186 Бугас Мг-325 Вега 27 ноября 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

186. БУГАС МГ-325 "Вега". Испытания.  27 ноября 1972 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск понедельник 27 ноября 1972 года, дневная температура: мин.: 2.4°C тепла, средняя: 4.6°C тепла, макс.: 7.0°C тепла, 6.3 мм осадков, дождь. Несмотря на то, что по параметрам погода потеплела, но по ощущениям окружающая среда была просто неприятной - мокро, сыро, холодно, промозгло.

Источник данных для новеллы: К.П. Борисенко, В.Б. Митько. Автоматические системы и технические средства корабельных комплексов. Книга 1 Гидроакустические комплексы надводных кораблей. Принципы построения и решаемые задачи.

Может быть (скорее всего) такое отношение к погоде "на улице" - так моряки называли верхнюю палубу БПК "Свирепый" и причал №63, у которого был пришвартован корабль - было из-за настроения, порождённого усталостью от частых и напряжённых выходов в море на государственные ходовые испытания. Нам оставалось только два последних "упражнения": первое - довести "до ума" БУГАС МГ-325 "Вега" и показать, как мы умеем сбрасывать с кормы морские мины ИГДМ-500, КСМ или КБ-КРАБ. Больше всего хлопот доставила сдатчикам-наладчикам, госприёмке и экипажу БПК "Свирепый" непослушная БУГАС "Вега" - она всё время норовила уйти в сторону (вправо) от ДП (диаметральной плоскости) корабля...

Автор не является специалистом в гидроакустике, поэтому поведает о гидроакустическом вооружении БПК "Свирепый" только на основе открытых источников и на примере мирового опыта применения гидроакустических станций с гибкими протяженными буксируемыми антеннами. В 1972 году практически никто в экипаже БПК "Свирепый", кроме тех, кто непосредственно работал на оборудовании гидроакустических станций (ГАС), не знал ничего о том, как, почему, на каких принципах, каким образом и для чего они предназначены. Особо секретной была буксируемая гидроакустическая станция МГ-325 с красивым "звёздным" наименованием "Вега". Эта БУГАС "Вега" располагалась в специальном подъёмно-опускном устройстве ПОУКБ-1 непосредственно над румпельным отделением, то есть над моей головой, когда я нёс вахту рулевого на своём боевом посту по боевой тревоге и боевому расписанию корабля.

Мне очень хотелось знать, как работает БУГАС "Вега", потому что я вольно и невольно был свидетелем всех её опробований, погружений и подъёмов из воды, ходовых и государственных испытаний. Постепенно, по крупицам, не приставая, но поощряя своим любознательным вниманием, я всё-таки получил кое-какие сведения об этом замечательном устройстве и корабельном вооружении. Да, БУГАС "Вега" вполне можно было назвать корабельным вооружением потому, что в совокупности с ГАС МГ-332 «Титан-2», давала целеуказания нашему главному ракетоторпедному противолодочному вооружению УРПК-4 "Метель".

ГАС МГ-332 «Титан-2» - это поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания, созданная специально для обнаружения подводных лодок, торпед и морских якорных мин. ГАС МГ-332 «Титан-2» была принята на вооружение в 1969 году и её антенна располагалась в носовом подкильном обтекателе (бульбе) БПК "Свирепый" пр.1135 типа "Буревестник". Пространство в бульбе (выгородка ГАС "Титан-2") заполнялась большим количеством пресной воды (45 т). ГАС МГ-332 «Титан-2» в режиме эхо- и шумопеленгования имела реальную дальность обнаружения ПЛ в пределах от 2 до 10 км. Частота излучения ГАС МГ-332 "Титан-2" составляла 8-9 кГц в круговом и секторном режимах, а излучающая мощность - до 100 кВт. Однако современному противолодочному кораблю такие параметры обнаружения подводных целей явно недостаточны...

