Лариса Бесчастная, В. Милов - Ох, уж эти майя!

Наталия Черн
/«ОХ, УЖ ЭТИ МАЙЯ!»  Лариса БЕСЧАСТНАЯ, Владимир МИЛОВ http://www.proza.ru/2017/10/03/2181 (роман-предупреждение, фантасмагория)
илл. Ларисы Бесчастной/


Если вы литературный гурман и любите литую, грамотную прозу, а не только приключения, фантастику и необычные повороты сюжета, то этот роман – для вас.
Рецензию на этот роман писать трудно: как только открываешь 1 главу и пролог – хочется цитировать каждую строчку. Всё уже сказано. И сказано так, что добавить просто нечего. Самое важное в произведении – первая строчка, первые абзацы, которые либо должны увлечь, либо читатель уйдет. Первый абзац захватывает, как клещами. Мотылек полетел на огонек. Притянуло. А дальше – уже не оторваться. Увлекает словно стремительный водоворот.
 
 Из ПРОЛОГА (отрывок)
=== "Пророкам нужно верить. Верить, даже если их пророчества кажутся полной чушью. Даже если идут вразрез с мечтами и чаяниями всего человечества и повергают оное в горькое уныние. Пророчества, уважаемые дамы и господа, для того и даются, чтобы постараться предотвратить предсказанные в них события, что, впрочем, мало вероятно. Тогда хотя бы смягчить последствие этих событий, а главное – подготовиться к ним и прежде всего духовно.
     Пророчества индейцев майя на протяжении тысячелетий исправно и сытно кормили всякого рода «гуманитариев»: историков, астрологов, алхимиков, предсказателей, писателей, газетчиков и прочих любителей подлить масла в огонь.
     Для того, чтобы заставить человека раскошелиться – нужно запугать его. Страх, при мизерной себестоимости, стоит хороших денег, только его нужно уметь правильно приготовить и тогда он даст: писателю – читателей, священнику – паству, журналам – подписчиков, телеканалам – рейтинг.
     Пророчеству майя и верили, и не верили. Не верили, потому что конец света только в минувшем XX веке, объявлялся сотни раз, а потом переносился на неопределенный срок, а верили, потому что в это нельзя было не поверить. Людей, которые сумели рассчитать движение планет на несколько тысяч лет вперед, было невозможно объявить шарлатанами. В их «конце света» был научный подход".===

Апокалипсисом нас пугают постоянно. С тех самых пор, как Иоанн Богослов поставил последнюю точку в своей рукописи.  Люди отложили «страшный Суд» на 2000 год. Им казалось, что Господь не станет спешить, даст время на покаяние. 2000-й прошел. Как ни страшились –  беда миновала. Апокалипсис не случился. Что же делать? Ждать или не ждать? Может, всё сказки?.. Человечество успокоилось и двинулось дальше.
И всё бы хорошо – да кто-то шустрый раскопал древний календарь майя. Вернее, о нем знали давно – но вдруг кто-то прозорливый «расшифровал» и огласил его содержание на весь мир. Конец света не за горами – декабрь 2012 года! А чтобы всё стало еще убедительней, астрономы сразу обнаружили несущуюся к Земле планету Нибиру, (о которой знали только древние шумеры). Всё сводилось к одному – предсказание сбудется, Апокалипсис на пороге. Вы помните то время? СМИ мусолили эту тему каждый божий день, на ТВ – считали месяцы, дни и часы до катастрофы. Им было плевать, что они наводят панику. Мир был в ужасе. Все, кроме России. Нам эти сообщения были – как слону дробина. Ну, Нибиру, ну майя… ну и что?.. Только посмеивалась. Полки в магазинах не сметали, как в Европе и Америке,  бункеры не строили – жили, как жили.
А кто-то –  решил написать книгу о  грядущем Апокалипсисе. Так родился роман «Ох, уж эти майя!» То ли ирония, то ли научное исследование. Два человека – в разных городах России – вели переписку и обменивались написанными главами. Это был нелегкий, но вдохновенный труд. Придет беда–не придет, но надо было оставить свой след, поделиться сокровенными мыслями, охватить весь свой жизненный опыт, а главное – предупредить или даже предотвратить идущее на нас…
«Да мы не спорили с пророчествами, мы просто искали пути к предотвращению их, и пытались донести до других главную мысль: улучшать мир надо начинать с себя. Главное, чтобы Свет в наших душах не кончился – тогда всё будет поправимо,» – пишет Лариса Бесчастная  в комментарии.

