Найди меня, Лиза Алерт!

Лариса Вер
С октября 2010 года существует поисково-спасательный отряд, который нашёл и вернул родным не одну человеческую жизнь своим неравнодушием, горячими сердцами и желанием помочь незнакомому, попавшему в беду. «Потерялся человек? Мы поможем найти!» - их правило.

Поисково-спасательный отряд добровольцев «Лиза Алерт» – некоммерческая организация, которая на данный момент имеет свои представительства в 46 регионах России. Круглый год, а не только в грибной сезон теряются люди. И теперь неравнодушные к чужому горю люди объединились, чтоб горьких слёз было пролито меньше… Ксения Кнорре-Дмитриева пришла в отряд как журналист – с задачей понять, как это работает, прочувствовать на себе. И … осталась, как и многие другие. Потому что уже не смогла не думать о том, что кому-то нужна помощь. Сегодня она – старший поисковой группы, специалист пресс-группы СМИ и инструктор группы профилактики… и гость нашей газеты.

Холодная смерть

Оказывается, сезонность бед не ограничивается грибным временем года. Впереди ещё одна волна бед, связанных с приходом весны. Вот об этом поговорим в первую очередь! Уже в середине марта в Подмосковье надо остерегаться выходить на замёрзшие пруды, реки, озёра.

– Температура преодолевает отметку в 00 – не наступайте на лёд! В отличие от осеннего леса, где подстерегает медленное переохлаждение, здесь у человека нет и нескольких минут, если он провалился под ледяной колпак. Рискуют все – практически нет разницы – взрослый это или ребёнок, тренированный, разумный, сильный человек или малыш с санками. Но у ребёнка, конечно, очень мало шансов выбраться, – грустно констатирует Ксения.

Со слов человека, который уже несколько лет живёт двумя жизнями: обычной работой, семьёй и вот этой – с ночными поисками, в постоянном напряжении от близости горя, – от холодной смерти можно спастись просто: не подходить к водоёмам весной! И жёстко объяснить это детям. Школьники катаются с горок, выезжая на вчерашний, такой безопасный лёд. И проваливаются. Друзья пытаются помочь, и ледяная вода смыкается и над ними. Собака потянула хозяина-школьника к полынье, и….

ПАМЯТКА: (картинка)

Человеческий фактор

Всегда удивляясь тому, что пропадают не только пожилые люди, детишки и подростки, я не могла не задать Ксении вопрос: куда деваются взрослые люди, в памяти и здоровье? Не могут же они просто исчезнуть в «никуда»?

– Первое, от чего я избавилась, придя в этот отряд: уверенность, что могу всегда понять логику человека. Нет, все люди разные! Возможно всё! Например, был случай, когда парень вышел из дома, встретил приятелей, предложивших: «Метнёмся на выходные в Сочи?» «Да!» И, конечно же, частая причина исчезновения человека – несчастные случаи. Но инопланетяне и похитители людей «на органы» – здесь ни при чём! Всё гораздо банальнее.

У каждого «потеряшки» – своя история, индивидуальная. И у поисковиков в дополнение к существующим методикам поиска – своя логика, индивидуальная. Почти все волонтёры, один раз решившись помочь, уже не могут иначе. Не могут жить обычной жизнью, зная, что сейчас где-то человек в лесу замерзает, а родственники бьются в истерике, продумывая все возможные беды. И родственники бывают разные. Некоторые говорят: «Вы дальше сами ищите – нам на работу завтра с утра…» «Человеческий фактор» – казённые слова какие-то. А за ними стоят судьбы, беды и радости людей. Огромная, гигантская работа проводится теперь уже сотнями и тысячами добровольцев. В Москве и Подмосковье костяк отряда – около трёхсот человек. На какие средства вся эта огромная работа ведётся?