То, что вода хорошо проводит звуковые волны, всем хорошо известно ещё со школы, но то, что слои воды с разной плотностью и температурой могут экранировать, то есть отражать звуковые волны (колебания), хорошо знают только военные моряки, гидроакустики. Современные корабельные ГАС кругового и секторного обзора могут "прослушивать подводный горизонт" вокруг корабля и обнаруживать цели. Они позволяют специалистам-гидроакустикам производить классификацию целей, выделять из подводных шумов характерные шумы, производимые различными гражданскими судами (транспортами, пассажирскими паромами, сейнерами, траулерами, танкерами, сухогрузами, катерами и т.д.), а также обнаруживать работу турбин, шум винтов подводных лодок, торпед, ложных целей или надводных военных кораблей разных видов и классов.

Гидроакустические системы и комплексы - это только инструменты, прибору и оборудование, то есть сре6дства усиления и выделения шумов и звуков, которые затем воспринимаются, осмысливаются, узнаются, выявляются, классифицируются замечательными людьми, специалистами с утончённым звуковым восприятием и специфическим слухом - гидроакустиками. Гидроакустик - это "глаза и уши" боевого корабля (надводного или подводного), который осуществляет поиск, обнаружение и классификацию подводных и надводных целей на слух и на экране ГАС, следит за ними и передаёт информацию о них в ГКП, командиру корабля на ходовой мостик, в боевые посты противолодочного комплекса вооружений корабля. Кроме острого слуха и хорошего зрения гидроакустики должны знать и уметь различать характерные звуковые сигналы по громкости, тону (высоте) и тембру, чутко "оттенять" их звучание по направлению и быстро определять (классифицировать) источник звука и его местонахождение.

Естественно, в учебных заведения ВМФ имеются базы данных различных характерных и типичных подводных звуков и шумов, выработаны стандартные признаки шумов, с помощью тренажеров и имитаторов создают условия, максимально приближенные к боевым, и учат гидроакустиков по слуху и по отметкам (сигналам) на экране гидролокатора определять гидроакустическую обстановку, отрабатывать приёмы поиска и атаки подводных лодок и надводных кораблей. Мои друзья, гидроакустики, годки и старшины РТС БПК "Свирепый", рассказывали мне, как они учились вырабатывать свои собственные признаки и характеристики звуков, причём словами они не могли объяснить мне, как они разбираются в этой какофонии шипения, тресков, завываний, дребезжаний, рокота, гудения, свистов, скрежета и других звуков.

- Саш! - говорил один из "суперских" гидроакустиков нашего первого изначального состава радиотехнической службы РТС БПК "Свирепый". - Ну как тебе объяснить?! Ты можешь отличить источник звука - птицу, поезд, ветер, пила, толпу людей, шум прибоя или водопада, или, например дождь от ливня? Можешь... А ты можешь отличить качество звука или шума? Например: шероховатый, мягкий, плавный, резкий, протяжный или глухой или гладкий звук? Нет? Можешь! Ты не пробовал, а ты попробуй...

Я попробовал и "вспомнил", как точно и чётко я слышал, воспринимал и понимал разные звуки в нашем трубомедницком цехе №4 Севастопольского Морского завода имени Серго Орджоникидзе... Мы, слесари-ремонтники промышленного оборудования, моглди по звуку слышать и понимать как работают станки и механизмы, что в них происходит, готово поломаться или уже поломалось. По звуку мы определяли опасности в цехе, уклонялись от стружки, от транспортёров, перемещаемых грузов и т.д. Ни с чем не спутать звук звонка-сигнала, зовущего рабочих на обеденный перерыв...

По примеру годков-гидроакустиков, я начал собирать свою коллекцию звуковых ощущений и данных, классифицировать их, давать им свои наименования, например: "осенний жёлтый дождь", "спокойный гул рулевой машины", "мерный шум приточной и вытяжной вентиляции", "стук каблуков по трапу" или "подозрительный шум в тамбуре ленкаюты перед приходом нежелательного гостя". Короче, шумы и звуки на корабле, а тем более сигналы, голоса и команды по КГС, вдруг начали превращаться в некую звуковую палитру, порождающую очень зримые звуковые образы. Вскоре я по звукам и шумам корабля мог уже почти "видеть" что и где происходит, что творится "мать-царица"...

