Этери. Глава 13

Валентина Карпова
          День за днём промчался год, в течение которого Эжени-Этери здорово сдружилась как с бабушкой, в доме которой продолжала жить, так и с отцом, навещавшим их так часто, как только мог. Порой у неё даже складывалось мнение, что он с большей охотой остался бы здесь с ними, в Долине жёлтых фиалок, как называла она место, где находилась «вилла» Эндзелы.

          Решение остаться пришло той весной... Тогда затянувшийся на две недели снегопад отрезал ей пути возвращения в дом отца, принудив оставаться в гостях у его матери, чему поначалу Женя-Этери была совсем не рада. Но что можно было противопоставить разгулявшейся стихии? Только терпение и смирение, чем девочка в те дни мало обладала… Трое суток после того, как узнала о намерении отца не отпускать её в Россию по крайней мере ещё три года, она замкнулась и хранила полнейшее молчание. С наступлением утра, если позволяла погода, выходила во двор, стараясь как можно дольше не возвращаться в дом. Она, наверное, ушла бы пешком к нему, если бы не абсолютное бездорожье и не прекращающийся снегопад. Понимала, что под обманчивой прочностью толщи снега могут скрываться всевозможные провалы, угодить в которые никакого желания не было вовсе. Как таковой вины на бабке не лежало, но поскольку Вахтанг её сын, то… Женя сразу же перестала разделять общую трапезу, не садилась с нею за общий стол, где-то в глубине вполне отдавая себе отчёт в том, что протест в подобной форме выглядит слишком по-детски, наивно, но и тем не менее... Эндзела, как более мудрая и не только вследствие просто своего возраста, но и жизненного опыта, позволяла внучке вести себя так, как та вела, предоставив ей возможность, что называется «выпустить пар», положившись на мнение сына, отметившего в своей дочери наличие серьёзной разумности, во многом не соответствующей столь юным годам. Эндзела, конечно же, переживала и порывалась прекратить молчаливый бунт даже спровоцировав взрыв, всплеск ещё большего негатива в свою сторону, но в самый последний момент останавливалась… Молча, так же, как и Этери, оставляла для неё что-то из еды на столе. Та без слов забирала к себе в комнату и, поев, возвращала чистую посуду обратно. И первой нарушила молчание всё же Этери:

          - Нам нужно поговорить! – произнесла она на утро четвёртого дня.

          - Сразу после завтрака. Садись к столу.

          Та, покосившись, присела и молча принялась за молочную кашу. Поев, убрала со стола, вымыла и вытерла тарелки, и только после этого вновь повторила своё предложение.

          - О чём ты хотела поговорить со мной, патара?

          Поморщившись от уничижительного определения, девочка продолжила:

          - Я много думала над тем, что ты мне сказала…

          - И до чего додумалась в итоге?

          - Как бы решение отца мне и не нравилось, всё же я склонна с ним согласиться, понять его желание оградить меня ещё от больших бед, что уже случились… Хотя может ли быть ещё что-то более ужасное и страшное…

          - Может. Поверь мне, девочка, может… Мир в одну и ту же единицу времени может быть величиной, взаимоисключающей саму себя… От добра до зла в нём расстояние менее воробьиного скока… Мы каждую минуту идём по самому краю пропасти, что совершенно не зависит ни от желания человека, ни от его возражения… Тебе сейчас, наверное, трудно согласиться с этим, но…

          - Ну, почему же? Как раз наоборот: нечто подобное происходило уже и со мной лично, и прямо у меня на глазах… Вот почему я принимаю следующее решение…

          - Интересно… - не смогла не поерничать Эндзела – Какое же?

          - Поскольку обстоятельства складываются так, как складываются и мне вынужденно придётся жить в Грузии ещё не менее трёх лет, то было бы большой глупостью не постараться узнать как можно больше как о самой стране, так и о её народе, обычаях, традициях. Если твоё желание обучать меня каким-то делам, которые должна знать и уметь благовоспитанная грузинская девушка еще в силах, то я охотно принимаю данное предложение!

