10. Ветер перемеН

Натали Чаклин
 
 www.chaklin.com 

    «Будьте открыты для перемен,
     но всегда придерживайтесь
     своих ценностей»

                мудрость жизни*


                ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

Стоя на верхней палубе теплохода, Мария смотрела в вечернее небо Лондона. Биг Бен, словно дразнил ожиданиями, его стрелки медленно подползали к двенадцати часам ночи. Темза замерла. Многочисленные судна, толпясь в одну кучу, выключили двигатели. От воды поднимался лёгкий пар. Секунда, ещё секунда… Бум, бум… – раздался долгожданный бой часов.
И словно накатившееся эхо, со всех сторон, зазвучали крики радости, хлопки открывающихся бутылок с шампанским. И в это же мгновение, освещая лица счастливой, взволнованной публики, миллионами цветных огней, вспыхнули залпы праздничного салюта.

                * * *

– Где твой бокал, Машка? – услышала она вопрос мужа.
– Вот он.
– Давай быстрей! Пока часы еще бьют, надо успеть! – Сын! Тебе совсем немного, еще не вырос! Ну, все…

Д-зыньк, – послышался хорошо знакомый звон бокалов.
– Ура! – радостно закричал Егор.
– Ура! – поддержав начинание, вторил ему Вадим.
– Ура! – подражая мужчинам, прокричали Мария и Алина, а, глядя на них, повторили и дети.
 Еще мгновение, и вся палуба словно сговорившись, гудела одним счастливым словом «УРА!»

– Боже! Да здесь одни русские?! – заметила Алина.
– И, правда! Слышишь? Вот с того судна тоже слышно «ура!» Ой, и с того! – удивляясь происходящему, согласилась с ней Мария.
– Да, девчонки, наши везде! – словно подведя черту, объявил Вадим, и бережно обняв жену, поцеловал Алину в щеку.
 
Залпы салюта не умолкали. Сконцентрированные возле колеса обозрения, они беспрерывно, один за другим, распускались красивыми шарами на удивление всех наблюдающих за этим потрясающим зрелищем. Казалось, еще немного и можно дотянуться рукой до маленьких искорок, надвигающихся на тебя многочисленным потоком яркого света. Не успевал потухнуть один залп, как за ним вспыхивал другой, а за тем следующий…
В этом динамичном ритме прошло минут двадцать. Огромное облако дыма давно скрыло из видимости и колесо, и Биг Бен, медленно погружая в дымку остановившиеся судна.

Мария зачарованно глядела на происходящее, поймав себя на мысли, что ничего подобного в своей жизни она не видела. В отличие от обычного московского салюта, этот поражал своей грандиозностью и масштабом.
«Вот так-то, а я-то думала, что уже ничему не удивлюсь, тем более какому-то салюту. Но это удивительно! И как красиво!»
– Сынок, тебе нравится? – обратилась она к Косте, стоявшему рядом.
– Мам, потрясающе! А дыму-то сколько! Словно после турецкого боя с картины Айвазовского. Я у нас такого не видел!
– Я тоже…
– Все же здорово, что мы сюда приехали!
– Да, зайка, я тоже рада! – ответила Мария и, протянув руку, любя потрепала сына по волосам.

Наконец залпы салюта закончились, и публика стала медленно спускаться на нижнюю палубу. Включив двигатель и неспешно набирая ход, теплоход поплыл вдоль Темзы. Звучала легкая оркестровая мелодия. Поздравления и нескончаемая череда тостов продолжались за праздничными столиками, специально приготовленными для гостей, на которых красиво сервировали изысканные угощения.

Егор был не разговорчив, его смущала совершенно новая компания. К тому же, еще волновало то обстоятельство, что он так и не смог получить для себя объяснение, каким образом, вместе с ними, на одном рейсе самолета появилась семья Вадима. Компаньон Марии здесь?! Да еще в Новый год! Он чувствовал во всем этом подвох. А весьма не убедительный лепет жены, о чистой случайности и нелепом совпадении обстоятельств, не внушал никакого доверия.
«Никогда не поверю, чтобы мужик проделал такой путь, умышленно выбирая тот же самый маршрут, только ради дружбы между семьями! Вздор! Здесь явно что-то не так! А может он хочет отобрать у нее часть общего бизнеса? А сам изображает открытость и дружелюбие? Вот и пойми, что у них тут происходит?»