Видя и ощущая у себя над головой страшное переплетение ферм и конструкций ПОУКБ-1 БУГАС "Вега", через которые я иногда пробирался в румпельное отделение, потому что в это время по юту "гуляла" штормовая волна, я научился инстинктивно чувствовать и понимать, когда подъёмно-опускное устройство работает или собирается работать. Вот так же военные гидроакустики, постоянно тренируясь, интуитивно и инстинктивно учатся воспринимать свои собственные ощущения, сливаться с кораблём и окружающей средой, "видеть" по слуху окружающий мир на многие километры от корабля.

Любопытно, годки-гидроакустики БПК "Свирепый" всерьёз уверяли меня, что, несмотря на все эти сложные ГАС "Титан-2" и "Вега", они всё равно полагается только на себя, на свои ощущения, на свой опыт, на свои знания. Конечно, я не очень-то поверил этим заносчивым, немногословным, таинственным и гордым специалистам, но всё же записал своими словами требования и качества, которые должны иметь и соблюдать военные гидроакустики - "подводные слухачи". Вот, что говорили мне годки-гидроакустики призыва 1969-1970 годов...

- Запомни, Суворов, гидроакустики боевого корабля должны быть готовыми к выполнению своей боевой задачи любой ценой, даже ценой собственной жизни и здоровья. Главное - обнаружить вовремя цель и дать правильно целеуказание на неё, это главное.
- Гидроакустик не имеет права на ошибку, потому что нас тоже слушают и тоже в нас целятся своими противокорабельными торпедами, поэтому гидроакустики должны выдать целеуказание с первого раза, второго шанса может не быть.
- Гидроакустик должен уметь оправданно рисковать, брать на себя ответственность, вовремя и быстро принимать верные решения.
- Гидроакустик работает в комплексе с оборудованием и своей командой, поэтому он обязан уметь подчиняться, чётко выполнять команды, приказы и указания.
- Гидроакустик работает с очень сложной и ответственной аппаратурой, поэтому должен знать её устройство и её возможности "на зубок", использовать их практически автоматически.
- Гидроакустик должен отрешиться от всего "земного", слиться с окружающей средой, почувствовать себя в ней, как рыба в воде, уметь быть спокойным и внимательным в самой стрессовой ситуации, не отвлекаться и не мучиться ограниченным пространством своего боевого поста и "узким кругом людей".

- Понимаешь, Александр, - говорили мне годки-гидроакустики РТС, - наш успех и наша победа или поражение зависят от того, у кого окажется лучше гидроакустическая техника и лучше гидроакустики. Всё остальное вторично, потому что ракетоторпеда без нашего целеуказания на подводную лодку ничто, так - болванка бесполезная...
- Знаешь, как бывает в реальном бою? Я докладываю командиру координаты и параметры цели, классифицирую их, командир утверждает мои данные, определяет направление на цель, курс и скорость цели, выдаёт команду и целеуказание на стрельбу, а потом я слушаю, например, как наша торпеда, выпущенная из ЧТА-1135, движется к цели. Я слышу и вижу, как шум винтов торпеды совпадает с шумом винтов цели, значит, торпеда нашла цель. Вот так-то, Суворов...

В моём штурманско-рулевом деле не было места для знаний о гидролокации и гидроакустики, кроме некоторых понятий и знаний о навигационном эхолоте НЭЛ-2М "Молога", который относился к штурманскому "вооружению". Я тоже похвастался некоторой причастностью к гидроакустике и рассказал годкам из РТС об эхолоте всё, что знал. Я сказал им, что эхолот НЭЛ-М2 "Молога" измеряет глубину моря в навигационных целях, что он позволяет измерять глубины от 1 до 3000 м при скорости хода до 30 узлов. При этом эхолот "Молога" работает при бортовой качке до 10°, килевой качке до 3° и уклоне дна до 5°. Глубину и даже характер донных осадков можно увидеть на самописце эхолота и на цифровом указателе глубин. К тем давним данным можно добавить, что "при использовании только цифрового указателя глубин эхолот НЭЛ-2М "Молога" позволяет измерять глубины от 1 до 2000 м", что "при уклонах дна до 15° эхолот позволяет измерять глубины до 2000 м", что "время непрерывной работы на НЧ канале 40 ч, на ВЧ канале – 55 ч", что "электропитание осуществляется переменным однофазным током частотой 50 Гц, напряжением 220/127 В", что "потребляемая мощность эхолота не более 200 В•А".

