Один в поле... глава 5

Олег Ока
   глава 5.

 Фолк-группа из Каспера, Вайоминг жмурилась от солнца и извлекала из своего странного арсенала непривычные звуки. Должно быть под точно такие звуки триста лет назад их предки снимали скальпы с неудачников-поселенцев, а потом продавали их поселенцам-же по сто долларов за штуку. Впрочем, эти этнические сиу и делавары были похожи и на уроженцев Астаны.
 - Никакого удовольствия, - пожаловалась Ларик. - Просто звуки, не находящие отклика . Пойдём отсюда... Пойдём к Казанскому, там в колоннаде живут призраки прошлого, понимаешь, не привидения людей, а духи времени.
 Джинсы она сменила на штаны цвета хаки, с многочисленными висящими карманами, и чёрные ботинки поменялись на жёлтые, на толстенной подошве. На крыле вздёрнутого носика алела маленькая бусинка.
 - Ты веришь в духов? То-есть вообще, в столоверчение, общение с душами, регрессии.
 - Нет. Я с таким не встречался.
 - Во что-же ты веришь?
 - Я поклонник философии скептицизма Вернадского.
 - Что за зверь? Не помню, чтобы я читала о таком...
 - Это не школа и не теория. Это приём, метод. Вернадский писал, что философские аспекты проблем и теорий не являются обязательными и на них можно не обращать внимания, используя только то из них, что непосредственно нужно для работы в данный момент. И то, что в нашем понимании соответствует истине. Например, отвечу на твой вопрос с точки зрения философского скептицизма - существование души не вызывает сомнений. Похоже, это явление связано с энергетической структурой мироздания. Дальше начинаются загадки. Что такое эта энергетическая структура? Говоря о тёмной энергии, учёные дурака валяют, или уже подошли к вопросу о единой структуре? Имеет-ли ноосфера Вернадского отношение к этому? Мы говорили с ним на эту тему, он тоже склоняется к этому, но нет ни понятных фактов, ни инструментов для подтверждения этой теории. А эзотерика на 99% враньё, способ разводить легковерных лохов. Это моё мнение, можешь думать по своему, мне это всё-равно.
 - А множество свидетельств? Причём вполне уважаемых людей, знающих, что говорят. Тот-же Конан-Дойл...
 - Или Елена Петровна Блаватская? Есть такая штука - Субъективность, называется. Если отвлечься от явных сребролюбивых жуликов, как Блаватская и её шайка, люди видят то, что хотят, то, на что настроены, или их настроили. Это отработано ещё средневековыми цыганами, а ещё раньше шаманами Мардука. Давай оставим тему?
 - Хорошо. Мне надо подумать. Что у Вернадского почитать?
 - "Ноосферу" почитай, "О научном мировоззрении", только учти, что многое он говорит эзоповым языком, времена были такие... Да и в космос люди ещё не вышли, и он не фантазирует о том, чего не знает, только намечает перспективы. Тут ещё надо учесть, что Вернадский - учёный. Прагматик. И философия для него только практический инструмент.
 - А Бог, Библия?
 - Не знаю... Как любой человек, он, конечно, думал об этом. Но он не мог писать об этом... Это было-бы самоубийство, как учёного... Я не спрашивал его об этом, это казалось мне не тактичным. Быть героем для такого учёного - поступок не... практичный. Думаю, что он вплотную подошёл к нему, ведь теория ноосферы просто упирается в Бога...
 По Казанскому мосту они перешли Невский проспект, прошли метров сто в сторону Адмиралтейства и остановились напротив Дома Книги, оглядывая частокол колоннады собора, возведённого Воронихиным. Слева за клумбой торчал памятник Кутузову, Барклая де Толли отсюда видно не было.
 - Как ты смотришь на мистику, Егор? - тихо спросила Ларик, глядя на крест, отсюда видимый как шпиль, ребром.
 - Никак, - пожал плечами Егор. - Мистика, это то, что отринуто канонами религии, официальной веры. Но отринутое, не означает - несуществующее. Верить, или нет - дело личное. В Библии любое столкновение людей с сверхъестественным можно рассматривать, как мистическое явление.
 - А если оно не имеет отношения к вере?
 - Я не знаю. Наверное, зависит от причин, его вызвавших.
 - Я слышу звуки...
 - Интересное явление. Может быть потому, что обладаешь слухом? Уши на месте...
 - Смеёшься? Я не про слух говорю. Я слышу не ушами.
 Егор подумал о своих разговорах с фантомами (а как их ещё назвать?), хмыкнул, пожал плечами.
 - Не хмыкай. Я не знаю, что это такое, чем оно вызвано, вообще не понимаю природу этого явления. Это какой-то звуковой фон, не слышимый другими, да и мне он доступен не всегда.
 - Тебя это беспокоит? Причиняет неудобства?
 - В общем-то нет. Возможно, другие тоже это слышат, только не обращают внимания. Понимаешь, для этого нужно настроение, условия, обстановка...
 - Почему тебя это волнует? Жить это тебе, как я понимаю, не мешает? Может быть это особенность строения внутреннего уха?
