Ученый с мировым именем

Ольга Сквирская Дудукина
Только первый  день молодежной встречи в Казани оказался продуктивным с точки зрения съемок.

А все чудесная история строительства католического храма Воздвижения Креста Господня. Нам рассказали, что город построил для католиков церковь в знак благодарности за то, что Папа Римский вернул Казани чудотворную икону Божьей Матери.  Более того, этот храм явился точной копией исторического храма. Старый храм, говорят, невозможно вернуть: авиационный институт, разместившийся в здании в советское время, установил внутри  аэродинамическую трубу, и та не подлежит демонтажу.

Зато теперь в городе целых два одинаковых храма. Правда, можно найти «десять отличий»: старый - желто-белый, в классическом стиле, новый бело-голубой; на одном храме две высоких башни звонов, а с другого они срезаны напрочь; на старом храме статуи утрачены, зато на новом храме помимо традиционных ангелов с апостолами установлена статуя Папы Иоанна Павла II, - личное выражение признательности Святейшему Отцу мэра-мусульманина. Как трогательно.

                ***

Но вечером всех нас на автобусах увезли в волжский санаторий. А там пошло-поехало, целыми днями беседы, проповеди, Богослужения.

Для молодежи неплохо, а для телевизионщиков – хуже не придумаешь: совершенно не выигрышный материал. Мы с Сашей просто изнывали от скуки.

- Может, хоть у епископов возьмем по интервью? – безо всякого энтузиазма предложил Саша, увидев на выходе из корпуса епископа Клеменса Пиккеля в парадной сутане. - Вон он какой красивый.

Я подошла к Владыке.

- Не сейчас. У нас по расписанию визит в православный монастырь, - объяснил епископ свой отказ.

К нему подошли остальные епископы, такие же нарядные.

- Так, может, вы и нас возьмете с собой? – пришло мне в голову. – Мы поснимаем. Где еще православные с католиками так дружат, как здесь!

- Ну хорошо, только быстро в машину, – согласился епископ Клеменс, и мы побежали за аппаратурой.

- Нас пригласил сам настоятель монастыря – хочет показать новый храм с иконой Грузинской Божьей Матери, - объяснил нам епископ Клеменс в пути. – Но мы едем не столько посмотреть монастырь, сколько встретиться с игуменом Сергием.

- Кто такой?

- Это старенький священник с очень интересной судьбой...

- Я все думаю – он, не он, - вступил в беседу сибирский епископ Иосиф Верт. – Когда-то мне написал один православный священник из Казани, что хочет перейти в католичество. Я посоветовал ему не принимать поспешных решений, мы долго переписывались, в конце концов он остался в православии.

- Может, это он и есть. Когда я только что стал епископом Юга России, то прибыл с визитом в Казань, и какой-то старичок подошел ко мне и вручил католический Миссал со словами: теперь вы, католики, и сами справитесь, я вам больше не нужен. Дескать, возьмите обратно! Оказалось, что до возрождения церковных структур, зная, как много здесь католиков без священников, этот православный священник все эти годы в полном смысле слова их окормлял.

- Разве так можно? – усомнились мы.

- А у него было официальное разрешение Папы Римского. Да-да, он обратился с просьбой к самому Святейшему Отцу, и Иоанн Павел Второй благословил его на служение. Католический Миссал он раздобыл себе в Германии. Однако если бы не этот Миссал, я бы и сам не поверил!  Я был потрясен: православный священник – и служил Мессы католикам! Вот где единство так единство.

Монастырь оказался лубочно-живописным: яблоневая аллея, сверкающие купола, новенькие церкви на берегу красивейшего озера. Кстати, согласно преданию, в нем атаман Стенька Разин утопил клад...

Молодой надменный священник по поручению настоятеля провел для епископов содержательную экскурсию по новому храму и отдельно рассказал историю о чудотворной иконе за стеклом. Напялив платочек, я таскала за Сашей тяжеленный штатив, стараясь не влезать в кадр.

Святой источник был оформлен весьма современно, в виде небольшой часовенки, внутри которой сияли белый кафель да импортная сантехника. Святая вода подавалась через специальные блестящие краники. Священник выдал по пластиковому стаканчику каждому епископу, «водицы испить», а нам с Сашей - нет. Мокрые, уставшие, мы чувствовали страшную жажду. Я тихонько подошла к епископу Пиккелю, как к самому демократичному, подергала его за обшлаг сутаны, выпросила освободившийся стаканчик,  налила нам святой воды из-под крана. Вот оно счастье. Саша тоже выпил, не опуская камеры.

Потом нас всех повели самый дальний угол монастыря. Старенький игумен жил в низенькой келье, из которой выдвигался минут семь, опираясь на свою палку.

Несмотря на лето, дедушка был в валенках, в толстой заношенной сутане, на голове у него был клобук, а на глазах очки с толстыми стеклами в старомодной коричневой оправе. Его сопровождал игривый котенок по имени Сашка, с которым тут же принялся забавляться молодой священник. При отце Сергии с него слетела солидность: он сразу стал похож скорее на почтительного внука, чем на строгого пастыря.

- Да, это он, – опознал дедушку епископ Верт. – Отец, вы помните меня?

- Конечно, я до сих пор храню ваши письма, - отец Сергий тоже был очень рад встрече.

С епископом Пиккелем они сообща помянули немцев-католиков, которые в большом количестве населяли Казань в советские времена. Разговор шел то на русском, то на немецком, которым, как оказалось, прекрасно владел седой дедушка. Он все порывался пойти поставить чай, а епископы хором отговаривали его.

- Тогда я подарю вам свои книжки, - и отец Сергий надолго исчез за дверью.

Наконец, вынес целую стопку катехитической литературы для прихожан, которую самолично надписал, и раздал по книжечке каждому епископу, и мне в том числе, и даже Саше. (Я злорадно посмотрела на молодого батюшку, который даже воды нам не подал).

Сфотографировавшись с отцом Сергием на прощанье, епископы двинулись к выходу.

Батюшка сунул мне красных яблочек, которые подобрал под ближайшей яблоней, и благословил нас с Сашей вослед.

- О чем вы разговаривали с ним на немецком? – спросила я епископа Пиккеля уже в машине.

- Он сказал, что в детстве с матерью ходил в католический храм, - сказал епископ Пиккель. – Старый наш храм, конечно.

- Вот почему он хотел перейти в католичество, - сообразила я.

- На удивление образованный батюшка, - заметил Саша. – Языки знает.

- Так он же был в миру известным ученым, часто ездил за границу по всяким симпозиумам, - ответил епископ Клеменс.

- Ого! А чем он занимался?

- Не знаю точно, - сказал епископ Пиккель.

Я взглянула на заднюю обложку своей брошюры - там располагалась информация об авторе.

«Сергей Златоустов... советский ученый... работал в Казанском авиационном институте... известен за границей... В пятьдесят лет решил отойти от мирских дел...»

- Ха! Смотрите: кажется, он работал в том самом институте, который располагается в католическом храме! Ну и дела! Можно сказать, что он трудился прямо в католической церкви.

Епископы дружно принялись изучать корочки подаренных брошюрок.

- Похоже, что да, - согласился удивленный Пиккель.

- Вот так сюжет, - изумился Саша.

- Прямо от Господа: из рук в руки, – подтвердила я.


Читайте книги Ольги Сквирской на сайтах ЛитРес

https://www.litres.ru/olga-evgenevna-skvirskaya/

и Проза.ру

http://www.proza.ru/avtor/olgaskvirskaya