Штурманский расчет

Валентин Иванов 4
               

                Штурманский  расчет.
Во флоте штурман это все. По рассказам сослуживцев моряков, у них командирами подводных лодок и надводных кораблей становились, преимущественно, штурмана по образованию. Независимо от оконченного учебного заведения
Были и «минёрщики» и  «ракетчики» и «мехи»,но в основном штурмана.
Я специально не стану называть по номерам боевых частей, что бы читателям лишний раз не забивать головы аббревиатурами, и  без того у меня их достаточно. В крайнем случае ,есть Интернет и поиск-«Нумерация боевых частей во флоте».
Мне пришлось некоторое время обитать в своем рабочем кабинете, в ожидании  квартиры. Нет, жилье у меня было..Только в Елизово, а точнее на 26-м километре, где и был авиационный городок. Путь в одну сторону занимал примерно час двадцать. Это езды. Не считая стояния на остановке. Особенно зимой, или в дождь.
Поэтому на выходные был дома, а всю неделю проживал в штабе.
Снега выпадало у нас много, и наше окно кабинета на втором этаже всю зиму было завалено снегом. Приоткрыв форточку, я  иногда отпихивал снег, чтоб было куда вылить остатки чая из заварника- не в туалет же бегать? Это целая минута туда идти!.
По этой причине, за окном снег был в замечательных желтых разводах. На которые, посматривая с подозрением,  мой начальник Вова, рассказал мне анекдот-
-Знаешь, чему самому первому учит папа-чукча своего сына-чукченка, когда он только начинает ходить?
-Конечно не знаю..Я что похож на чукчу?
-Так вот, заповедь гласит- «Никогда не ешь желтый снег».
-Очень даже обидные намеки намекаете, тыщ капитан второго ранга.
Итак, о снеге. Каждый год, 22 апреля, мы с друзьями идем на субботник..Ну работаем мы там..Напомню, кратко..

«В СССР идеологи старались представить субботники как сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название). Для большинства населения это был принудительный труд в выходные дни (в субботу или воскресенье - "воскресники"), от которого старались не уклоняться, хотя людей принудительно лишали отдыха в выходные дни, чтобы не числиться политически неблагонадёжными. Сами жители СССР называли такой труд "добровольно-принудительным".»