          - Ух, как лихо закрутила-то… Все мои старческие извилины, какие остались, в косички переплела…

          - Да будет вам, мадам! Вы не настолько и беспомощны, как пытаетесь, простите за прямоту, сейчас представить!

          - Этери… А ты позволишь называть себя Женькой?

          - Посмотрим… Простите, а почему это так для вас важно?

          - Честно? Когда это случится, тогда я окончательно поверю в установившееся между нами доверие друг к другу…

          - А… поняла… Но пока для этого мы слишком мало знаем друг о друге, вы не находите?

          - А то, что мы родные люди…

          - Это не показатель. Порой чужие оказываются надёжнее родных по крови… Поспорьте со мной!

          - Этери! Прекрати обращаться ко мне во множественном числе. Я одна – вот, можешь даже пощупать!

          - Ладно… Но я не услыхала ответа: ты будешь учить меня тому, что может оказаться полезным в жизни и не только здесь, в Сакартвело, но и где бы я не оказалась?

          - С удовольствием! А ты будешь послушной ученицей?

          - Нет, этого обещать я не могу… Но предлагаю любые несогласия решать сразу же, открыто и глядя друг другу в глаза!

          - Это не всегда полезно… Легко остаться одной…

          - Как ты, например?

          - Дерзкая ты всё-таки дрянь… - не смогла не возмутиться Эндзела – Похоже, но в моём случае всё же не совсем так!

          - В чём разница?

          - Чтобы понять, почему я живу здесь одна, а не в кругу семьи своего младшего сына, тебе нужно узнать, как строятся семейные взаимоотношения у нас от древности…

          - А разве имеется какая-то разница, отличие от русских семей?

          - Есть, конечно, есть! Мне неизвестно знаешь ли ты о том, что Грузия приняла христианство одной из первых?

          - Христианство? А при каких делах вера в этих вопросах? Русь тоже страна христианская в большей свей части. И - что?

          - Ладно, оставив вопросы веры на потом, начну с того, что в грузинской семье буквально, непререкаемо царит патриархат, т.е. мужчина является главой семейства во всех смыслах данного определения. Но, как правило, мужья не принимают участие в ведении домашнего хозяйства – это обязанность женщины, сюда входит и воспитание детей. У нас существует очень чёткое разделение обязанностей на мужские и женские.

          - То есть, правильно ли я поняла, что выйдя замуж за грузина, не стоит ждать от собственного мужа никакой помощи? Ни в чём? Почему?

          - Ни у кого из картвелов (грузин) даже в мыслях не возникнет подобного вопроса: потому! И ещё… Выйдя замуж за грузина, невеста, как правило, оставляет свою девичью фамилию, хотя дети регистрируются по отцу.

          - В России подобное встречается тоже…

          - Но реже, уж поверь мне!

          - Пусть так – спорить не буду!

          - Следует помнить ещё и о том, что пока родители мужа живы, жить, скорее всего, особенно это касается деревень, придётся вместе с ними, причём, за свекровью всегда, хочу подчеркнуть: всегда, остаётся последнее слово! Молодой жене не стоит ругаться с нею и пытаться настаивать на своём – муж всё равно будет на стороне матери, по крайней мере, на людях! Наедине он, может быть, и признает твою правоту, но всё равно непременно попросит помириться с его мамой и впредь никогда не перечить ей!

          - Ага… Теперь понятно почему дом Вахтанга похож на виноградную гроздь: женился сын и ему пристроили к отеческому отдельные комнаты, пусть и с отдельным входом, так?

          - Умница! Всё правильно. А кому, на твой взгляд останется основной дом? С кем будут доживать век Вахо и Нана?

          - Не знаю… С кем захотят, наверное! Так?

          - Нет, не так! В традициях нашего народа именно младший сын обязан покоить старость родителей. Именно младший сын наследует всё их имущество.

          - Понятно… - задумчиво проговорила Женя – Прости, но мне всё это нужно как следует обдумать…

          - Думать – занятие хорошее! – улыбнулась Эндзела, в очередной раз поразившись слишком серьёзному подходу ко всему собственной внучки.