В мире том, который чуда ждал 2

Анжелика Миллер
(рецензированная статья для газеты "Дипломатический Курьер")

Эллен Фрик
«Стихи из прошлой жизни»
Сборник стихов
Издательство Edita Gelsen e. V.
ISBN: 978-3-947564-11-8
Дизайн обложки Эллен Фрик
Художник Эллен Фрик
Обложка мягкая, цветная, ламинированная
Страниц - 154
Гельзенкирхен, Германия, 2018 год

Сборник стихов состоит:
Первый блок под названием «Стихи из этой жизни».
Второй  блок – «Стихи из прошлых жизней».

В аккурат к христианскому празднику Вербному воскресенью (оно празднуется за неделю до Пасхи, а в этом году пришлось на дату – 1 апреля), я получила в руки книгу Эллен Фрик «Стихи из прошлой жизни». Первая книга – как собственный день рождения,  радостное незабываемое событие, и мы все надеемся, что книга, найдя отклик в мыслях, душах и сердцах, будет не последняя. В день Вербного воскресенья нельзя работать, ругаться и обижаться, посему мои вопросы к поэтессе, художнику-дизайнеру, модератору Боннского радио и автору книги Эллен Фрик, соответственно «в которых не хватает главной строчки, а в тех, что есть, так не хватает нас» (прим. – строчка из стихов Э. Ф.) – не предвещают никакой каверзы. Однако информационное пространство заполнено по максимуму, что, в общем-то, для меня явилось огромной неожиданностью. Цель достигнута – я стремилась познакомить читателя не только с жизнью автора, его хобби и пристрастия, нои с его мировоззреием, жизненными установками. Эллен Фрик рассказала о своей родословной, о своей новой семье, о работе на радио и о художественных проектах. Я отправила интервью в четыре издания и стала держать кулаки, чтобы хоть где-то материал вышел в печать.

Стихи у Эллен Фрик отличаются чёткой рифмовкой строк, глубиной образов, расширенными пространственными картинами, яркими эпитетами и сравнениями. Наиболее запоминающиеся стихи хочется перечитывать вновь и вновь:

* * *
Мне даны невесомость и крылья,
И очей очарованных свет,
Далека от земного насилья,
Но близка к равновесью планет.

Мне дано пониманье законов,
Мне всё звёздное море к ногам,
Ослепительный слог лексиконов!
Восхитительный стих панорам!

Я учусь быть нацеленной в дали,
Не склонясь земляникой к земле,
Только ангелы вот наказали
Постепенно стать женщиной мне.
 
Поражают самобытные собственноручно изобретённые афоризмы, как будто с лёгкой руки или с барского плеча скинутая шаль:

«Прошу, не отвечай на мой вопрос,
который я тебе не задавала…»

«Что могли изменить – мы уже изменили,
только как нам забыть то, что я – это ты?»

«Нет свободы в многоточьях…»

«Разумных отождествляют с присяжными на суде…»

«… в котором не хватает главной строчки, а в тех, что есть, так не хватает нас…»

Часто встречающиеся аллегории (изображение конкретного понятия через отвлечённый образ):

«Ты на руках баюкаешь Судьбу…»

«… есть безразличие случайных взглядов в окна,
есть боль, когда раненье не при чём…»

В некоторых стихах сильная антитеза будоражит кровь:

«Всё взяли, ничего взамен не дав…»

«Обманутые сами себе лгали…»

«Невинная инность, но хуже, чем лепра…»

«… где ближний считает, что святость нелепа,
где ищет незрячий того, кто невидим…»

Много метафор:

«… И листопад – это вышивка рифмой
в небе расцвеченных строк.
Небо – что море в прилив и отлив мой,
осенью бьётся в песок».

«Не откажусь, что в днях, как в сладких снах…»

«Белоснежная тварь с бесконечным размахом крыла…»

«… Любой роман я превращаю в стих…»

«В строках сладостный яд, и на буквах роса…»

Насыщенность стихов эпитетами сводит с ума и не на шутку заставляет задуматься о каких-то высших категориях:

«… Всё же я лишь скромный подмастерье
у Твоих холстов…»

«Здесь на земле – в её пыли
обиды больше, чем земли…»

«Пусть искры не реже – руками туши…»

«Из пальцев – лучи, из глаз – бирюза…»

Олицитворение:

«Возьми меня с собой в тот самый мир -
 Где для двоих поют колокола:
В котором ты, но не со мною – был.
в котором я, но не с тобой – была…»

«… В мой смертный час хочу сказать – люблю,
И ослабев, упасть в объятья Бога».

«Ты возможность мне дал танцевать на струне…»

«Вас ветер в руки брал – ласкал дыханьем…»

«Как пух с лебяжьих крыл в постель к себе стелил…»
«Одним сплошным кольцом, как шлем держались –
Волос сплетённых жгут в один волшебный круг…»

«Вы были мне плащом, колен касались,
Но ссыпались дождём, лежать остались –
На каменном полу в мозаичном бреду…»

«… что талант, как росток прорастёт без поддержки…»

Оригинальная  гипербола:

«… Жить на земле согласна сотню раз».
 
«Пусть век не целовать – целую строки…»

«В этом мире мужчин нужен пристальный взгляд за собою,
лишь всевидящий глаз под умышленной тенью ресниц,
в этом мире, где каждый мужчина в любовном запое,
ты желаешь упасть под колёса ночных колесниц…»

И ещё одно, понравилось:

* * *
«Я за власть над материей
всё отдала,
но отказ от всего -
это просто ничтожность,
ведь со строками в мире
я жить не могла,
и с собою вне строк
мне прожить невозможно!»

Лексический повтор имени самого автора, думаю, так же неслучаен. Госпожа Фрик, как профессиональный гипнотизёр, таким образом вводит читателя в транс, а затем делает с ним всё, что хочет. Будьте осторожны.

«На губы ложилось, как привкус измены: Елена, Елена, Елена, Елена…»

В сборнике очень много стихов, посвященных нашему Создателю, то есть Богу. Из некоторых стихов даже свет струился, я видела, когда читала. Подтверждение сказанному – вот одно из немногих:

«… то не забудь, что тело возвратит
тебя на Землю, где одно оконце –

всего одно, а в перспективе даль,
и твой рассвет с закатными чертами,
и в этой двойственности мне порою жаль,
что всё, что выбрали, мы выбрали не сами…»

Тема Бога и веры сквозит чуть ли не в каждом стихотворении, но в завуалированной, скрытой форме, туманными намёками, словно лёгким росчерком пера:

«И каждый миг в нас что-то умирает, чтобы другое смело зародиться:
Мощь пирамид, полёт свободной птицы и то, что в звёздном небе изумляет…»

«… прямо туда, где у зримых не может быть тел».

«Тот блажен, кто желает правды…»

«… их пером спасать пыталась в шторм философа рука,
он-то знает, как срывалась с мыслей нужная строка…»

… а мир действительно всегда ждал и продолжает ждать ЧУДА…


Мари Шансон, 4. 04. 2018г., Мюнстер