 
 СЮЖЕТ. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ?
Сначала как будто читаешь хронику – «да, так и было, и так… а вот это точно было!..» А потом видишь – вроде наш мир, всё как у нас, но события идут по-другому. Мы словно погружаемся в альтернативную реальность – та же Земля, ожидание Апокалипсиса, и даже Нибиру есть – только у них всё иначе. Например, обесценивание денег – разве у нас могло быть такое? А там – всё идет совершенно фантастически:

=== "Открылись базы, продовольственные склады – беспошлинно, безвозмездно. Свершилась вековая мечта большевиков: иди и бери, чего хочешь: продукты, водку, наркотики. Земная власть больше не мешала человечеству самоуничтожаться. И так во всем мире.
Распахнули двери и тюрьмы, но ни убийств, ни грабежей не было – наступила эра покаяния. Закрылись детские дома, приюты, хосписы – в последние дни своей жизни человечество спешило творить добро".===

(Эх, почему же у нас такого не было? Ведь мы тоже пережили «репетицию» Апокалипсиса - в декабре 2012. Но никто особо не спешил творить добро, и бесплатных магазинов не было. И деньги остались деньгами. Что сказать? Авторы решили помечтать: наверное, им очень хотелось, чтобы хотя бы в их романе, ненадолго, свершилось такое чудо – чтобы люди одумались наконец!)

В романе, действительно, происходит настоящий «конец света». В небе – огненная комета Копье Гнева. Не до шуток – Земле и человечеству угрожает реальная опасность. События другие, но люди те же самые, с той же психологией. Они спорят, ругаются, бурно что-то обсуждают, интригуют, тоскуют и влюбляются, ненавидят и сеют хаос (в меру своих сил и возможностей). Есть самоотверженные ученые и есть дельцы-бизнесмены, есть бесстрашные, а есть подлые и трусливые. Как будто тот же, наш, мир – только с Апокалипсисом.

=== "… Многострадальная и грешная земля стонала, гудела, вибрировала, ходила волнами, сбрасывала с себя, как присохшую грязь, небоскрёбы и башни, заливала огненной лавой тоннели и подземные города".

=== "А потом – после всего это ужаса, встряски – жизнь потекла дальше, в своем обычном русле. Земля и природа сохранились – как новые. И люди выжили. Только изменились – многое осознали и поняли, решили жить вдали от городов, в гармонии с природой. И технологии стали другие – не во вред, а во благо. Фантастика. Но, может, мы когда-нибудь и будем жить в такой фантастике? Всего лишь – надо измениться. Правда, лучше без крайних мер – без подзатыльников из Космоса".===

ИНТРИГА
Роман держит внимание читателя до самого финала. Первая интрига – будет ли апокалипсис, окажутся ли правы майя, как всё это произойдет, какие действия предпримут герои, чтобы спасти человечество (или самих себя). Очень интригуют сами Майя – ведь герои собираются добраться до них на машине времени. Вторая интрига – машина времени (секретный проект НИИ). Это – параллельная сюжетная линия, которая периодически пересекается с основной. Кажется, что авторы вот-вот «спасут» заброшенных в далекие эпохи «пилотов», (найдут какой-то способ для их возвращения). Ученые настолько беспомощны, что им приходится обращаться к деревенской ведунье за информацией о «пилотах». До самого конца романа казалось, что один из пилотов – обязательно вернется в наше время: ведь его ждет любящая девушка.
 
ПИЛОТЫ ВО ВРЕМЕНИ (спойлер)
///==="«Пилоты» становились «пилотами» не от хорошей жизни. Для большинства из них это был реальный шанс, относительно честно заработать стране круглую сумму денег: гонорары колебались от сотни тысяч до миллиона долларов – причем деньги перечислись сразу после отправки пилота на любой названный им счет.
Причин, по которым люди должны были нырнуть во временной омут, было предостаточно. Кому-то срочно нужны были деньги на дорогостоящую операцию для своих родных, детей, родителей, любимых, кто-то просто хотел рискнуть собой, чтобы его дети в будущем были материально обеспечены, находились и авантюристы, но такие не могли пройти через психологическое сито – в авантюристах во все века в истории не было недостатка".===///

Хотя на протяжении романа – идут разговоры о машине времени и «пилотах» (пытаются найти «знаки» от пилотов, специально оставленные в тех эпохах) –  можно ли назвать это «сюжетной линией»? Ни один пилот не вернулся. Разговоры и обсуждения – только слова. Не хватает «хэппи энда» – встречи Людмилы со своим парнем. Всё было в воле авторов, но они словно боялись расширить границы своего повествования и заблудиться в лабиринтах Времени. И с машиной времени – очень осторожно обращались.
 