Мария напротив была улыбчива и весела, хотя тоже помнила неприятный разговор с супругом, его пытливые вопросы и свои бестолковые объяснения. Для нее самой было полным сюрпризом присутствие Вадима в Лондоне. Но сейчас, в разгар праздника, после выпитого шампанского, все это не имело никакого значения и казалось, простым и понятным.
«Вероятно, Вадим просто хотел порадовать семью под Новый год, а в компании обычно веселее. Да и детям не так скучно.
Все логично! Иного и быть не может!»

К столику подошел Костя.
– И чем вы тут занимаетесь? Там такая красота!
– Ты не замерз так долго стоять на верхней палубе? – поинтересовалась Мария.
– Мне не холодно.
– Садись, перекуси что-нибудь.
Он послушно сел рядом, но все еще потрясенный увиденным, снова задал вопрос: «Мам, ты видела, какой огромный Тауэрский мост?»
– Нет еще.
– Да ты все проглядела?!
– Наверное, сынок.
– Ничего удивительного! – раздосадовано произнес он.
– Ну не грусти, я обещаю тебе, что непременно посмотрю!
– Поплывем обратно и… Нет, лучше я сам тебе покажу!
– Договорились! А теперь поешь!

– А ты что ж нас покинул? – обратился к Косте Вадим. – Девушка здесь скучает, а молодой человек все воздухом дышит…
 – Почему? Я не долго… Я здесь! – слегка смущенно отозвался Костя и робко посмотрел в сторону его дочери.

Лора была на три года моложе Кости, но уже заметно отличалась уверенностью в себе и более раскрепощенным поведением. Перехватив инициативу на себя, она без труда заинтересовала юношу беседой об экзотических странах.
Ее мать Алина, напротив казалась тихой и замкнутой женщиной, хранящий семейный уют и полностью растворившейся в любимом муже. Худенькая, с тонкими чертами лица и природной бледностью она казалась беззащитной и слабой. И, словно оберегая ее хрупкость, Вадим окутывал ее заботой и вниманием.
 
                * * *

Приглушили свет. Диск-жокей подошел к микрофону и на родном английском поприветствовал всех присутствующих гостей.
Затем, увеличив звук в динамиках, открыл танцевальную часть новогодней программы.

– О! – обрадовано воскликнул Вадим. – Вот и дискотека! Пойдемте, попляшем!
– Пойдемте! – неожиданно для Марии предложил Егор, обычно игнорирующий подобные мероприятия. – Машка, вставай! Идем, разомнемся, а то засиделись!
Мария встала и, подчиняясь воле супруга, направилась к общей толпе танцующих.
Зажигательная музыка раззадоривала и поднимала настроение.
Вот в центр круга вырвалась пухленькая африканка. Безумное количество косичек на ее голове удивляло и привлекало внимание. Белая блузка подчеркивала темный цвет кожи. Она ритмично двигалась, и каждое ее движение попадало точно в такт, придавая ее телу удивительную гармонию с игравшей мелодией.

Глядя на ее темпераментный танец, Мария пыталась скопировать несложные движения, подражая девушке.
Но вот она заметила это и, схватив Марию за руку, выдернула ее в круг. Мгновение, и теперь обе женщины слились в одном танце. Белое – черное, черное – белое, все соединилось в едином ритме. Волосы развивались, глаза горели. Со стороны могло казаться, что это хорошо отрепетированный номер, так слаженно выглядели их движения. Восхищенная публика гудела, забрасывая их серпантинными лентами.
Было видно, что Мария отдавала всю свою энергию, весь свой темперамент, словно сейчас, в эту самую минуту, танец стал ее главным самовыражением. Не замечая окружающих людей, она чувствовала себя совершенно свободной, подчиняясь лишь одному ритму с особой страстью и вдохновением.

– Ух, устала! – проговорила она, едва закончилась музыка. На ее лице выступил пот. Учащенное дыхание высоко поднимало грудь.

