Запоздалое письмо...

Владимир Муляров
   Недавно получил письмо от мамы. Когда разбирали с женой к Пасхе старые альбомы, бумаги, документы ... Не знаю, каким образом эта открытка оставалась никем незамеченной и никем не прочитанной все эти годы! Мне страшно предположить, что я в свое время ее прочел, но ни ответа не послал, ни памяти об этом не сохранил. Потому что, если это так, то я ... 
   Считаю уместным привести его здесь целиком. Вместе со своим ответом, который пишу прямо вот сейчас.
   "Дорогой Вовчик, Зайчик! Мы с папой поздравляем тебя с Днем рождения и желаем здоровья и счастья! Уже тебе много лет (42 года!). Уже можно быть дедушкой! А как там мои внуки? Приезжал ли Антон? Как Яночка окончила год? Люблю и скучаю о всех вас. Получила ли наше поздравление моя сестра и твоя тётя Н? Я послала ей письмо 11 мая.
   У нас все по старому. Сады отцвели до мая. Но ягоды все померзли. И виноградная лоза. У нас были сильные заморозки в начале мая, и все, что вылезло из земли и низко над землею, все пропало. В апреле приезжали Руслан с Инной. Были всего неделю и так растравили Юльку своим отъездом, что она провалила все конкретно работы годовые!
   Как я вас всех люблю, переживаю за всех! Скучаю очень  ... Пока всё. Целую вас всех. Привет и поцелуи Зое с Ваней.
   Я и папа.
"Дорога до матерi - довга дорога!
Дорога до матерi - як молiтва до Бога!
Дорога до матерi - вiчне чекання,
Дорога до матерi - це надiя остання!"
(Украйiнська пiсня.) 24 мая. 2000 г."

Здравствуй, мася! Извини, что сразу не ответил. Не знаю каким образом, но это письмо ко мне попало только сейчас. Спустя почти 18 лет после того, как оно пришло на мой адрес.
Поэтому, новостей много ...
Твои внуки, о которых ты спрашиваешь, живы и здоровы. Антон стал художником и женился в 2001 году. У него пятеро детей: Александра, Иван, Коля, Серафим и самая очаровательная наша малютка Лизочка, которую я называю Лисёнком, и которой всего лишь полгода. У Яны двое ребят - Даня и Соня. Даниил растет технарем и очень похож на своего отца и Яниного мужа Ивана. А Соня мечтает стать принцессой. Вот так - ни больше, ни меньше! Так что твое пожелание, чтобы я стал дедушкой, за прошедшие 18 лет реализовалось 7 раз!
  В этом июне мне исполняется 60 лет. Юбилей! Которому, если честно, я не очень рад. Старею. Потерял все зубы и стал профнепригоден в Церкви как чтец. Так что на службах теперь бываю все реже и реже.
   Прости меня, я не смог попасть на твои похороны в январе 2004 года, когда ты умерла от инсульта. Мы в тот момент меняли гражданство на Российское, и ни у кого из семьи не было паспортов. Вообще никаких. А батя умер только в декабре прошлого года, пережив тебя на 13 лет. От рака. И сейчас лежит рядом с тобой. Я с ним виделся в 2008 году в последний раз. Все хотел приехать еще, но сперва времени не было, а потом, в 14 году началась война, и мне с моим российским гражданством попасть в ныне прифронтовой наш город вообще стало нереально. Так что я не был и на его похоронах.
Я не знаю, чем смогу искупить свою вину перед вами? Если это вообще возможно. Живу только надеждой на то, что ваша любовь простит мне мои тяжкие перед вами проступки. А Господь на Страшном Суде скажет, что не имеет против меня ничего, если вы не имеете ...
   Живу на земле скромно. В более чем скромном домике, в лесной глуши. На более чем скромную шахтерскую пенсию. Но я не сетую. Я знаю, что есть масса людей, не имеющих и этого.
   Спросишь, зачем я тебе это пишу? Ты же ведь итак знаешь больше моего, так как в Горнем Мире, у Бога, у Него же нет мертвых. У Бога все живы! Ведь так, ма?
   Пишу. Наверное потому, что должен. Должен ответить тебе. Должен был сделать это еще 18 лет назад. И твоя выцветшая открытка сейчас все время стоит передо мной, на журнальном столике.
   Прости, что так все получилось, что я такой плохой сын оказался. Долго думаю, плохо соображаю. Вяло и без желания принимаю решения. Любые.
   Передавай привет бате и тётушке моей. Вы ведь сейчас вместе! Там у вас, в вашем посмертии ... Я очень надеюсь, что наша вера истинна, и я поэтому могу разговаривать с вами как с живыми. Как с теми, кто сейчас рядом. Так как вы и живы, и вы рядом.
Целую сквозь время тебя и папу, твой Вовчик.
   P.S. На днях снова будем встречать Пасху! Как и всегда, все мы - живые и мертвые. Все вместе!
Яне, твоей внучке принадлежат слова: "Человеческая душа имеет много общего с человеческим телом. Для поддержания здоровья и то, и другое должно время от времени проходить очищение. Но если тело достаточно просто поставить под горячий душ, то душу можно очистить только слезами. Искренним, неподдельным сожалением о своих поступках – вот чем очищается душа." Может быть и мои слезы меня спасут?
   5 апреля 2018 года.