МАШИНА ВРЕМЕНИ
=== "«машина времени» Лагоды оказалась непонятным музыкальным инструментом, играть на котором строго «по нотам» никто не умел, в том числе и создатель. Она работала, но как – никто не проверял. Не исключено, что, как плохо пристрелянная винтовка, она «пуляла» людей во временные порталы по неизвестному принципу и найти их не представлялось возможным…
...Лагода поначалу растерялся, затем честно признался, что пока не задумывался об этом, поскольку возвращение пилотов не обсуждалось, хотя его творением возвращение предусмотрено. Теоретически. Но рано ещё, нет команды. И вообще, это не в его, Лагоды, компетенции. Этим занимается Изюбрин…"===

Самое странное –  даже профессор не знал, что возвращение  пилотов кто-то «проморгал». Как такое могло случиться у разработчиков научного проекта? Как будто эта машина свалилась к ним случайно – и они понятия не имели, что с ней делать, кроме как «пулять» пилотов неизвестно куда.
==="как плохо пристрелянная винтовка, она «пуляла» людей во временные порталы по неизвестному принципу и найти их не представлялось возможным…
Лишь к концу повествования – героев вдруг озаряет, каким образом можно задать направление для машины: нужен артефакт". ===

ГЕРОИ
Ценно то, что мы видим в романе вполне реальных, обычных людей – с их горем, болью, одиночеством, с их высокими идеями и разрушенными проектами. Они ЖИВЫЕ, а не какие-то вымученные, придуманные, «взятые с потолка» – авторы сами говорят, что их герои написаны из жизни.
Интересно  обрисованы «искушения» Глинского в церкви. Создавалось впечатление, будто церковь полна демонов (вместе с пришедшими «одержимыми»), которые нападают и отвлекают. Наверное, это не мистика, а реальность. В церкви, во время служб, люди, действительно, становятся раздражительными и агрессивными. Очень хорош контраст между проповедями и восприятием их Глинским, который не верит ни во что, удивляется, и все эти «демоны», что искушают... Если б не его ирония – стало бы скучно, проповеди подавили бы своей серьезностью, большим объемом. Подумалось, что как же трудно в такой атмосфере работать священнику.

ИСКУШЕНИЕ В ЦЕРКВИ
==="Краем глаза Глинский смотрел на смятенную паству, вполуха слушал проповедника и голове промелькнула мысль: «Господи, что это со мной? Я хочу сорвать службу!» Ученый ужаснулся своему тайному посылу, ибо устами священника с амвона говорит Бог. Желание спорить пропало.
    Зато теперь Глинский увидел перед собой прекраснейшую женскую фигуру, в черном приталенном платье, под газовой косынкой угадывались роскошные волосы и высокая шея. Крестясь, женщина кланялась и платье соблазнительно облегало её круглые бедра. Стыдно признаться, но Глинский явно уловил исходящие от неё флюиды похоти. Ещё несколько минут тому назад он был готов поклясться на чем угодно, что он – однолюб и что никогда, ни при каких обстоятельствах не изменит своей жене, а теперь… он не был уверен в этом. Демон сладострастья разбудил в Глинском подконтрольные доселе уму и морали гормоны".
***
 "Глинский не был восторге от этой проповеди, священник-ортодокс, чем-то напоминал ему хорошего актера с мощной фактурой, который живо и темпераментно играет свою роль, обличая весь мир в его пороках. Хотя, нужно отдать ему должное, он сам верил в это. Батюшке видно не терпелось, чтобы помимо бесноватых на него ещё заулюлюкали нынешние правозащитники, обвинив его в экстремизме".
***
"Приступ смеха так же внезапно прекратился, как и начался, Глинскому захотелось спорить со священником. Словно какая-то сила подстрекала его выйти из толпы и прогуливаясь вместе с отцом Сергием комментировать каждое его слово, просто разбивать вдрызг, как песочные замки, все его постулаты.
***
"«Господи, я, наверно, тоже бесноватый! Оттого и ломает меня в святой церкви, восстают во мне против Бога истинного все еретические книжки, читанные мной от лени праздной!» – задохнулся догадкой Глинский и заставил себя оставаться на месте.
И снова стал слышать отца Сергия".===

