже долларов. Графика Виталия Воловича оценивается аналогично — в 300–500 тысяч рублей. Примерно в такой же ценовой категории и Герман Метелев — третий из художников, которых в Екатеринбурге увековечили в скульптурной группе "Горожане". Известно, что одну из его его картин купили на аукционе за 250 тысяч. Сейчас, конечно, она стоит дороже, но не намного. А вот ,чтобы сорвать куш, заработать миллионы, нужно обладать не только талантом, но и желанием пробиться на западный арт-рынок, а также действовать там по их правилам.                Если говорить о гениях, которые пробились на Запад и стали оцениваться так же, как европейские мастера, можно упомянуть Михаила Сажаева.,  История успеха Сажаева — это сочетание таланта, мастерства, невероятного трудолюбия и упорства, художника и арт-менеджера. Мало того ,что его работы великолепны, он ещё и сам очень много ездил, выставлялся. Потом его стали приглашать в Европу. Он принял правила западного арт-рынка. И к нему пришёл успех. В итоге каждая из его картин на аукционах уже оценивается в один миллион долларов. Если брать не уральских художников, а смотреть шире, по всей стране, то в России есть имена, которые вышли на западный арт-рынок. Но у каждого был свой путь. Главное — заявить о себе. И чтобы заявка, конечно же, подкреплялась талантом. Например, омский художник Дамир Муратов придумал узнаваемый образ-бренд "CheБурашка". Его представляет чёрный лопоухий зверёк с АК-47 наперевес и в берете великого команданте. Различные арты и рисунки с этим символическим зверьком полюбились европейцам. И CheБурашка стал тем паровозом, который вытянул Дамира Муратова на европейский арт-рынок.  Сейчас Дамир, который на CheБурашке и сопутствующем арте сколотил целое состояние, востребован и известен в том числе и на Западе.
         Когда упал «железный занавес», русские художники начали активно продавать свои работы практически за бесценок, по 100-200 долларов. Тогда в России это были очень хорошие деньги. Многие русские художники уехали за границу, в США, Францию, Германию, Италию и Великобританию, и писали уже там. В результате западный рынок перенасытился работами русских художников, и теперь они там не так высоко ценятся.         
         Сейчас самый крупный Арт-рынок в мире - это ,конечно ,Китай. Там строятся новые музеи, проводится много выставок, люди коллекционируют искусство, к тому же там очень много богатых людей. А китайцы очень любят советское и русское искусство.
         Самый дорогой из современных русских художников - это Илья Кабаков, его работы продаются по 5-6 миллионов долларов, но это недостижимая высота для остальных.
Графика всегда стоит дешевле живописи. Самые дорогие работы - это холст, масло, размер от метра.
       Стоимость картины складывается из определённых показателей: статуса художника, аукционной и галерейной историй продаж других его картин, и картин этого периода, художественного уровня картины, её известности, участия в выставках, сюжета, количества работ этого художника на рынке и многого другого.
        В ходе эксперимента респондентам предлагали выборку неподписанных работ. Участникам нужно было сперва предположить, кто их автор — мужчина или женщина, а затем оценить, насколько каждая из картин им нравится. Чаще всего, если респондент считал, что автор работы — женщина, оценка картины была ниже.
Также авторы исследования проанализировали стоимость 1,5 миллиона картин, проданных на аукционах с 1970 по 2013 год: работы художниц оценивают в среднем на 47,6% дешевле работ художников-мужчин. Средняя стоимость картин художников-мужчин составила $48 212, а полотен, написанных женщинами, — $25 262.      
В настоящее время в России более 30 тысяч профессиональных художников, и количество их продолжает расти. Кроме этого есть ещё большее количество художников непрофессионалов.   
       Из  советского прошлого можно рассматривать как вполне успешную покупку  приобретение картин художников Сурового стиля и художников объединения «Митьки».
         К наиболее известным художникам Сурового стиля можно отнести следующих мастеров советской и российской живописи:
Оссовский Петр Павлович, Андронов Николай Иванович, Коржев Гелий Михайлович, Никонов Павел Фёдорович, Попков Виктор Ефимович, Салахов Таир Теймур оглы, Александр и Пётр Смолины, Обросов Игорь Павлович, Иванов Виктор Иванович.
       Эти художники достаточно известны и раскручены. Стоимость картин художников Сурового стиля находится в пределах от 5-6 тысяч долларов до 20-25 тысяч долларов США. Если речь идет об известных и широкоформатных картинах, то их стоимость может доходить до 100 тысяч долларов США. Покупка картин художников Сурового стиля - это хороший и верный выбор.
         Изначально в неформальное «политбюро» группы «Митьки» входило три художника - Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарёв и Александр Флоренский. В последствие, художников, вошедших в объединение «Митьки», стало больше.
