сто рублей

Ася-Рождественская
- Мама, а можно я тоже дам монетки?
Так робко попросила моя дочь год назад, когда ей было три. Она вот уже несколько дней наблюдала у одного и того же пешеходного перехода за старушкой с протянутой рукой и за инвалидом без ног. Растрогавшись от её доброты, я вытряхнула из кошелька горсть монет.
- Конечно, давай, - высыпала в маленькие ручки, а она взволнованно пересыпала в капроновую баночку в руках у старушки.
- А завтра дедушке дадим монет? Хорошо?
Я кивнула, радуясь, что дочь растет такой доброй.
Ане понравилось делиться. Бывало даже такое, что отдавала свои монетки – всю мелочь, которую её любящие бабушки и дедушка давали «на киндер-сюрприз». Инвалид и старушка улыбались ей, умилялись. Она сияла.
Мы каждый день ходили мимо этого места, и она каждый день просила меня поделиться монетками. Я стала отвечать: «Сегодня нет, давай хотя бы через раз». Аня огорчалась. Однажды она расстроилась особенно сильно, прямо до слёз. Приложив чуть больше усилий, чем обычно, я увела её, мы сели в свой автобус.
- Ты злая! И жадная! – выказывала она мне свой праведный гнев. – Эти бабушка и дедушка бедные! А у тебя я видела деньги! Вот я возьму, утащу у тебя и отдам всё им!
После этих слов я не выдержала и тихо рассмеялась:
- Робин Гуд…
Но Аня не знает ещё, кто такой Робин Гуд. Она слышала что-то только про Робина Бобина… Неприятные ассоциации вызвали у неё ещё больше слёз.
Дома она снова завела этот разговор.
Я никогда не рассказывала мужу об этом, потому что была уверена – не одобрит.
- Анечка, дочка, пойми, у этих бабушек и дедушек на самом деле денег ещё больше, чем у нас, - стал объяснять он.
- Неправда! – не унималась дочь. – Они бедные! Они просят, значит, они бедные!
Этот разговор так и не достиг логического завершения. Каждый остался при своём мнении. Вскоре дочь перешла в другой сад, и мы перестали ходить по той дороге так часто.
Не хочу вдаваться в рассуждения о том, нужно ли давать милостыню, тем более, эту тему и так часто мусолят во всех соцсетях и на форумах. Скажу так. Если рассуждать, обсуждать и говорить, какого я придерживаюсь мнения, то, пожалуй, оно совпадает с мнением мужа.
Но всё равно почему-то я иногда останавливаюсь на улице и достаю мелочь. Не из жалости и не для гордости за себя, а просто потому что в этот момент мне становится нереально легко.


                ***


Несколько дней назад я, как всегда, спешила с работы. Сосредоточенная, уставшая, немного суровая. Внимание вдруг почему-то привлек седой старик с длинной бородой и тростью, сидящий на обочине со стаканчиком для мелочи. Он как будто слегка дремал.
Сделала три шага назад, рукой собрала всё, что гремело в кармане пальто, быстро высыпала и помчалась дальше. Чувствовала себя воздушным шаром, который набирает высоту, освободившись от балласта.
Вот… для этого! Ну, и ещё из-за веры во вселенские законы.


                ***


Собралась сегодня отвезти дочь к её бабушке. Промешкались, выскочили из дому поздно. И денег с собой как раз только на одну маршрутку. Сели. А ехать с пересадкой. Ну, что делать?! Придется сейчас бежать куда-то в банкомат. Но тогда опоздаем на ближайший рейс, придётся ждать следующий… Впрочем, стараюсь не унывать. Сидим, тихо болтаем о чем-то с Аней.
Выходим. Вдруг прямо передо мной возникает незнакомый мужичок, чуть пьяненький, дочке подмигивает. Ни с того ни с сего протягивает сто рублей. Пока я растерянно и даже испуганно отказываюсь, сует бумажку в руку и… убегает.
-  Ну, что, Анечка, мы не опоздаем на автобус, - ещё удивлённо, но уже радостно говорю я.
- Какой весёлый дедушка! – отвечает она.