Н. А. Некрасов о народном пьянстве

Сергей Путилин
Герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поспорили о том, кого можно считать счастливым. На звание счастливца сначала претендовали только представители господствующих классов: помещик, чиновник, министр, царь… Пообщавшись с попом и помещиком, порасспросив об их жизни, крестьяне понимают, что счастье, не связанное с трудом, им не подходит, и начинают поиски счастливого среди крестьян.


Одним из важнейших условий крестьянского счастья умная, трудолюбивая крестьянка Матрёна Тимофеевна Корчагина считает трезвость:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья. (11)


Семья мужа оказалась сварливой, и причиной ссор часто являлось пьянство свёкра:

За свёкором приглядывай,

Сплошаешь — у кабатчика

Пропажу выкупай. (1)



Проблема пьянства зазвучала в самом начале поэмы. Мужики получили скатерть-самобранку, которая решит все их бытовые проблемы во время путешествия в поисках счастливого, но волшебная птичка пеночка предупреждает их:

А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два — исполнится

По вашему желанию

А в третий быть беде! (2)


Напомним, что старинная русская мера «ведро» — это более двенадцати литров. На семерых мужиков в день двенадцать литров спиртного… Тут есть о чём задуматься.


В поисках счастливого мужики приходят в село Кузьминское на ярмарку, где их удивляет большое количество питейных заведений:

Помимо складу винного,

Харчевни, ресторации,

Десятка штофных лавочек,

Трёх постоялых двориков,

Да «ренскового погреба»,

Да пары кабаков,

Одиннадцать кабачников

Для праздника поставили

Палатки на селе.

При каждой пять подносчиков;

Подносчики — молодчики,

Намётанные, дошлые,

А всё им не поспеть,

Со сдачей не управиться!

Гляди, что протянулося

Крестьянских рук со шляпами,

С платками, с рукавицами.

Ой, жажда православная,

Куда ты велика!

Лишь окатить бы душеньку… (3)


За главой «Сельская ярмонка» следует глава «Пьяная ночь»:

Народ идёт — и падает,

Как будто из-за валиков

Картечью неприятели

Палят по мужикам! (4)


Описан в этой главе и случай белой горячки:

Средь самой средь дороженьки

Какой-то парень тихонький

Большую яму выкопал:

- Что делаешь ты тут?

«А хороню я матушку!»

- Дурак! какая матушка!

Гляди: поддёвку новую

Ты в землю закопал!

Иди скорей да хрюкалом

В канаву ляг, воды испей!

Авось соскочит дурь! (5)


Здесь же, на ярмарке, Павел Веретенников, собиратель народного фольклора - «барин» в понимании мужиков — беседуя с крестьянами, говорит:

«Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся -

Обидно поглядеть!» (6)


В спор с барином вступает Яким Нагой — народный философ и идеолог крестьянского пьянства. Яким считает, что для крестьян, задавленных беспросветной нуждой и непосильным трудом, выпивка — единственное утешение и развлечение. Он с гордостью говорит, что крестьяне, не белоручки,

«А люди мы великие,

В работе и в гульбе». (7)


Слушатели во всём соглашаются с Якимом:

«Слово верное:

Нам подобает пить!

Пьём — значит, силу чувствуем!

Придёт печаль великая,

Как перестанем пить!..

Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!» (8)


Полтора столетия прошло, а как же похоже оправдывают своё пьянство наши современники, абсолютно уверенные в том, что они хотят — пьют, а хотят — не пьют, и не желающие понимать, что многие из них уже тяжело и безнадёжно больны алкоголизмом.


Яким на полном серьёзе хвастает тем, что «у нас на семью пьющую непьющая семья» (9), хотя как это страшно: в половине крестьянских семей пьют. Доказывая свою правоту, герой путается в аргументах:

По деревням ты хаживал?

Возьмём ведёрко с водкою,

Пойдём-ка по избам:

В одной, в другой навалятся,

А в третьей не притронутся -

У нас на семью пьющую

Непьющая семья!» (9) А ведь из слов Якима следует, что у нас на две пьющие семьи одна непьющая.


Есть в его словах и важная, горькая истина: выпивка отвлекает людей от осознания своего тяжёлого положения, от борьбы за свои права:

У каждого крестьянина

Душа, что туча чёрная -

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А всё вином кончается.

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа! (10)


То есть наверняка есть те, кому народное пьянство выгодно и нужно. Остановимся на этом вопросе подробнее.


Производство и продажа алкоголя представляют важную статью доходов в государственном бюджете большинства стран, в том числе и России.


В середине 19 века политика Российского государства была направлена на расширение производства и реализации алкогольной продукции, так как проведение либеральных реформ и начавшаяся индустриализация требовали больших средств. Существовала система винных откупов, по которой государство продавало на публичных торгах право торговли алкоголем. Эта торговля приносила большие доходы государству и огромные состояния откупщикам. Значение винных откупов для государственных финансов в дореформенный период было очень велико. Доход с винной торговли в последние годы существования откупной системы, ликвидированной в 1863 г., составлял до 46% всех поступлений в государственную казну.


Далеко не все крестьяне принимали насаждаемое государством пьянство. Реакцией стали стихийные народные движения обществ трезвости. В результате активной пропагандистской деятельности этих обществ разорилось около трех тысяч откупщиков. Народные активисты выдвигали требования закрытия кабаков. Крестьяне и беднота стали главными участниками антиалкогольных бунтов, в 1859 охвативших пятнадцать губерний Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Центра России. Трезвенники требовали закрытия кабаков, и порой доходило дело до погромов питейных заведений.




В заключение следует отметить, что не только Некрасова волновало народное пьянство. Любимый герой И.С.Тургенева Базаров с горечью замечает: «… мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». (12) Другой герой романа «Отцы и дети» Ситников — жалкий подражатель нигилистам — наследник большого состояния, сделанного на откупах. «А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? - промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.

Ситников опять засмеялся с визгом. Он очень стыдился своего происхождения…» (13)


__________________________________________________

1. Н.А. Некрасов «Стихотворения и поэмы» Москава «Художественная литература», 1980 с. 382

2. Там же, с.302

3. Там же, с.319

4. Там же, с.327

5. Там же, с.328-329

6. Там же, с.330

7. Там же, с.335

8. Там же, с.-336

9. Там же, с. 331

10 там же, с. 333

11. Там же, с. 382

12. И.С. Тургенев «Отцы и дети» М., Алтей, 2016 с. 57

13. Там же, с. 78