– Молодец! Не ожидал! – тихо прошептал Марии на ухо Вадим.
Ничего не ответив ему, она лишь улыбнулась и подошла к мужу.
– Егор, я на воздух, хочу немного подышать, пойдем вместе?
– Нет, я устал, лучше посижу за столом, может что-нибудь съем. Ты лучше позови Костю.
– Так он же с Лорой танцует, вот там, погляди! – и она показала жестом в направлении танцующих пар, где Костя, неуклюже обняв Лору, топтался на одном месте в медленном танце, а рядом с ними кружились Вадим и Алина.
– Ну, тогда ты без компании, только накинь что-нибудь, а то простудишься!
– Хорошо, – ответила Мария и, повернувшись, пошла в направлении лестницы.

Наверху было свежо и безлюдно, вероятно, все наслаждались праздником палубой ниже. Накинув плащ, она глубоко вздохнула. Постепенно дыхание выровнялось. Тихий ветер легкими движениями играл в ее волосах. Вдалеке, освещенный мощными прожекторами, появился Тауэрский мост.
«Лондон!... Надо же! Могла бы я в это поверить лет пятнадцать назад, зачитываясь Конан Доэлем? Наверное, мечты все же сбываются!... Жаль только снега нет. Снег и Новый год – это что-то неразделимое. Как там сейчас в России?… Надо бы послать поздравление Валентину, пусть вспомнит обо мне».
Достав из кармана плаща мобильный, она набрала короткое SMS на английском языке « Happy New Year from London».
«Так, кнопка отправить! Вот и нажала! Вот и хорошо!» – Поправив растрепанные на ветру волосы, машинальным движением руки Мария вернула телефон на прежнее место.

– Не замерзла? – услышала она сзади.
Обернувшись, Мария увидела Вадима.
– Нет, все хорошо!
– Не простудись, а то вся разгоряченная после танца.
– Да ничего, я крепкая, – с легкой иронией ответила она.
– Ты? Ты обалденная! – неожиданно и очень взволнованно произнес Вадим.
– Я??
– Да ты. Это просто какое-то наваждение. Наверное, я схожу с ума!
– Вадим! Ты о чем? – с ужасом догадываясь о происходящем, проговорила Мария.
Но ответа не последовало… Страстно схватив ее в объятия, он прильнул губами к ее губам и недвижимо застыл в продолжительном поцелуе…
Мария чувствовала его дыхание, чувствовала, как бьется его сердце. Он был слишком близко. Рука Вадима скользнула под ее блузку… Ощутив жар на своей груди, она поняла, как предательски набухли соски, реагируя на прикосновения его пальцев. Тоненький гипюровый бюстгальтер совсем не спасал от подобных испытаний. Стараясь ни о чем не думать, она медленно закрыла глаза и поддалась неожиданному любовному порыву. Легкое томление постепенно расползалось по телу…

«Там-там» – прозвенел в кармане мобильный телефон, сообщая, что отправленное SMS доставлено.
– Нет! Что мы делаем?! Вадим, остановись! – словно придя в себя, выкрикнула Мария и, оттолкнув его за плечи, отошла на пару шагов в сторону.
– Постой! Ты куда? Маша! – пытаясь ее удержать, взмолился Вадим.
– Прошу тебя, не надо! Я не могу!
– И я не могу! Я не могу справиться с этим!
– Не говори, не надо!
– Я понимаю! Наверное, я не прав! Но…
Сев на катушку с тросом, установленную на палубе, Вадим обхватил руками свою голову. Он был огорчен и подавлен.
– Я не знала, – виновато прошептала Мария. – Но мы не должны…Все это помешает нашей работе, а потом даже не это главное…
Вадим опустил руки и, подняв на нее глаза, обессилено спросил:
«Что ты имеешь в виду?»
– Я люблю мужа!
– А что же делать мне?
– Не знаю… – растерянно ответила она, – вероятно, любить свою жену.
– Тебя будут искать! Не надо, что б нас видели вместе. Спускайся вниз, я приду позже. Хочу немного побыть один.
– Хорошо, – еле слышно проговорила Мария, и, подойдя к лестнице, обернулась и добавила: Прости!
 Он слышал, как быстро цокали ее каблучки, унося вдаль его несбывшиеся надежды…

– Ты где пропала? – поинтересовался Егор, увидев Марию.
– Дышала воздухом, смотрела, как выглядит Тауэрский мост.
– И что? Увидела?
– Конечно!
– Ладно, садись, давайте выпьем шампанского!
Взяв бутылку со стола, он стал наполнять бокалы.
– Маш, а ты Вадима не видела? – поинтересовалась у нее Алина.
– Нет!
– Странно! Куда же он подевался?
– Алин, да никуда он не денется дальше корабля! Где твой бокальчик? Давай освежу! – Успокоил ее Егор, наливая под край пенящийся напиток. – Ну, еще раз с Новым годом! У-ра!