В состав эхолота НЭЛ-2М "Молога" входят: самописец – прибор 4; пульт управления цифрового указателя глубин (ЦУГ) – прибор 4Б; антенна ВЧ канала – прибор 1; антенна НЧ канала – прибор 1А; приёмопередающее устройство – прибор 16; электронная часть ЦУГ – прибор 16А; прибор сигнализации глубины – прибор 4Г; цифровое табло – прибор 11; прибор с источниками питания – прибор 16Б; кабельная коробка – прибор Я. В мои обязанности дежурного рулевого по БЧ-1 входило замена ленты в самописце эхолота и запись в штурманском журнале показаний глубины моря при навигации. Цифровые указатели глубины (ЦУГ эхолота) находились в ходовой рубке, в штурманской рубке и в соответствующих боевых постах корабельного противолодочного оружия.

Взаимный обмен специальной и секретной информацией между годками, представителями разных боевых частей, способствовал пониманию обязанностей и ответственности друг друга, пониманию личным составом целей, задач и "технологии" боевых действий БПК "Свирепый", поэтому я просил нашего замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, чтобы он убедил командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова немного просветить экипаж корабля на предмет функций нашего корабельного вооружения, но Евгений Петрович Назаров заявил: "Ещё чего! Пусть каждый знает только то, что ему положено знать, не больше!".

Однако жизнь и боевая обстановка во время первой БС (Боевой службы) БПК "Свирепый" в июле-октябре 1973 года в Северном море и в Северной Атлантике подтвердили правильность ознакомления всего экипажа корабля с целями и задачами боевой службы, с возможностями, техникой и технологией применения корабельного вооружения, командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров сам, а затем и командиры боевых частей и служб начали делиться информацией по КГС (корабельная громкоговорящая связь) и на собраниях боевых частей. В частности, сначала наш штурман, командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров своим характерным гнусавым голосом читал выдержки из лоции о районах моря, местах и странах, мимо которых мы проходили или стояли на якорной стоянке у мыса Скаген, а потом он мне поручил давать такую информацию. Я, например, рассказал по КГС перед тем, как попасть в жестокий шторм урагана Эллен (сентябрь 1973 года) об острове-скале Роколл...

Любознательный интерес военных моряков к новейшему оборудованию и корабельному вооружению БПК "Свирепый" был естественным, жгучим и неустранимым. Вот почему все, матросы, старшины, мичманы и офицеры, с интересом "лезли во все дырки", чтобы хоть одним глазком увидеть, как стреляют артиллерийские орудия БЧ-2, торпедные аппараты и реактивные бомбомёты БЧ-3, как крутятся локаторы РТС. Особенно интересно было всем увидеть, как выходит из своего ангара и опускается в воду буксируемая гидроакустическая станция БУГАС "Вега", такого зрелища никто из нас не видел и не знал.

На БПК "Свирепый" было два основных средства обнаружения под¬водных лодок - гидроакустические стан¬ции М-332 «Титан-2» и БУГАС МГ-325 «Вега». В отличие от первенца БПРК пр.1135 типа "Буревестник" - БПК "Бдительный, на нашем (серийном) корабле "подкильная ГАС освещения подводной обстановки МГ-332 «Титан-2» имела не ламповый генератор, а генератор на мощной полупроводниковой базе", что существенно повышало мощность и боеспособность корабельных гидроакустических станций. Обе ГАС БПК "Свирепый" ("Титан-2" и "Вега") надёжно об¬наруживали ПЛ (подводные лодки) и другие подводные объекты, определяли их характеристики и координаты, выдавали в посты управле¬ния корабельным противолодочным оружием соответствующие целеуказания.

