Маменька моя продолжение 6. Хождение по архивам

Наталья Банецкая
    Карандашный портрет моей прабабки Смирновой Параскевы Григорьевны нарисован мной с фотографии столетней давности.


    Долгими оказались поиски корней моего деда. Информации было очень мало-утверждение родни, что они с Ветлуги приехали, и все. Хуторской сосед моего деда ныне здравствующий, дай бог ему здоровья, пасечник Арсен Васильевич  Наволоцкий, убеждал меня, что все он про Шабалиных знает, говорил, что дед родом с Вятки.  И мама вспоминала, что они от куда-то  из-под Шарьи; и фамилия Шабалин, которая очень распространена в тех краях, это  завело меня на ложный путь; и проезжал в 1913 году  и крестил в церкви села Селино Шабалин с женой сына своего Владимира из Заветлужья Хорошевской Волости, а других Шабалиных ни в метрических книгах Георгиевской, ни в метрическтх книгах Покровской церкви не было.
 Вот и сидела я неделю в архиве перелистывая и составляю родословную неких Шабалиных из хутора рядом с селом Заветлужье, не срослось. Ни Антона, ни Георгия, нет никого.А позже , когда пазл сложился, выяснилось, что это все таки родня. По каким таким причинам в селинской церкви упорно не писали фамилию семейству моего деда непонятно.   
    На запрос в архив города  Мантурово ответ пришел очень быстро, место рождения деда они не установили, зато определился год рождения деда – 1900 год, и на том спасибо. То, что мой дед воевал и записан в книгу памяти города Мантурово «Они сражались за Родину» для меня было большим откровением, никогда мама об этом не рассказывала. Я так и считала, что он всю войну в тылу проработал кузнецом. Оказывается, нет, просто был ранен  в 1942 году. Остаток войны проработал на одном из военных заводов.
    И вот, в том же селе Георгиевском  в метрической книге за 1900 год запись: « 19 октября по старому стилю родился и 21 крещен Георгий, да еще и Антонович. Ура!Родители: Георгиевской волости,  Малиновского сельского общества  крестьянин Антон Иоаннов и законная жена его ….(имя насмерть зашито в корешок)… Яковлева, оба православного вероисповедания». А восприемница того же дома крестьянская девица (имя опять не прочесть) Варфоломеева. Кем приходится им эта девушка, отца которой зовут Варфоломей, и кто она в этом доме, я так и не поняла до конца исследований.  Стала искать записи о венчании прадеда Антона Ивановича и нашла ее в 1888 году.
   В метрической книге 1888 года 13 июня запись: «Жених: Антон Иванов, крестьянин Георгиевской волости, Малиновского общества, деревни Ершиха, православного вероисповедания, вторым браком. 30 лет. Невеста: Татьяна Яковлева, дочь крестьянина Ателевицкого общества, деревни Ателевицы, православного вероисповедания первым браком,18 лет. Поручители по жениху: проживающий в деревне Ершиха запасный рядовой Павел Иванов и Кологривский мещанин Яков Иванов. Поручители по невесте: крестьяне ателевицкого общества Яков Иванов и Лаврентий Алексеев.
  Вот те раз. Оказалось, что у моей мамы и отец и мать родом из одной деревни. А в деревне 5 дворов. Родственники? 
   С энтузиазмом я докопала я эту ветку предполагаемого пращура до 1795 года вглубь.И, если бы этот предполагаемый прадед не был родней моей прабабки, труды были бы напрасны.
   В тот момент, когда я наслаждалась результатами своей работы, мне  написал мой дальний родственник, споткнувшийся в интернете о мои изыскания. Он запросил в ближайшем муниципальном совете данные из  похозяйственной книги хутора Питерский, расположенного рядом с хутором Шабалин.В этой книге было записана сестра моего деда Екатерина Шабалина и ее мать, проживающая там уже в те времена, когда хутор Шабалин перестал существовать и семья  переехала в Мантурово. Записи 60-х годов прошлого века. Имя моей прабабки Анфимия а дед Антон Васильевич, а не Иванович. Этот щелчок по носу говорит только о том, что надо сначала родню, включая дальнюю, выслушать, чтобы не раскапывать по метрическим книгам чужие родословные. Где искать корни деда на сей момент, я так и не знаю. Может опять на Ветлугу?
 
  Любопытно, конечно, не специфическое для русского населения лицо прабабки . Но вот дальняя моя родственница, мать которой из той же деревни, что и моя прабабка, вспоминала, что её тоже черноглазая прабабка  привезена была откуда-то её мужем с войны и даже русского языка не знала. Не иначе турчанка.
   Прасковья Григорьевна, прабабка моя   по материнской линии и вся родня её отца  Григория Ефимовича, прапрадеда моего из деревни Ершиха вместе с домами и скотом, включая порты и сарафаны на них одетые, принадлежала семейству дворян Майковых. 
  Интересны описания одежды крестьян того времени в "Губернских ведомостях"- газеты, выходящей в губернском городе Костроме. Там печатались объявления о пойманных беспаспортных гражданах. Таковых, если на них хозяина не найдется, посылали в арестантские роты с проставлением клейма на правой руке, а ежели к службе непригоден, то в Сибирь на поселение. Например в 1850 пойман бродяга, родства не помнящий:" ...одет был в чуйку светлосерого сукна,шапку с околышем из черного курпея, в рубаху из пестроряди с заплатками на плечах, полосатые старые шаровары." Или, вот, описание женской одежды, очевидно, зимней:"....одета в ветхий серого сукна кафтан, в нагольной шубе,в крашенинном сарафане и белой холстиновой рубашке, на голове ветхий же набойный платок, на ногах лапти с портяными онучами и русские полотняные чулки, на руках кожаныя с варигами рукавицы, 35 лет".
   Майковы -известная в культуре России фамилия. Поэты, художники Майковы оставили след в памяти потомков. Образ одной из женщин рода Майковых, запечатленный Боровиковским, очаровывает  уже больше двухсот лет поклонников живописи. Портрет Марии Ивановны Толстой больше известен публике как портрет Лопухиной. Жила эта очаровательная барышня в свои восемнадцать лет в селе Никола, до деревни моей бабки рукой подать.
    Слава богу, что деревня, в которой жили мои пращуры, никому не продавалась. Это упростило дальнейшие поиски. Передо мной том  10 ревизии -  книга толщиной не меньше 30 сантиметров. Начинается  сказка, ревизская.