Ну мы ж подводники, мы силачи. Естественно, этот бесплатный труд нужно было отметить и провести все красиво.
(Банкетный зал-для банкетов, концертный зал-для концертов, актовый зал -для актов?)
Традиционно, субботник заключался в очистке окна от снега. И он там лежал до конца мая. Тень, уютно и солнце ему не мешало.
У старшего штурмана флотилии Жени, однокашника моего начальника, окно традиционно было чистым. Поэтому он слонялся по штабу, пытаясь помочь.
Женя был пунктуальный, точный, правильный и аккуратный. У него единственного в штабе были часы «Ориент» и я ему завидовал. Хорошие часы и хороший штурман, это синонимы. Я хорошим не был, естественно обходился военными часами «Штурманские», редкое г...Особенно доставалао постоянно слетавшее ,от перепадов давления в самолете, стекло. Умные головы посоветовали смазать края стекла соком от чеснока. Да, тогда стекло сидело мертво.
Блин, неужели вокруг Московского часового завода не рос чеснок?
Женя еще мог очень здорово работать с морской картой, все четко рисовать и быстро считать. Я ранее работал с нашими, авиационными синими картами. И Женя мне очень помог. Ибо на флотилии все графические документы исполнялись на морской. Боже, какая там была классная бумага. Обратная сторона карт- белейший и толстый ватман.
Благодаря своему профессионализму, точности и невозмутимости ,Женя в дальнейшем стал контр-адмиралом и Главным штурманом Тихоокеанского флота.
Оказалось, талантливый человек талантлив во всем.
Пока мы, а точнее я, боролся со снегом, начальники сидели и умничали.
Потом Женя притащил из своего кабинета заветный пакет. Там была банка растворимого кофе и не в пошлой жестянке, а в стекле. Да, да..растворимый кофе был дефицит. Желудевого, сколько душе угодно. Нашего, в высокой железной банке с металлической фольгой под крышкой- тоже часто в продаже не было. Фольга там, кстати, была такой толщины, что напоминала жесть. Я об нее иногда пальцы резал.
А Женя принес в стекле, настоящий буржуйский растворимый.
Блин, как нам тогда мало нужно было для счастья. Сейчас выбираешь только в зернах, да еще и сорт смотришь..Молотые зерна- это моветон, нужно молоть самому на ручной мельнице, заваривать в фарфоровой турке, не дай бог в металле..
А растворимый это Фэ...
В пакете были еще мешочки с корицей, гвоздикой, сахаром и еще с чем-то, чего я не знал. Оказывается, это Женя привез то ли из Сомали, то ли из Вьетнама.
Я, иногда забегая в кабинет погреться и глотнуть чая, наблюдал за его манипуляциями. Отдельно заваривал кофе, затем парил корицу с гвоздикой, затем потихоньку добавлял в жидкость сахар. И не просто сыпал, а предварительно сделал из него сироп.
Затем начальник из сейфа достал бутылку с шилом.
Очередность я не знаю, но они как-то вливали то ли кофе в спирт, то ли наоборот. Причем, это было важно.
Потом все это стали медленно подогревать на электроплите, ступенчато и помешивая продукт их творчества.
Через час я закончил чистить окно, в кабинете заметно посветлело и стала видна паутина в углах..Блин, лежал бы себе снег и лежал..А высота потолка у нас была метра четыре. Знание еще сталинской постройки.
По коридору штаба пополз обалденный запах и двери кабинетов стали приоткрываться.
Женя попробовал пол-чайной ложки напитка, помякал губами...Полез в мешочек и достал пол-листа лаврушки. Давил, запаривал, отцеживал еще минут десять..
Начальник, да и я стали сглатывать чаще..
-Евгений, хорош колдовать. Не выдержал Вова.
-Да, действительно, хорош народ дрочить. Это вылез из берлоги бывший минёрщик подводной лодки Серега,по прозвищу Карабан-Барабан(От фамилии)...
-Давай, присоединяйся к нам, дружелюбно пригласил  Женя.
Пока минёрщик ходил, он достал чистую карту. Белую аки снег. Начальник извлек четыре хрустальных рюмочки, блюдечко с сушками. Женя развернул шоколадку и настрогал ее маленькими аккуратненькими ломтиками.
Разлил, даже не капнув на карту, напиток, по густоте напоминавший ликер.
Сел за стол, взял рюмочку, и ноздрями поочередно втягивая запахи шоколада и напитка приготовился вкусить...
Тут с грохотом вломился минёрщик..
-О, а с закусью у вас слабовато. И стаканОв не вижу.
Схватил с моего стола пожелтевший от времени гранчак,высыпал из него на стол карандашные очистки и щедрой рукой набулькал туда волшебного напитка.
И пока мы в обалдении наблюдали за этой картиной, одним глотком опрокинул стакан в пасть. Затем  поставил на стол полупустую банку свиной тушенки, ножом сковырнул со стенок банки белый жир. Намазав им сухарь, с аппетитом захрустел.
По кабинету пополз запах прогорклого жира, чеснока и еще чего-то неаппетитного.
Я сразу почувствовал себя сыном чукчи, который ничего не понимает в окружающем мире.
Женя, в позе соляного столба жены Лота, взирал на весь этот гротеск.
-Бля..Серега..а тавотом ты закусить не пробовал? Спросил мой начальник Вова.
-Неа, сказал Серега,чавкая ртом. -Салидолом, да, было..Но его нужно предварительно на сковородке с луком перетопить.
Женя аккуратно положил шоколад на стол. Поставил рюмку и поднялся.
-Ну что, засиделся я тут у вас. Пойду к себе, карандаши, что ли поточу...
Мы тоже поднялись..Я пошел подчищать снег, начальник курить, а Серега остался добивать волшебный продукт.

И ничего не поделаешь с такими серёгами...Флотское гостеприимство дело святое..