– ПСО «Лиза Алерт» не принимает денежную помощь, не имеет расчётных счетов и виртуальных кошельков. Это принципиальная и неизменная позиция отряда. Вы можете помочь, передав в дар или оказав содействие в обеспечении отряда необходимым для поисков оборудованием. Любая помощь равно неоценима. Мы будем благодарны за Ваше добровольное и посильное участие, – так написано на нашем сайте, и дан перечень всего, в чём мы нуждаемся, – говорит Ксения. – И я вынуждена повторить: Вы готовы нам помочь – это здорово! Помочь может каждый. Как? Непременно расскажу.

Как это работает?

Когда начинать беспокоиться? Ребёнок задержался из школы, и телефон недоступен? Пожилой человек ушёл за хлебом и уже отсутствует втрое больше? Начинайте действовать! Если тревога окажется ложной – перезвонить и извиниться нетрудно, но иногда такая заботливость поможет спасти жизнь! Согласитесь, это важней.

– Начать бить тревогу о пропаже человека может не только родственник, но и соседка, подруга, коллега. И полиция обязана принять взять заявление. Или Служба «112» запишет координаты обратившегося и входные данные о пропавшем, или наша горячая линия «Лизы Алерт» примет звонок по телефону 8-800-700-54-52. Но первое, что там спросят: «Заявление в полицию написали?», чтобы не стать заложниками несерьёзного отношения граждан, - горячо проговаривает координатор поисков Ксения Кнорре-Дмитриева. – А параллельно можно и нужно начинать обзванивать знакомых, родственников, коллег.

Информационный координатор «Лизы Алерт» перезвонит, ещё раз всё переспросит, и процесс запустится. Если предполагается выезд поисковиков, на сайте отряда откроется новая тема активного поиска, координатор бросит клич о помощи. Те, кто за рулём, подбирают пеших волонтёров, и все собираются в импровизированном штабе – отправной точке поиска. Готовятся карты поиска, формируются группы, отряды. Но возможна и другая помощь: распространять и раскидывать объявления в соцсети, прозванивать бюро регистрации несчастных случаев, морги и больницы, опрашивать возможных свидетелей. Каждое неравнодушное сердце важно, каждая пара рук пригодится! Это надо помнить. Есть полчаса для помощи – хорошо, три часа – ещё лучше… Есть возможность помочь прочёсывать лес? Причём в первый раз, абсолютно неважно, что вы не умеете ориентироваться в лесу или не обладаете нужными навыками первой помощи. Все приходят в первый раз «нулёвые» и их «приклеивают» к опытным поисковикам. Здесь главное – желание помочь. Не сразу и не все становятся координаторами или инфоргами, но это придёт с опытом. Иногда к поискам подключаются друзья ПСО «Лиза Алерт»: добровольческий вертолетный ПСО «Ангел» и другие неравнодушные организации.

Опытные уже поисковики часто организуют учебные тренинги, потому что и взаимодействовать со всеми службами – поддержкой с воздуха, полицией и МЧС – и с родственниками надо уметь. «Найден, жив!» – всего два коротких слова, но именно о них мечтают те, кто не спит сутками, путешествуя с фонариком по лесу в поисках незнакомого человека. Или сидит дома, непрерывно держа под рукой телефон горячей линии, прочесывая сайты городов, разглядывая карты…. «Найден, погиб» – страшные слова, которые можно произносить реже, если следовать определённым правилам.


Бабушка в буреломе.

Даже в городе пожилых людей часто подводит память: вышла бабуля за хлебом и не может вспомнить, куда надо возвращаться. И тогда многое, практически всё, зависит от неравнодушия людей, оказавшихся рядом. Растерянный взгляд, одежда не по сезону, апатия, просьбы о помощи, путаная речь должны привлечь внимание окружающих.

– Только не оказывайте «медвежью» услугу: не надо помогать деньгами и покупать бабушке билет на транспорт. Правильнее позвонить в «112», и сообщить им или нам на горячую линию, записать место и время, приметы человека, информацию о том, куда его увезли. Иначе намного сложнее понять, где искать пожилого человека, – просит Ксения.

