Паруса Ойкумены. Глава 18

Леонид Бликштейн
1. Я закончил прошлую главу обещанием постараться с помощью контекстного анализа выяснить динамику конферономики КМJ или в пятибуквенной форме КСМВJ, включающей нижнее и верхнее правые экзистенциальные контекстные поля личности С и конкретных жизненных форм/традиции В. В прошлой главе я указывал, что именно бывший фарисей и ученик Гамалиила апостол Павел оказался первым, кто разработал христианскую интерпретацию  конферономной фазы месономного цикла развития интуиций/логосов.

2. В прошлой главе я цитировал критику Павлом уступок Петра фарисейскому ритуализму во второй главе послания к Галатам. А в третьей главе того же послания Павел развивает свою концепцию веры, как динамического процесса (ср. процессономику веры LKM  в послании к Евреям, автором которого возможно был спутник Павла Варнава) синтеза новой смысловой  общности верующих в Иисуса (правое месономное контекстное поле синтеза/смысловых сущностей М), где “ Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.” (3: 28). Эта новая месономная смысловая общность верующих М заменяет для Павла и расположенную левее на той же центральной коммуникативной горизонтали общность “своих” инсайдеров G и символизирующий ритуальное единство этой общности еврейского народа иерусалимский Храм.

 1. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2. Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?
3. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит или через наставление в вере?
6. Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
8. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы».
9. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом.
10. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»),
14. дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
15. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос.
17. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов рукою посредника.
20. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21. Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22. но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25. по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27. все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Послание к Галатам 3:1-29)

3. Внутри нового, разработанного Павлом христианского понимания конферономики  КСМВJ свободно поверивший Богу Авраам в нижнем правом контекстном поле автономной личности, нашел свой путь CIJ к Богу, путь, который определяется сердечной (центральное контекстное поле смысловых взаимодействий I ) верой и отличается от пути закона CBJ, то есть соблюдения галахических предписаний. Более того, по мнению Павла, этот путь лучше, поскольку он проходит через сердце I и тем самым исполняет возвещенное через пророков обещание Нового Завета, написанного на скрижалях сердца.

4. Трудно переоценить значение этой богословской позиции, утверждавшей приоритет индивидуальной веры автономной личности, для дальнейшего развития европейской культуры. Оформление этой позиции в полноценную систему мировоззрения и культурного символизма Блаженным Августином заложило основы того, что мы можем назвать европейским культурным проектом. Одновременная с этим (и увы гораздо менее известная широкой публике) разработка сюнетономики Иисуса в аскетической практике египетского и палестинского монашества, проанализированной у таких писателей, как Макарий Великий, Иоанн Кассиан и авва Дорофей оказалась в культурном плане недооцененной и гораздо менее влиятельной, что имело серьезные последствия для дальнейшего культурного развития.

5. Также как сюнетономика IALD Иисуса с ее принципом хранения сердца (см. прошлую главу) была ядром его понимания дифферономики JLK, софрономика ICMB Павла с ее принципом сердечного исповедания стала ядром новой конферономики JMK. Отсюда действительно недалеко до Лютеровского пафоса веры, как религиозного самовыражения.

6. Однако за этим революционным переосмыслением веры, как свободного самовыражения автономной личности, скрывалась опасность нового, религиозно оформленного и потому особенно радикального субьективизма, опасность, которая в полной мере реализовалась в течение Нового времени и привела европейский проект к отрыву от сюнетономики, катастрофической фрагментации и связанному с ней спаду культурного самосознания и торжеству самости.