Мария тоже сделала глоток шампанского, собираясь поставить бокал на стол, но, передумав, прислонила его к губам и выпила содержимое залпом. Откинувшись на спинку стула, она смотрела на мерцающие огни дискотеки, наблюдая за танцующим сыном и Лорой.
Егор делился впечатлениями с Алиной о своих путешествиях в другие страны. Она слушала его с увлечением и с удовольствием поддерживала приятную беседу. Они не замечали безучастного взора Марии, которая в своих мыслях была слишком далеко от них.
Вспоминая случившееся на палубе, она упрекала себя в слабости. Но тут же найдя себе оправдание, посчитала, что один безобидный поцелуй ничего не меняет и ничем не связывает. Надеясь, что это не осложнит их деловые взаимоотношения.

«И все же странные они мужчины… Такая семья! Не понимаю…
Хотя, что я могу знать? Вероятно, глядя на меня, тоже не подумаешь, что я живу не сладко! А потом никому и не расскажешь, так как это отвернет от тебя друзей, испортит партнерские отношения и, что еще хуже, совсем развалит мою жизнь! Все тянутся к успешным да удачливым, а от проблемных людей бегут как от чумы. Вот и получается, что моя беда только моя беда. А поддержки ждать неоткуда. Ни братьев, ни сестер, ни близких родственников. Все хотят понимания, но никто не спросит: « А как тяжело тебе?» И где тот человек, с которым ты сможешь быть самим собой? Не боясь осуждения и упреков. Мы все носим маски, без которых нас не воспринимают, но все же хочется верить, что не везде и не всегда…»

За окном снова появился Биг Бен. Теплоход приближался к пристани. Музыку приглушили, и официанты стали убирать со столиков грязную посуду. Праздник завершался. И все было хорошо, но почему-то не было облегчения от того, что ты перешагнул этот рубеж, от прошлого года к новому…


                Из дневника Марии З.

Мать аккуратно прикрыла ларец и вынула ключ. Затем поправила волосы и, перекинув через голову широкую атласную ленту, снова одела его на шею.
– Держи, – сказала она мне, протягивая свою любимую брошь, которую только что извлекла из ларца. – Снесешь ее к синьору Фальконе в ювелирную лавку, Думаю, мы выручим за нее двести- триста дукатов,
– Хорошо, – с грустью ответила я, зная, как дорожила она этой брошью, подаренной ей отцом в день ее тридцатилетия.
 – Да, и еще загляни к Гербранту Ван дер Вейду. Предложи ему заехать к нам. Быть может, он что-то купит из последних работ твоего отца. Я припоминаю, как ему нравился «Персей»… Так скажи, что он продается. А на обратном пути зайди к лекарю. Вот список лекарств, необходимый для лечения. И еще, передай ему, что настойка из медуницы и календулы совсем не помогает, пусть он порекомендует что-то другое?
– Не волнуйтесь, я все сделаю, как Вы велели, – заверила я свою мать.

Последние месяцы она выглядела ужасно. Неожиданная беда, случившаяся в нашей семье, обрастала проблемами, словно ком грязи.
Отец был прикован к постели. Он прекрасно понимал свое положение, так как его сознание оставалось ясным, но речь все же не восстановилась. Было горько видеть его страдания, когда, оставаясь в комнате один на один со своей болезнью, он молча смотрел в  потолок, а по его серому и сильно постаревшему лицу, бежали слезы…
Мы делали все возможное, но лекарства не приносили желаемого результата. Его полотна были давно распроданы и оставались лишь те, которые украшали наше скромное жилище. От горничной пришлось отказаться. Кое-как, но мы пытались справляться сами. Фамильный ларец с драгоценностями, подаренный моим прадедом в день свадьбы Симоне и Аньоло, а потом перешедший в наследство к моей матери, поддерживал нас какое-то время. Но, к сожалению, украшения, которые хранились в нем, постепенно перекочевали в ювелирную лавку синьора Фальконе, который скупал их за полцены, совсем не желая торговаться. Однако даже это было спасением, так как другие торговцы предлагали еще меньше. Наше отчаянное положение доводило до паники мою мать и вселяло тревогу в наши сердца за будущее нашей семьи.