ПАМЯТКА:

Если есть пожилой родственник, постарайтесь:

– Обеспечить его телефоном, зарегистрированным на вас (проще будет геолокацией воспользоваться);

– Разложить по карманам записки с вашими координатами или купить ему часы-трекеры, пришить метки с контактами на одежду;

– Как только вы заподозрили, что что-то пошло неправильно, начинайте поиск. Обзванивайте родных и сообщите в Службу «112». Не существует «правила трёх суток пропажи человека» в полиции. Первые сутки для поиска – самые важные!

В лесу происходит совсем другая история. Теряются и молодые, и старые. Привычный лес с пожилым грибником может сыграть злую шутку, да и здоровье может сильно подвести. И вот человек …уже потерял ориентиры. Паника. Адреналин. И он рвётся сквозь лес напролом, запутываясь с каждым шагом всё больше в хитросплетениях полянок и тропок, увязая в буреломе.

– Иногда человек, – делится опытом Ксения, – «идёт на свет» лесного прохода, как ему кажется, а оказывается в такой непролазной чаще, что нам приходится часами вытаскивать его оттуда, иногда применяя бензопилы, спецтехнику вызывать, чтобы вытащить горемыку оттуда.

Как правило, человек идёт в лес днём, одеваясь по погоде. «Ведь на несколько часов всего!» А с приближением ночи окружающая температура стремительно падает. В лесу подстерегает «потеряшку» две беды: переохлаждение и обезвоживание. Бывает, что всего несколько часов – и человек уже не может идти, кричать тоже сил не остаётся, а если ещё и здоровье изначально не богатырское, то и совсем отзываться не сможет. Чтобы прочесать квадрат в лесу 500 на 500 метров в поисках потерявшегося – в среднем требуется 5 человек и семь часов. Каждый ищущий движется строго по прямой в составе «цепи», ориентируясь по компасу и навигатору, перелезая через буреломы, проходя через болотистые места. А поиски начинаются часто ночью, когда в двух шагах можно не заметить обессилевшего человека, особенно если он одет в камуфляж или тёмную одежду.

ПАМЯТКА:

Собираетесь в лес, не забудьте:

– Одеться немного теплее, чем на данный час кажется нужным;

– Взять воду, свисток, фонарик, лекарства (которые пьёте в течение суток), заряженный телефон, шоколадку или что-то калорийное;

– Предупредить родных или знакомых, куда пошли и когда вернётесь;

– Потерялись в лесу, осознали это – оставайтесь на месте, или выйдите на ближайшую полянку. Не ищите сами выход!

Огромный мир приключений

«Дети-бегунки». Именно так называют все службы несовершеннолетних, желающих самостоятельно увидеть мир, наказать волнением родителей, просто убежать от каких-то проблем… В подростковом возрасте нервы напряжены, и даже простая фраза, сказанная сгоряча, может привести к неожиданным последствиям. «Тебе друзья дороже отца? Ну, иди. И можешь не возвращаться!» – отец сказал, 14-летний сын услышал, ушел и …не вернулся. Предпочел переночевать в подъезде, подвале… Также часто взрослые пытаются скорректировать первую влюбленность своего подростка запретами и ультиматумами, а те в ответ удирают. «Лиза Алерт» не вмешивается в семейные отношения, их задача – найти ребёнка. На этом фронт работ поисково-спасательного отряда заканчивается. Малыши часто теряются не по собственной воле.

– В любом случае, если потерялся ребёнок – это общая тревога, тут активно включаются в поиски все службы: полиция, МЧС, просто горожане – быстро задействуются все человеческие ресурсы. К сожалению, это не всегда помогает констатировать: «Найден, жив!» – грустно говорит Ксения. Однажды и ей пришлось пережить страшное: она приехала к месту поиска через 15 минут после того, как нашли погибшего ребенка.

У Ксении есть ещё одна миссия в ПСО «Лиза Алерт»: в рамках «Школы «Лиза Алерт» она старается провести как можно больше занятий с детьми, прорабатывая все трудные жизненные ситуации, которые могут возникнуть на улице, в лесу, при знакомстве с неизвестными гражданами. Сейчас деятельность в ПСО выходит на первый план её приоритетов, постепенно оттесняя работу. «Это целая жизнь… Возможно, спасённая чья-то жизнь…»