Паруса Ойкумены. Глава 16

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы на примере Ирода Агриппы I и рассказанной в Деяниях истории Анании и Сапфиры рассмотривали динамику властно рыночного субьективизма в его соотношении с развитием раннехристианской общины с ее опорой на взаимодействие месономного и экзистенциального планов идентичности. В этой главе мы увидим, как начинался религиозный путь человека, который сделал больше, чем кто либо после Иисуса для того, чтобы осмыслить это взаимодействие и дать ему понятийное оформление внутри целостной богословской системы. Речь идет конечно об апостоле Павле.

2. Начнем с известного рассказа об обращении Савла, ревностного иерусалимского фарисея и гонителя христиан, в христианство в результате видения и слов сказанных ему Иисусом на дороге в Дамаск. Вот этот знаменитый текст. 

1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику
2. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.
3. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
6. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
7. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
8. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку, и привели в Дамаск.
9. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12. и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14. и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа.
18. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19. и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26. Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29. Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30. Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
(Деяния св. Апостолов 9:1-30)

2. С этим текстом нужно сравнить свидетельство самого Павла во втором Послании к Коринфянам: “В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.” (Второе послание к Коринфянам 11:32). Упоминание набатейского царя Ареты IV, умершего в 40 г. Хр э. Позволяет уточнить хронологическую канву этих событий. Тот факт, что Дамаск в этот момент находился не под властью римлян, а под контролем находившегося в конфликте с Римом арабского царя Ареты указывает на 37 или 38 гг как наиболее вероятную датировку.

3. Здесь надо учесть, что путешествие Павла в Дамаск последовало вскоре за мученичеством Стефана, которое скорее всего произошло в 36 г или в начале 37 г. тогда, когда префект Иудеи (мы знаем его, как прокуратора, поскольку впоследствии римские наместники в Иудее именовалисть прокураторами, но надписи самого Пилата называют его префектом и таков на самом деле был его титул) Понтий Пилат был смещен после смерти императора Тиберия его новым непосредственным начальником, только что назначенным легатом Сирии Вителлием. Такие периоды смены наместников нередко использовались иерусалимской элитой для расправы над неугодными им людьми. Именно так был впоследствии по приказу первосвященника убит Иаков, брат Господень, до того как вновь назначенный римский наместник Альбин успел прибыть в Иудею из Египта.

4. Неустойчивость власти в Иерусалиме после отставки Пилата усугублялась тем, что римский ставленник Ирод Четвертовластник (муж Иродиады и убийца Иоанна Крестителя) только что потерпел поражение в войне с упомянутым выше набатейским царем Аретой и в задачи Вителлия входила по свидетельству Иосифа Флавия война с набатейским царством Ареты. Очевидно, что Дамаск в этих условиях был временно занят войсками Ареты, до того, как римляне сумели нанести ему поражение.

5. Таким образом мученичество Стефана и последовавшее вскоре затем обращение Павла произошли скорее всего накануне описанного Иосифом Флавием прибытия самого Вителлия в Иерусалим в 37г и назначения нового наместника Иудеи.

6. Ну а теперь сравним цитированный выше текст с той интерпретацией, которую дает своему обращению сам апостол Павел в первой главе Послания к Галатам.

1. Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых,
2. и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:
3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5. Ему слава во веки веков. Аминь.
6. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7. которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10. У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее,
14. и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16. открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.
18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
20. А в том, что пишу вам, — пред Богом, не лгу.
21. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
22. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23. а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —
24. и прославляли за меня Бога.
(Послание к Галатам 1:1-24)

7. Возможность для Павла отправиться в Аравию, то есть скорее всего в столицу арабского набатейского царства Петру облегчалась тем, что Дамаск в это время, как мы видели, был под властью набатейского царя. Однако нас здесь в первую очередь интересует другое, а именно то, какой экзистенциальный смысл видел апостол Павел в факте своего обращения и каким образом мы можем отобразить этот смысл внутри нашей контекстограммы/матрицы идентичности.

8. Прежде всего бросается в глаза то, что в отличие от описанного в прошлой главе царя Агриппы Павел в своей интерпретации этого события подчеркивает свое нежелание заниматься человекоугодничеством, т.е. свою независимость от людей и субьективных человеческих интерпретаций христианского откровения. Он утверждает, что получил содержание своего благовествования непосредственно от самого Иисуса (Гал 1. 11/12) очевидно в момент видения или вскоре после него.