Носовая подкильная антенна ГАС МГ-332 "Титан-2", расположенная в бульбе, работала на частоте 18 кГц в круговом и секторном режимах; её излучающая мощность была до 100 кВт. Посты ГАС МГ-332 "Титан-2" расположены в 4-м отсеке, выгородка антенны ГАС "Титан-2" заполнена прес¬ной водой (45 т). ГАС МГ-332 "Титан-2" позволяла обнаружить ПЛ на расстоянии до 20 км, правда, при однородной водной среде и без волнения. Мины и торпеды ГАС МГ-332 "Титан-2" обнаруживала на расстоянии 2-3 км. Буксируемая БУГАС МГ-325 «Вега» позволяла искать и обнаруживать ПЛ (подводные лодки, мины и торпеды) на расстоянии до 15 км при неблагоприятных гид¬роакустических условиях, в том числе под так называемом "слоем скач¬ка скорости звука, то есть под слоем воды в океане (море), в котором вертикальные градиенты океанографических характеристик (температура, солёность, плотность, скорость звука и т.д.) резко возрастают по сравнению с вертикальными градиентами в выше- и нижележащих слоях воды" (данные из Википедии). На БПК "Свирепый" были и другие специальные гидроакустические станции и аппараты, но о них в следующих новеллах...

Когда в жарком сентябре 1972 года на заводских ходовых испытаниях впервые попробовали опустить в воду БУГАС "Вега", на это зрелище собралась толпа моряков, гражданских, флагманских специалистов и иных любопытных. Старший помощник командира корабля капитан-лейтенант А.А. Сальников и командир БЧ-5 капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин в громких русских народных выражениях "попросили" всех лишних удалиться с кормы и дать возможность специалистам спокойно работать. Дело в том, что специальное подъёмно-опускное устройство (кран-подъёмник) не хотел правильно работать, всё время стопорился, что-то задевал, ему что-то мешало или чего-то не хватало. Больше всего специалисты-наладчики боялись повредить ("заломить") толстый и очень дорогой кабель-трос, которым "чушка", "рыбина" или "прибор №1", как называли тело буксируемой антенны БУГАС МГ-325 "Вега", крепилась к подъёмно-опускному устройству ПОУКБ-1 (конструкция Зеленодольского ПКБ).

Кабель-трос, который был сделан на одном из секретных предприятий Ташкента, был очень толстым, как канализационная труба, с чёрной резиновой изоляцией, круглым по сечению, но с прикреплёнными хомутами частыми треугольными обтекателями, придающими кабель-тросу каплевидную форму. Кабель-трос БУГАС МГ-325 "Вега" проходил в специальном желобе над румпельным отделением корабля (над головой рулевого). Кабель-трос наматывался на огромную бобину-катушку мощнейшей лебёдки, которая была установлена в самой широкой части кормовой надстройки-ангара БУГАС МГ-325 "Вега". Подъёмно-опускное устройство ПОУКБ-1, то есть специальный выдвижной кран с захватом для удержания и хранения буксируемой антенны МГ-325 в ангаре и с гаком (крюком) для опускания её в воду и подъёма из воды, находился позади румпельного отделения перед почти прямоугольной крышкой в обрезе кормы БПК "Свирепый".

Под предлогом поиска возможных внутренних путей прибытия по боевой тревоге в румпельное отделение в штормовых условиях или в условиях химического, бактериологического и радиационного поражения корабля, движимый жгучим любопытством, я по своей инициативе, но с одобрения командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова и с разрешения старпома капитан-лейтенанта А.А. Сальникова (которые, кстати, поспорили - пролезет ли Суворов через фермы крана-лебёдки ПОУКБ-1), пробрался изнутри корабля внутрь румпельного отделения и доказал, что это возможно. Правда, при этом я основательно испачкал робу машинным маслом, но зато увидел и узнал (впотьмах аварийного освещения - автор) устройство знаменитого секретного крана-лебёдки БУГАС МГ-325 "Вега". Честно скажу, меня потрясли сложность и витиеватость конструкции крана, грандиозность катушки кабель-троса, могучесть лебёдки и конструкция "рыбины" или "прибора №1".

