Тайная Доктрина. Как познать Непознаваемое?

Лариса Болотова
    Что для человека непознаваемо?  Из слов Т. Субба Роу следует, что Парабраман, Неведомый и Непознаваемый:

«Не есть Эго и не есть Не-Эго, также он и не сознание … он даже не Атма, но, хотя и не будучи сам объектом познания, он всё же способен поддерживать и произвести всякого рода предметы и всякого рода бытие, становящееся объектом познавания. (Он есть) единая сущность, из которой возникает к бытию центр энергии… (который он называет Логосом)»

    Из Тайной Доктрины:

«Этот Логос есть Шабда Браман индусов, Авалокитешвара буддистов, Глагол христиан в его истинном эзотерическом значении, но не в его теологическом искажении.

Это есть первый Джната, или Эго в Космосе, и всякое другое Эго … есть лишь отражение и проявление его… Во время Пралайи Он существует в скрытом состоянии в лоне Парабрамана … (Во Время Манвантары) он  имеет присущее ему сознание и свою индивидуальность … (Он есть центр энергии, но) подобные центры энергии почти бесчисленны в лоне Парабрамана. Не следует думать, что (даже) этот Логос (есть Создатель или, что он) лишь единственный центр энергии … число их  почти бесконечно … (Это) есть первое Эго, появляющееся в Космосе, и есть конец всей эволюции. (Это  есть абстрактное Эго) … Он первое проявление (или аспект) Парабрамана … Когда он выявляется в бытие, как сознательное существо … с его объективной точки зрения. Парабраман является ему, как Мулапракрити. Прошу это помнить … ибо в этом корень всего затруднения относительно Пуруши (Духа) и Пракрити (материи), испытываемого всеми толкователями философии Веданты… Мулапракрити также материальна для него (Логоса), как любой материальный предмет материален для нас.

 Мулапракрити настолько  же не Парабраман, настолько совокупность свойств столба не есть сам столб. Парабраман – безусловная и абсолютная Реальность, а Мулапракрити нечто вроде покрова, наброшенного на него. Парабраман сам по себе не может быть видим. Логос видит Его через наброшенный покров, и этот покров есть мощное распространение Космической Материи … Парабраман после своего проявления, с одной стороны, как Эго, с другой – Как Мулапракрити, действует, как единая энергия, через Логос».

    Как это можно понять? Представим  человека-невидимку, его  можно увидеть, если он оденет на себя материальную одежду (наброшенный покров). Кстати, одеяние монахов, напоминает покров, под которым невидно лица человека под надетым колпаком.
   
    Почему человек не может понять Непознаваемое? Человек способен мыслить только формами. И чтобы он воспринял бесформенное, бесформенному необходимо придать форму - символ (покрытие) или дать ему имя, то есть олицетворить его. Это значит, что то, что не имеет названия (имени), то есть  «слОва»,  не воспринимается человеком.

«… этот Большой Круг, который сводится Восточным Эзотеризмом к Точке внутри Беспредельного Круга, и есть Авалокитешвара, Логос или Глагол … Но этот круг или Проявленный Бог также непостижим для нас иначе, как через его проявленную Вселенную, как и Единый, хотя он и легче, или, вернее доступней нашему пониманию. … Мулапракрити, … будучи Космическим Покровом, являющимся «мощным распространением Космической Материи», является, таким образом, лишь органом в Космическом Творчестве, через который излучаются Энергия и Мудрость Парабрамана, так же неведомого Логосу, как Он неведом и нам.

… Восточный Эзотеризм, так и Каббала, чтобы ввести Логоса в пределы нашего понимания, облекли отвлечённый синтез в конкретные образы, то есть в отражения или многообразные аспекты этого Логоса, или Авалокитешвары, Брамы, Ормузда, Озириса, Адама Кадмана, называйте его любым желательным вам именем; аспекты или манвартарические проявления которого суть Дхиан-Коганы, Элохимы, Дэвы, Амошаспекты и пр. Метафизики, согласно Субба Роу, объясняют корень и зародыш последних, как первое проявление Парабрамана «в Высочайшей Троице, доступной нашему пониманию», которая и есть Мулапракрити, Покров, Логос и сознательная Энергия последнего или его Сила и Свет, называемый в Бхагават Гите, Даивипракрити; или  «Материя, Сила и Эго, или единый корень Самости, причём все другие виды самости   составляют лишь проявление или отражение его».

«Мудрецы … изобрели метод и облекли Непознаваемого в конкретную форму, могли достигнуть этого, лишь прибегнув к числам и геометрическим фигурам».

     Подобным образом математика использует арифметику, геометрию, алгебру и тригонометрию для познания окружающего мира.
    
     Как можно увидеть (вообразить) Беспредельную сферу – Эйн-Соф?

«Закройте  глаза и из вашего сознания постарайтесь устремить мысль в пространство во всех направлениях, до крайних пределов. Вы увидите, что равные линии или лучи сознания простираются равномерно во все направления, так что крайнее усилие представления закончится сводом сферы. Ограничением этой сферы неизбежно явится  большой Круг, и прямые лучи мысли в любом направлении должны образовать прямые линии, радиусы круга. Следовательно, это, человечески говоря, должно быть крайне всеобъемлющей концепцией проявленного Эйн-Софа, которое формируется в виде геометрической фигуры, именно круга с его элементами дугообразной окружности и прямолинейного диаметра, разделённого на радиусы. Следовательно, геометрическая фигура есть первый способ для постижения связи между Эйн-Софом и разумом человека».
«Потому лишь при этом свете умственного и физического осознания, практический оккультизм может вызвать Логоса к видимости посредством геометрических фигур, которые при тщательном изучении дадут не только научное объяснение реального объективного существования «Семи Сынов Божественной Софии», которые и есть Свет Логоса, но докажет посредством других, не найденных ключей, что по отношению к человечеству эти «Семь Сыновей» и их бесчисленные эманации, центры олицетворённой энергии, являются абсолютной необходимостью.  Уберите их, и Тайна Бытия и человечества не только никогда не будет разгадана, но к ней нельзя будет даже близко подойти.

Всё создано через этот Свет. Этот корень умственного «Я» является также корнем физического «Я», ибо этот Свет в нашем проявленном мире есть видоизменение Мулапракрити, называемое в Ведах Адити. В своём третьем аспекте она становиться Вак. … В Риг-Веде Вак есть «Мистическая Речь» (геометрические фигуры?), посредством которой Оккультное Знание и Мудрость (океан информации?) сообщаются человеку … она именуется «Матерью Вед», ибо через её мощь (как Мистическая Речь) Брама раскрыл себя, благодаря её мощи, он создал Вселенную»: то есть через Речь и слово, синтезированные в «Слове» и числах.
«… во всемирном Эзотеризме, восточном и западном, существуют два различных аспекта во всех этих  олицетворениях Женской Мощи в Природе, или Природы нуменальной и феноменальной. Один из них – её чисто метафизический аспект, … другой – земной и физический и вместе с тем божественный, с точки зрения практического человеческого понятия и оккультизма. Все они символы и олицетворения Хаоса, Великой Бездны или Предвечных Вод пространства, непроницаемый Покров между НЕПОЗНАВАЕМЫМ и Логосом Творящим. «Соединившись посредством своего Разума с Вак (Мистической Речью), Брама  (Логос) создал Первозданные Воды».

     В данном случае, скорей всего, под символом «Воды» имеется в виду свойство воды создавать Волны. Получаем, что всё создано из Первозданных Волн.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.