9. В книге Свиток и Сапог я путем детального контекстного анализа ряда евангельских текстов и притч показал, что основными смысловыми парадигмами Иисуса были левосторонние (развернутые к левой боковой номотетической линии DA, соединяющей левое нижнее контекстное поле мира/рынка D с верхним левым контекстным полем общих принципов истины и справедливости) энергономика DAB и трансферономика BED. Для мытарей и блудниц в нижнем левом контекстном поле мира/рынка D эти парадигмы (также как связанные с ними другие также использовавшиеся Иисусом левосторонние парадигмы, такие как альтерономика CDA, харитономика CDE в притче о самарянине и в случае эпизода с Закхеем репарономика BEA) открывали “пространство возможностей”, закрытое для них в формономной CBD правосторонней фарисейской галахе (Законе) и тем более в аристократической морфономике BDH храмовой элиты.

10. Числовой вариант контекстного анализа, разработанный в книге Числа и идентичность, также подтверждает центральное значение энергономики DAB для проекта Иисуса, поскольку числовое значение соотношения энергономной стороны AED 265 с энергономной диагональю IDB 153 в центрально радиальном восходящем векторном прочтении точно совпадает с формулой Архимеда обозначающей соотношение высоты и ширины “рыбы” то есть общего сектора двух окружностей, пересекающихся таким образом, что центр одной из них находится на окружности другой. Эта модель идеального взаимоотношения , символом которого является “рыба” упоминается в заключительной главе Евангелия от Иоанна, где воскресший Иисус спрашивает у апостола Петра,любит ли тот его, а затем указывается что ученики поймали в Галилейском море 153 рыбы. Не случайно, что в раннем христианстве именно рыба становится одним из основных символов Иисуса.

11. Исходной парадигмой Павла до его обращения в христианство повидимому была протономика GFD  с типичным для нее сочетанием консервативной веры в устои (позиционная угловая диагональ GF, соединяющая среднее правое контекстное поле избранных инсайдеров “своих” G с верхним центральным контекстным полем субьекта власти F и управляющаяся противолежащим углом в виде правого верхнего констекстного поля обычаев и традиций В) с готовностью и склонностью употреблять насилие для поддержания этих устоев. Такая готовность к насилию отображается в протономике распорядительной диагональю FD и победительной (перформативной) диагональю GD.

12. Шок, испытанный Павлом после того, как он осознал себя гонителем учения, которое идет от Бога, переместил центр его самосознания в нижнее левое контекстное поле мира/рынка D, т.е. туда, где находились мытари и блудницы с которыми беседовал Иисус (не случайно его постоянное упоминание о себе в посланиях, как о бывшем гонителе, “некоем изверге”и пр. ) и одновременно открыл для него энергономное “пространство возможностей” DAB.

13. Вместе с тем такие черты характера Павла, как склонность к конфликтам, особенно там, где речь шла о соблюдении принципов, ревность о Боге и нежелание заниматься человекоугодничеством нашли себе применение в его новом качестве христианского проповедника.

14. Главным образом это проявилось в том, что Павел систематически настаивал на центральном положении месономного JLKM цикла развития интуиций/логосов по сравнению с экзистенциальным планом “плоти и крови”. Как мы увидим Павел, в качестве ученика Гамалиила хорошо владевший конферономным KMJ фарисейским вариантом сюнетивизма (включая, кстати говоря, известное противопоставление “духа” и “буквы” Закона, которое по своему происхождению идет из раввинской традиции, ср высказанное одним из раввинских учителей мнение, что Иерусалим был разрушен изза слишком буквального соблюдения галахи, игнорировавшего дух и смысл религиозного законодательства Торы) смог соединить конферономику с разрабатывавшейся Иисусом энергономикой/дифферономикой JLK, тем самым обеспечив полноценное осмысление месономного энергетического цикла JLKM. К этому нужно прибавить тот факт, что (возможно через приведшего его к апостолам Иосифа Варнаву, как вероятного автора Послания к евреям) Павел получил доступ к ессейской процессономной LKM и конструктономной MJL интерпретации того же месономного цикла.

15. Таким образом обращение Павла создавало наиболее благоприятные условия для разработки религиозной системы в которой экзистенциальный план человеческого существования мог быть эффективно интегрирован внутрь месономного цикла развития инутиций/логосов.