 - Сам ты внутреннее ухо!  Я слышу голоса, звуки природы, животных... Это звуки не реального мира.
 Они шли по колоннаде, будто по аллее заколдованного каменного леса, под каменным, серым небом.
 - Может быть ты слышишь радиофон? Знаешь, есть такая гипотеза, и Беляев об этом писал во "Властелине мира", человеческий мозг сравнивают с радиоприёмником, пока это всего лишь гипотеза...
 - Я не принимаю FM-радио, не слушаю рэп на халяву. Это просто... звуки жизни. Я проверяла, это естественные звуки, которые слышало место, где я нахожусь, но другие, ... не то, что есть. А звуки прошлого. Будто они прорываются из других времён...
 - Звуковая машина времени...
 - Разве с тобой такого не бывает? Ты разговариваешь с другими людьми...
 - Нет! - сухо прервал её Егор. - Со мной такого не бывает... Это совсем другое, ничего похожего. Я беседую с живыми людьми, которых нет, и никогда не было. И они говорят то, что... я хочу услышать, понимаешь? То, что проецирует моё сознание. Это фантасмагория... реальная. Однажды Сафо... ей не понравилось, что я говорю... она расцарапала мне щёку, такая вздорная бабёнка! Потом ходил с пластырем... А ты слышишь то , чего нет... уже нет. Какой-то акустический хроноклазм, как выражаются в фантастике... Он не привязан к месту?
 - Нет... Я не знаю... Может быть, эта область велика? Регион? В Карелии такое было...
 - Сейчас  всё непонятное списывают в область Божьей Воли, и оправдываются тем, что нашему пониманию это знание недоступно.
  - Почему сейчас принято говорить о Боге, как о рядовом явлении нашей жизни, без трепета, уважения, без какой-бы то ни было ЛЮБВИ ? Он уже вошёл в нашу жизнь, как рядовое событие, как электроток, запуск ракет в космос, компьютеры? И на Него просто не обращают внимания? Только раз в месяц вспоминают, когда надо платить коммуналку, чтобы не росла задолженность... Или Он воспринимается уже, как рядовое явление обыденности, как плохая погода, скачки атмосферного давления, магнитные бури, старость или тараканы - явления, мешающие жить, вызывающие досаду, но человеку неподвластные, и воспринимаемые, как просто житейские неудобства - всё-равно, от нас не зависит, не надо заморачиваться, а так , иногда поругивать, иногда оглянуться, почесаться, и забыть до следующих граблей... Да ещё многие, знаешь, ухмыляются извинительно, будто говорят о щенке, нагадившем в тапок - "Ну что с ним поделаешь, несмышлёныш!" А вот они, понимаешь, такие взрослые, здравомыслящие, ни в какие байки не верят... Всего лишь допускают такую возможность...
 - А я думаю, люди просто боятся... Это страх. Ведь если признать Его во всей полноте, представляешь? Это будет другой мир. Наш мир раздолбайства и нигилизма исчезнет, превратится в мир, где всё КОНТРОЛИРУЕТСЯ, и за каждые шаг и слово, даже мысль придётся держать ответ... Это действительно страшно, и проще не думать об этом, утешаться детской истиной - не видно, значит нету...
 - "...Иррационализм, т. е. неверие в объективные факты, почти всегда вырастает из желания доказать нечто, для чего не существует подтверждающих свидетельств..." , как ты думаешь, почему мы встретились?
 - А я должен об этом думать? Совпадение случайностей...
 - И мир тоже - совпадение случайностей? Вероятность такого совпадения в теории практически равна нулю. Не помню, кто сказал, Вольтер? - "Случай, это Бог".
 - Умоляю, только не говори, что нас свёл Бог, и от нас зависит спасение Вселенной...
 - Ага, и мы живём во вселенной Марвел! Ты смешной... Подожди!...
 Ларик замерла, лицо её стало отсутствующим, она вслушивалась в пространство, немного поворачивая голову, будто следя за передвижением источника звука, потом вздохнула :
 - Иногда это, как намёк, тень события, шум ветвей, качаемых ветром. Иногда крик птицы, рычание зверя. И почти никогда связная человеческая речь... Правда, однажды это было долго, но непонятно, злой, рыкающий голос, что-то кричал, будто объяснял , или призывал людей к чему-то. Я не поняла ни слова, резкий, незнакомый язык, рваная речь... Или местное племя, или варяги... Ты один живёшь?
 - Снимаю комнату. В квартире один, хозяйка раз в месяц появляется...
 - Значит, идём в гости. Или ты против?
 Егор долго думал, глядя в сторону. Ему было непонятно, что это за человек, девчонка Лариса, каково её отношение к нему, она говорит много, но ничего. Её разговоры неконкретны, отстранены от жизни, порой непонятно, зачем она говорит то или иное. Он так и не понял, какая она на самом деле, что представляет собой... Есть-ли вообще что-то за её словами.
 - Я не против, одному тоскливо... Кота думаю завести, но это ответственность...
 - Я не кот, меня завести трудно...
 Они пошли пешком, через Дворцовый мост, торопиться было незачем...