Буксируемая антенна МГ-325 была похожа одновременно на крылатую ракету и подводную лодку: спереди закруглённый обтекатель с вертикальным "лбом", короткое веретенообразное тело с небольшими крыльями "под брюхом" и заострённый хвост с самолётным килем вниз и крыльями-рулями, как у крылатой ракеты или самолёта-истребителя. Не знаю почему, но я, пробираясь сквозь трубчатые фермы и скелет крана-лебёдки ПОУКБ-1, с боязливостью и неприязнью косился взглядом на эту холодную мокрую молчаливую "рыбину" буксируемой антенны ИГ-325, которая мне казалась большой атомной бомбой или небольшим металлическим китом-кашалотом...

То ли дело в моём румпельном отделении! Тепло, почти сухо, ароматная атмосфера горячего масла, краски и электрических кабелей. Мой закуток-шхера между корпусами разных агрегатов. Взрывозащищённый и могущий работать под водой телефонный аппарат, по которому можно в любой момент позвонить на ходовой мостик и обратиться к вахтенному офицеру, к штурману, а то и к самому командиру корабля. Сидишь себе один-одинёшенек и никто тебя не достаёт, не беспокоит, а когда станет одиноко, то можно прокричать что-то тому мичману, который так же, как и я коротает своё одиночество за пультом управления лебёдкой и краном ПОУКБ-1 БУГАС МГ-325 "Вега".

Это тогда, в августе - ноябре 1972 года, я ничего не знал о ТТД (тактико-технических данных) БУГАС МГ-325 "Вега", зато сейчас я могу поведать, что...

Гидроакустическая станция с буксируемой антенной БУГАС МГ-325 "Вега" является образцом и примером противолодочного гидроакустического вооружения надводных боевых кораблей ВМФ и
"предназначена для поиска, обнаружения и определения координат подводных лодок при неблагоприятных гидрологических условиях, когда использование гидролокаторов с подкильными акустическими антеннами для обнаружения подводных лодок затруднено". БУГАС МГ-325 "Вега" вооружались корабли пр.159, пр.1123, пр.1134Б и пр.1135.

На БПК "Свирепый" оборудование БУГАС МГ-325 "Вега" размещалось: в гидроакустической рубке – индикаторное устройство и устройство пуска; в гидроакустическом отделе – генератор, прибор питания генератора, импульсный поляризатор и накопители, а в кормовом ангаре и в корме – лебёдка, катушка с кабель-тросом, подъёмно-опускное устройство-кран и буксируемая антенна МГ-325.

Буксируемое устройство-антенна МГ-325 имела два отсека: герметический отсек, в котором находилось усилительное устройство, согласующее устройство и датчик затекания, и затапливаемый отсек, в котором находилась акустическая антенна, состоящая из излучающей и приёмной частей, и преобразователь, предназначенный для излучения и приёма акустических колебаний при контрольной проверке работы станции (эти и все последующие данные из опубликованной ТТХ МГ-325 - автор).