         Сегодня в России нормальный ценовой диапазон для живописи Шинкарёва - $5 000-15 000.  Работы Шагина с тельняшками, с афоризмами, с пушкиными-маяковскими на аукционах ни разу не предлагались. Сколько они могут стоить? Ориентировочно за $3000-5000. Здесь можно ориентироваться на цены в диапазоне $2000-4500. Флоренский на аукционах поражает стопроцентным уходом - из 8 работ, выставляемых на аукционах, были проданы все 8.
          Работы московского митька Константина Батынкова обладают неплохой ликвидностью на рынке.  Работ у Константина Батынкова много, цены доступны, люди покупают. Константин Батынков -один из самых популярных для массового коллекционирования художников.
Его рисунки (графику) можно приобрести, начиная с 12 000 рублей, и в галереях и на аукционах. Реальные цены за большие акрилы на бумаге — около 100 000-120 000 рублей.
          Классики, , художники конца XIX века, представители Серебряного века, русский авангард - в большинстве своем их произведения находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях. На аукционах и в галереях -  не более 5% работ. Лучшие произведения русских художников на западных аукционах уходят по баснословным ценам. Так, в 2007 году за $9,7 млн была продана картина Натальи Гончаровой «Сбор яблок», немногим дешевле реализуются и другие представители русского авангарда.
         Желающим поиграть на арт-рынке, но имеющим сравнительно небольшие накопления ($50–100 тыс.(!) ,остается единственная возможность -вложения в современных авторов. Купил работу такого художника  - надо ждать, пока цена подрастет. Ведь когда-то и работы сегодняшних ценовых рекордсменов стоили вполне адекватных денег. Например, за картину Эрика Булатова «Слава КПСС» больше 20 лет назад просили $30 тыс., а в 2008 году она была продана за $2 млн.
         Современное искусство  включает множество жанров и направлений. На выставках первые места в экспозициях занимают фотография, видеоарт и всевозможные инсталляции. Однако именно классические формы изобразительного искусства (живопись, графика) по причине своей нетиражируемости и отчасти предсказуемой художественной ценности в перспективе обладают наибольшим потенциалом роста стоимости. Эти произведения искусства   ныне живущих авторов. Даже, если художник не станет знаменитым при жизни (на что помимо таланта есть еще и воля случая), то после его смерти качественная картина почти гарантированно поднимется в цене. Правда, лишь спустя несколько десятков лет. Каждый год художественные школы и профильные высшие учебные заведения выпускают огромное число так или иначе умеющих обращаться с кистью и карандашом людей. Если прибавить к этому талантливых самоучек и бездарей, то можно получить реальную картину современного арт-рынка, где из-за дефицита качественных произведений получают признание единицы.
          Основными местами для общего знакомства с именами современных художников и их творчеством являются различные биеннале.  На  венецианском форуме современного искусства русская экспозиция пользовалась немалой популярностью. Актуальное искусство России там представляли художники Александр Виноградов, Владимир Дубоссарский, Валерий Кошляков, Юрий Лейдерман, Виктор Пивоваров, Сергей Шутов. Направление авангарда второй волны 1960–1970-х годов было представлено работами известных у нас и за рубежом Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Виталия Комара, Дмитрия Краснопевцева, Александра Меламеда, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Марлена Шпиндлера, Эдуарда Штейнберга, Владимира Яковлева. Почти все перечисленные авторы уже хорошо известны, а их работы дороги. Для вложений в их произведения потребуются несколько сотен тысяч долларов. Некоторые из картин этих художников пробивали на аукционных торгах психологическую отметку $1 млн, другие устойчиво торгуются выше $100 тыс.        Среди перспективных с точки зрения инвестиций художников-современников специалисты упоминают Павла Рябинского, Бориса Ведерникова, Григория Чайникова, Николая Третьякова, Валерия Кошлякова, Игоря Макаревича, Константина Звездочетова. Авторы работают в разных жанрах, большинству из них уже около или за 40 лет, они достаточно раскручены, многие уже выставлялись на западных аукционах.
        И все-таки, еще раз, зададимся вопросом, почему выдающиеся картины стоят так дорого? Вот одна из точек зрения:
       «Владельцы огромных  состояний вынуждены думать на 20—50, даже 100 лет вперед. А ведь там, за горизонтом вообще ничего не просчитывается, полная неопределенность. Сохранится ли роль золота? Большой вопрос, скорее нет. Что будет с нефтью, питьевой водой да и вообще с картой мира? Что можно будет передать потомкам? Сплошные вопросы. Но, оглянувшись назад, можно вспомнить, что человечество всегда брало с собой в будущее   знания и искусство. Мир будет сильно меняться, но вряд ли потомки кардинально пересмотрят значение Тициана, Сезанна, Малевича. Поэтому шедевры многими сегодня рассматриваются как долгосрочное средство сбережения, некий «суперактив» для вложений капитала». Как вам такое мнение?