Нормальность и ненормальность в контексте Э. Берна

Елена Гетера
       Хочу изложить  свои мысли после прочтения книги «Сценарии жизни людей» Клода Штайнера, после просмотра фильма Бертолуччи «Конформист» и прослушивания некоторых лекций психотерапевта Сергея Ковалева. Как  видите, база для размышлений весьма обширная.
     Штайнер говорит о том, что все люди от рождения нормальные, только затем у многих появляются эмоциональные нарушения, переходящие в болезнь. Часто в этом виноваты родители, ограничивающие ребенка. Здесь я радостно вспоминаю, как вольно носилась по парку на велике в любое время суток, как бегала по двору и летом делала, что хотела (надо было только прочитать список литературы на лето и ухаживать за огородом). То есть трудовое воспитание было, но оно не особо меня напрягало. Вот в школе было тяжело из-за некоторых одноклассников. Также Штайнер высказывает интересную мысль о том, что любой человек может выздороветь душевно, если его поддерживают родственники и обстановка. Здесь сразу вспоминаются случаи из газет, когда добрые родственнички упекали в психушку.
     Далее про фильм Бертолуччи. Мне кажется, он увязывает фашизм с гомосексуализмом и слепотой. Главный герой, конформист, становится фашистом, потому что хочет быть «нормальным». А ненормальным он ощутил себя тогда, когда в детстве его соблазнил молодой мужчина (мой любимый актер Пьер Клементи). И он женится, хотя считает свою жену дурочкой, но брак дает положение в обществе и столь желанную «нормальность». И здесь я вспоминаю мужчин, которые всю жизнь доказывают свою «самцовость» умением пить водку и количеством завоеванных женщин. Латентый гомосексуализм? Если вспомнить Штайнера, скорее всего, родители (чаще мать)  поощряют проявление женских черт в мальчике, порицая его мужские проявления.
     Что говорит Ковалев? Психотерапевт говорит о таком явлении  - «другие не в порядке». Люди осуждают других, наклеивая ярлыки. Обычно это идет от лени и зависти, ограниченности. Некоторые застревают на определенном уровне и занимаются только тем, что ругают других за активность(в передаче о природе зависти). Эти люди давно не развиваются, они деградируют. Что здесь можно сделать? Пожалеть убогих.
       Ничего вы не сделаете, говорит Ковалев. Ищите равных. Делитесь мыслями и творчеством с равными по духу. Ищите людей, с которыми спокойно и радостно. Такие не будут завидовать и поливать грязью.
      Я думаю, что найти «своих» людей можно. У меня такие есть. Я благодарна жизни за это. Я считаю себя счастливым человеком. У меня было свободное детство, обо мне заботились, меня любили, я получила хорошее образование. И теперь у меня есть вера в себя, меня не сломать.
      В моей душе  теперь хранятся гуманистические воззрения Эрика Берна и Клода Штайнера. Возможно, эти взгляды помогут изменить такое жестокое и циничное сейчас  современное общество.