                * * *

Шагая по улочкам до боли знакомого города, я обреченно брела к ювелирной лавке. Неожиданный поворот событий сильно повлиял на мое взросление. Романтические мечты о Венеции и Лоренцо, растаяли, как утренний туман. «Какая тут любовь, когда попросту надо выжить? Когда близкие надеются на твою помощь? Но что я могу? Я же ничего не умею? Нет, с этим нужно бороться! Я обязательно должна что-то придумать! Мне надо найти работу! И где я ее найду??.. Ничего, у меня не получится! Да, точно!» – вздыхая, думала я… – «И все же надо верить в себя! И получится! О, Пресвятая Дева! Но просто ужас какой-то! Да разве могла я предположить?! Разве могла подумать?! Нет, нет!.. Все! Надо успокоиться! Я же старшая среди своих братьев и уже совсем взрослая. Так что все правильно! Нужно взять себя в руки и действовать!»

Эти сомнения мучили меня на протяжении всего пути. Так я не заметила, как подошла к ювелирной лавке.

– Есть кто живой? – Поинтересовалась я, не встретив никого за входной дверью.
– Да, да, заходите! – послышался в ответ знакомый голос синьора Фальконе.
Неуклюжий и очень полный синьор, всегда хитро улыбался, своими маленькими лисьими глазками, сильно раздражая напускной деловитостью.
– Добрый день!
– Добрый, добрый! Рад снова видеть Вас! Ну, чем на этот раз удивите синьорина?
– Вот это от моей матери синьор.
– Давайте взглянем поближе!
Нехотя я протянула ему сложенный вчетверо платок. Он аккуратно развернул его, вынул брошь и, посмотрев ее на свет, воскликнул: «О! Не плохо, не плохо! Но это не может быть дорого!»
– Ну почему?!??
– Золота не так много, основную часть изделия занимает агатовая вставка с изображением ангела. Сто дукатов, пожалуй, все, что я могу предложить.
– Синьор, но это не справедливо!!!
– М-да… – Протянул он. – Ну что ж, видимо Вы меня не поняли… Тогда советую поискать Вам другое место для сбыта этих побрякушек.
В его голосе послышались пренебрежение и гнев. Он резко развернулся, собираясь удалиться.
– Синьор, постойте! – Взмолилась я.
– Итак, что Вы решили?
– Я согласна.

                * * *

Покинув ювелирную лавку, я была раздосадована своей нерешительностью и никак не могла успокоиться, чертовски ругаясь на скупого и жадного синьора Фальконе. «Сто дукатов! Это совсем ничто, за такую замечательную брошь! Надо было настоять на своем, и может тогда бы он прибавил еще немного.» Но, что теперь говорить, попробуй ему объясни, когда уже ушла!

В порыве своего негодования я не заметила, как вышла к набережной Арно. Вот и мост «Святой Троицы», а на другом берегу дом синьора Гербранда Ван дер Вейда. Пресвятая Дева! Может быть он и вправду, что-нибудь приобретет из оставшихся полотен отца? Вейд всегда почитал его талант. И потом это спасло бы нас на некоторое время. Он весьма состоятельный человек и с большим вкусом.

