Новая встреча с Германом

Вячеслав Вячеславов
                Вчера на  одном из региональных телевизионных каналов показали старое интервью с Алексеем Германом, который умер 21 февраля 2013 года, 74 года прожил. Почти мой ровесник, на пять лет старше.

Дибров расспрашивал, как он умудрялся снимать свои фильмы, которых укладывали на полки на 15 лет — «Проверка на дорогах».

Прокрутили  ролик с эпизодом из этого фильма: угрюмые лица сидящих солдат — это видно по их обречённым взглядам. Камера чуть отходит, и зритель понимает, что солдаты плывут на барже. Их там тысячи, а по бортам прохаживаются три солдата с автоматами.

Никакого намёка на бунт. Иначе бы, и не сдались. Все хотят жить: на это и расчёт в столь слабом охранении.

Начинаешь понимать, что они не по своей воле оказались в таком положении: военачальники намудрили, и в первый же месяцы войны сдали огромную территорию, размером больше Франции.

Конечно, кому из советского начальства понравится такой фильм? Реальная жизнь без приукрашиваний.

И это при том, что нам всегда демонстрировали лубочные картинки советской жизни, начиная с «Кавалер золотой звезды», где в финале на свадебной столе роскошные яства, забытые большинством из нас, но мы радовались, что хоть где-то такое изобилие есть.

Говорили о фильме «Трудно быть богом», который так и не показали на большом экране — во всяком случае, не помню, когда это было, и по телевидению умолчали. Я уже писал об этом фильме, который показался скучным.

http://www.proza.ru/2016/02/24/1542

Да и режиссёр особо не старался веселить зрителя, он показывал своё видение этого фантастического сюжета, любимой книги всех советских читателей.

Прокрутили эпизод с Ярмольником, где Румата играл на флейте. Раннее утро. Эпизод перенасыщен ненужными деталями, бытовыми подробностями, о предназначении которых нужно догадываться, тем более это иная планета. Всё утрировано. Если слуга затыкает уши, то огромными тряпками, свисающими, чуть ли не до пояса.

Как-то, отречённо, подумалось, может быть, снова пересмотреть фильм? Да нет, не стоит — зря затраченное время. Хотя, возможно, ценители этого фильма найдутся. А я, если в первый раз ничего не понял, то и во второй раз немногое пойму.

Спрашивали у Германа, почему так долго снимал фильм?

А зачем ему куда-то спешить? Занимался любимым делом, тщательно выстраивал кадр. Материал благодатный. Суть всего — трудно быть богом. На плечи наваливается тяжесть обязанностей.

А меня поразила простая мысль, что моё нынешнее желание, порядка, это утопия.

Да и был у нас порядок. При Сталине, которым многие жулики просто прикрывались, а втихую творили грязные делишки.

 А в Германии — при Гитлере. И, что хорошего? Людей не изменить. Хотя, некоторые начнут придерживаться порядка, а другие — бунтовать против него.

Диссиденты вдруг становятся героями — как же, они с тиранией воевали — в смысле, спорили, не соглашались. Но против силы не попрёшь. Хорошо, сейчас, ругать Путина, знаешь, никто ночью не придёт, наставлять на путь истинный.

Убив дракона, сам становишься драконом. Потому инопланетяне и не желают с нами связываться — мы слишком порочны, развращены, и толку на зеркало пенять, коль рожа крива.

                Ставрополь-на-Волге