БУГАС МГ-325 "Вега" работает в активном режиме и обеспечивает: поиск и обнаружение подводных лодок; определение дистанции до цели и курсового угла (пеленга) на цель; выдачу координат (дистанции и курсового угла) цели в гидролокационную станцию точного определения координат и приборы управления стрельбой. Тактико-технические данные (ТТХ) ГАС МГ-325:
- дальность обнаружения подводной лодки при скорости корабля 25 уз в условиях подводного звукового канала составляет 4-7 км;
- срединная ошибка пеленгования относительно буксируемого устройства 3°;
- срединная ошибка определения дистанции: 1.5% на шкале 7.5 км и 2% на шкале 3.75 км.
- рабочий сектор обзора акватории составляет 250° по курсу буксируемого устройства;
- постановка и выборка буксируемого устройства возможна при волнении моря не более 3-4 баллов;
- глубина буксировки может меняться в пределах 15-100 м;
- точность хода буксируемого устройства при установившейся скорости буксировки: по
крену ± 3 °, по глубине ± 2 м;
- ГАС МГ-325 работает на одном из трёх эталонов частот;
- электрическая мощность, подводимая к излучающей части антенны, не менее 100 кВт;
- длительность излучаемых импульсов 25 и 5 мс;
- раствор характеристики направленности акустической антенны на уровне 0.7 для излучающей части в вертикальной плоскости 14°, в горизонтальной - 270°, для приемной части в обеих плоскостях - 14°;
- аппаратура ГАС МГ-325 рассчитана на работу при температуре окружающей среды от - 10 до +50°С в условиях вибрации в диапазоне частот 5-35 Гц с ускорением 1g для аппаратуры, размещенной на корабле, и в диапазоне 15-20 Гц с ускорением 2g для аппаратуры, размещенной на буксируемом устройстве;
- питание станции от сети трехфазного тока 220 В, 50 Гц;
- потребляемая мощность 6,5 кВА;
- масса ГАС МГ-325 - 5300 кг.

Упрощенная функциональная схема работы БУГАС МГ-325 "Вега":
(все данные из опубликованной ТТХ МГ-325 - автор).

"Буксируемая гидроакустическая станция БУГАС МГ-325 "Вега" работает в режиме эхо – пеленгования. Импульсы от генератора через токосъемник лебедки ПОУКБ-1, кабель – трос и согласующее устройство поступают на излучающую часть акустической антенны МГ-325, в которой преобразуются в акустические колебания. Одновременно осуществляется запуск развёртки по дистанции индикатора секторного обзора, который предназначен для визуального наблюдения целей в прямоугольных координатах (дистанция – курсовой угол). Излучение сигнала производится в секторе 250° по курсу буксируемого устройства МГ-325. После излучения станция автоматически переключается в режим приёма.

Отраженные от подводного объекта акустические сигналы воспринимаются приёмной частью акустической антенны МГ-325, в которой преобразуются в акустические сигналы, после чего поступают на 26 предварительных усилителей по числу приёмников антенны. После усиления сигналы поступают на компенсатор, который формирует 20 пространственных приёмных характеристик направленности (20 каналов). Таким образом, в секторе 250° осуществляется направленный приём. С выхода компенсатора сигналы поступают на 20 основных усилителя по числу каналов, где происходит преобразование рабочей частоты сигнала в промежуточную и дальнейшее её усиление. Выходы основных усилителей подключаются к входам коммутаторов секторного и шагового обзора.

Электронный коммутатор секторного обзора осуществляет поочередное подключение выходов основных усилителей к индикатору секторного обзора. Цикл переключения происходит синхронно с развёрткой по курсовому углу. За счёт этого на экране индикатора секторного обзора образуется двухкоординатная строчная развёртка дистанция – курсовой угол. Секторный обзор используется при поиске подводных лодок. Эхо – сигнал фиксируется на экране индикатора секторного обзора в виде яркостной отметки, где по её положению определяется дистанция и курсовой угол. Курсовой угол (пеленг) на цель определяется относительно буксируемого устройства путём отсчёта угла в горизонтальной плоскости между направлением прихода эхо – сигнала и диаметральной плоскостью буксируемого устройства (истинный меридиан).

При обнаружении подводной цели оператор ГАС с помощью переключателя каналов подключает к индикатору шагового обзора канал, в котором обнаружен сигнал. Переключение каналов в данном случае осуществляется коммутатором шагового обзора, имеющим частотное управление каналами. На экране индикатора шагового обзора синхронно с излучением импульса образуется развёртка по дальности. В момент прихода отраженного сигнала наблюдается амплитудная отметка. Так с помощью индикатора шагового обзора определяется дистанция в выбранном канале (направлении).

Индикатор секторного обзора применяется для сопровождения цели. В тракт шагового обзора входит слуховой тракт ГАС, позволяющий оператору прослушивать эхо-сигнал в телефонах и громкоговорителе. Подключение слухового тракта к выбранному оператором каналу производится одновременно с подключением индикатора шагового обзора переключателем каналов.