Тук-тук, – постучала я в тяжелую высокую дверь.
Открыли не сразу, но, немного подождав, дверь заскрипела и по ту сторону порога появилась сухощавая пожилая женщина. По ее внешнему виду я сразу поняла, что это горничная.
– Что Вы хотели? – сурово произнесла она, посмотрев на меня из-под хмурых бровей.
– Синьор Гербранд Ван дер Вейд дома? Могу я с ним переговорить?
– А Вы кто?
– Я Беатриче Форини, дочь местного живописца, синьора Доминико Форини.
– Понятно. Но синьор Вейд отсутствует.
– Подскажите, когда он вернется?
– Обещал через месяц!
– Через месяц?!! – С отчаяньем воскликнула я.
– Да. А что в этом особенного? Он же в Париже.
– Можно я оставлю для него записку? У Вас не будет пера и бумаги?
– Проходите! – нехотя ответив мне, произнесла горничная, и распахнула шире дверь. – Ждите здесь! – указала она на стул и тумбу, стоявшую при входе, – я сейчас принесу. Женщина скрылась за соседней дверью, оставив меня одну, но через минуту вернулась и знаком предложила мне присесть.
– Держите, – произнесла она и протянула листок бумаги, затем поставила на тумбу чернильницу, а рядом положила перо.
– Благодарю Вас.
– Не стоит, только прошу немного поторопиться. У меня куча дел! Давно пора хозяину нанять еще одну помощницу.
– А что есть такая необходимость?
– Конечно, есть! Его жена совсем плоха и требует к себе большого внимания и ухода.
– Пресвятая Дева! Что же такое с ней? – Удивилась я, еще не так давно помня синьору Вейд в полном здравии.
– Так она уж давно больна, – растерянно произнесла горничная, и тихо, словно боясь, что кто-то услышит, добавила: « чахотка у синьоры, вот горе у нас, какое!»
– Да что Вы говорите?!
– А то и говорю. Организм-то ее совсем ослаб. Потому и мучаемся с ней. Хозяйством заниматься некогда!
Я была поражена услышанным сообщением, вспоминая, как год назад, отец писал семейный портрет Вейдов, но тогда я не заметила в ее облике ничего болезненного.
– Да, у каждого свое горе…
– Ну, все, пишите веселей, а то я и так лишнего наговорила, – проворчала горничная.
– Как Вы сказали? Вам нужна помощница? – поинтересовалась я, вспомнив свою недавно родившеюся идею найти работу.
– Да, – удивленно произнесла она в ответ.
– Возьмите меня! Я справлюсь!
Но тут, брови у горничной распрямились, рот приоткрылся, и широко округлив глаза, она воскликнула: «Что Вы такое говорите?!! Синьорина и помощница горничной!!! С ума Вы сошли что ли, или смеетесь надо мной?!
– Нет, нет, простите, я не хотела Вас обидеть! Но у меня отчаянное положение. Нашей семье нужны деньги, любые деньги! – умоляюще выпалила я.
– И чем же вызвана такая необходимость?
– Мой отец, сорвался с лесов в соборе, где писал фрески и теперь лежит в постели недвижим. Он не сможет больше работать. Мать распродала все свои ценности. Сейчас наша семья на грани нищеты!
– Детей-то в семье много?
– Нас четверо. Я и еще три брата, но они совсем малы.
– У-у, – понимающе протянула женщина, и с грустью посмотрев на меня, добавила: «А к моему синьору Вы зачем пришли? За деньгами вероятно?»
– Не совсем так, – виновато оправдалась я. – Моя мать просила предложить картину отца, которая очень нравилась синьору.
– Все понятно...
Медленно, покачав головой, она задумалась…
– И все же, что Вы скажете?
– Ну не знаю, а умеете-то что?
– Все умею, все! Не сомневайтесь!
– Да откуда ж Вы можете все уметь? Лет-то Вам сколько?
– Восемнадцать. Но я матери помогаю по хозяйству. А сейчас и за отцом ухаживаю, разбираюсь в лекарствах. Так что справлюсь!
– Ой!.. Ну что ж мне делать-то с Вами?! Да и синьор еще в отъезде… Вдруг он будет против?
– А Вы попробуйте! Я до его приезда поработаю бесплатно, и если подойду Вам, то Вы меня ему отрекомендуете.
Было видно, как она сомневалась, но то ли жалость ко мне, то ли необходимость в помощи, заставили ее выдавить из себя – «Да».
– Да, пожалуй, попробуйте, хотя Вы должны понимать, я сама не решаю.
– Конечно, мне все понятно!
– Сможете приступить завтра?...

                * * *

На улице было ветрено, сгущались тучи, заметно потемнело. Еще немного и пойдет дождь. Не обращая внимания на погоду я бежала к дому лекаря почти не чувствуя под ногами дороги. В тайне, мечтая о том, как смогу заработать денег, поправить тяжелое положение и, наконец, помочь своей семье…

www.chaklin.com