Таким образом, на борту БПК "Свирепый" размещалось следующее оборудование БУГАС МГ-325 "Вега": прибор питания генератора; генератор сигналов; накопитель; импульсный поляризатор; индикаторное устройство с блоком управления и токосъёмная лебёдка. Через кабель-трос питание, сигналы и управляющие воздействия подавались на забортную аппаратуру буксируемого устройства.

Состав забортной аппаратуры буксируемого устройства МГ-325: согласующее устройство; акустическая антенна; предварительные усилители; компенсатор; основные усилители; коммутатор секторного обзора и коммутатор шагового обзора; усилитель тракта секторного обзора и усилитель тракта шагового обзора. Обратные сигналы по кабель-тросу токосъёмной лебёдки поступали в индикаторное устройство с блоком управления БУГАС МГ-325 "Вега" на пульты и в наушники (громкоговоритель) операторов ГАС и на командные пункты противолодочного оружия БПК "Свирепый" (конец цитаты из ТТХ БУГАС МГ-325 "Вега" - автор).    

Для итоговых государственных испытаний БУГАС МГ-325 "Вега" и ГАС "Титан-2" требовался определённый морской район с разными глубинами и подводная лодка-мишень-цель, которую мы должны были в отведённое нам боевой задачей время обнаружить, услышать, увидеть, поймать, вести и "уничтожить". Буксируемая антенна МГ-325 на кабель-тросе никак не хотела следовать за БПК "Свирепый" ровно, без рыскания и "уваливания на сторону". Я, находясь в румпельном отделении, видел и слышал, как на среднем ходу (15 уз) вибрирует, трепыхается и дрожит крупной дрожью толстый чёрный кабель-трос, как ходят ходуном фермы крана-лебёдки, как натужно гудят электродвигатели и ругается матом мичман, управляющий лебёдкой и краном ПОУКБ-1.

Много, очень много времени, сил, энергии и нервов потратили самые высокие начальники и руководители, прежде чем нашли оптимальные условия эксплуатации буксируемой антенны БУГАС МГ-325 "Вега". В результате, сначала поменяли обтекатели на тросе, потом изменили их конструкцию (сделали обтекатели короче и отделёнными друг от друга) и случилось чудо!.. кабель-трос перестал "рыскать", "раскачивать лодку" и "дёргать рыбину" (прибор №1). Дошло до того, что в конце ноября 1972 года БПК "Свирепый" экспериментально провёл спуск и работу БУГАС МГ-325 "Вега" при скорости 18 уз и волнении моря 5 баллов.

Обо всём, что было связано с испытанием БУГАС МГ-325 "Вега" я с восторгом рассказал и нарисовал в боевом листке, прославляющим гидроакустиков РТС БПК "Свирепый", но командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров передал через замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина "замечание" и приказ: "Убрать немедля этот листок к такой-то матери!". Дело в том, что я нарисовал буксируемый "прибор №1" таким, каким он был на самом деле, а это было "разглашением военной тайны". Я хотел было снять этот весёлый и радостный боевой листок со стенда в коридоре личного состава, но кто-то меня опередил, и я не на шутку загрустил от тревоги - разглашать государственную и военную тайны нельзя.

Фотоиллюстрация. 1972-1973 годы. Балтийское море. БПК "Свирепый" в море на испытаниях ПОУКБ-1 и БУГАС МГ-325 "Вега". На снимках те самые моменты, когда не ладилось в работе ПОУКБ-1, а также внешний вид буксируемой антенны МГ-325 ("прибор №1") БУГАС "Вега" перед погрузкой в воду и во время подъёма из воды. Обращаю ваше внимание на то, что на борту БПК "Свирепый" уже красуются латунные полированные буквы имени корабля. Как, каким образом и за что мы получили право первыми среди БПК пр.1135 типа "Буревестник", построенных на Калининградском ПССЗ "Янтарь", нести на бортах, кроме бортового номера, ещё и наименование корабля, я расскажу в отдельной новелле.