В романе происходит постоянное движение – то мы с одним героем, с его внутренним миром и переживаниями, то с другим – окунаемся в его научные проблемы и поиски, то с третьим… При чем, не только с положительными, но и отрицательными героями. Такое впечатление – что они постоянно куда-то идут, едут, не стоят на месте. Постоянно что-то происходит – и самое неожиданное. Скучать некогда. Так мы попадаем в глухую деревушку – с ее замечательными людьми. Простая крестьянка Апраксиха и, конечно,  Васятка – ребенок-индиго со сверхспособностями.

АПРАКСИХА
Апраксиха – это глас народа, его вековая мудрость:
=== "– Нет, девонька, никуда я со своей деревни не уеду. Здесь я нужна. Ведь не зря говорят: где родился, там и пригодился. Осиротели наши деревни, опустели. А там, в твоей Москве, на ум не берут, что без деревни не будет России. Пропадёт она, засохнет, как дерево без корней. И потому здесь моё место. Пока мы, старики, за землю держимся, жива она, матушка наша, и нас и вас хранит".===
К тому же, она еще гадалка и ведунья – и дает точную информацию о пропавших «пилотах»,  о которых ученые ничего не знают. О "конце света" у неё свои представления:
=== "– Какой ребёночек, баба Клава?! Вы посмотрите, что творится! Ложь, блуд, жестокость вокруг! Дети пропадают, конец света обещают!
 – А чего его обещать-то? Он завсегда у нас был. Кажный день конец света. О, милая моя! Ежели свет в душе есть – не бывать ему конца. Запомни это! На всю жизнь запомни. И свет и тьма в душах токмо".===

ВАСЯТКА
=== "«Надо же, Васятке известны числа Фибоначчи, без всякой науки. Он просто знает их… – Виолетта улыбнулась. – Несомненно, он из детей с аурой цвета индиго. Мальчик из будущего… и этот феномен генетический! Иначе, откуда-то же эти дети черпают информацию? Никто не знает всех информационных возможностей генома".===

ОТЕЦ СЕРГИЙ
Отец Сергий – реальное лицо. Авторы решили запечатлеть эту сильную личность. Проповеди записаны – слово в слово. Для истории. Для памяти о человеке, который пытался сделать мир чище.

ИЗ ПРОПОВЕДИ отца Сергия:
=== "–… мы помним слово апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец». Напомню, сегодня 21 мая – день памяти Иоанна Богослова. А мы видим с вами, что начинаются сбываться его пророчества, предсказанные им в его письмах к семи церквам. Что это такое семь церквей? Географически эти церкви, названные Иисусом, образуют на карте окружность. Они символизируют полный цикл христианской веры и прогресса, что видно и на примерах истории. А что будем с нами потом? «Но свершится суд, и нечестивые всех веков будут сожжены огнем, который очистит планету и подготовит становление новой Земли – вечного дома всех искупленных». «Апостоле Христу Богу возлюбленне, умоли Господа, иже падша на перси приемый, належащую тьму языков отгнати». Кто из вас задавал себе вопрос, а зачем мы вообще живём? Какова цель нашей жизни? Неужто, правда, дом построить, дерево посадить, детей вырастить, пенсию эту бесовскую заработать?" ===

Возможно, не для каждого эти проповеди покажутся елеем и бальзамом. Кого-то и шкрябнут. Мне, при первом прочтении романа – присутствие проповедей показалось неуместным. Но для православного читателя, фанатично принадлежащего церкви – это, конечно, будет приятным сюрпризом. В данном случае, это не слова авторов – а слова проповедника, священника. Потому, даже если с чем-то и хочется поспорить – нет смысла. Авторы за это не в ответе.

  МАЙЯ, ПОРТАЛЫ ВРЕМЕНИ
Здесь всё развивается, на мой взгляд, слишком стремительно. То ли авторы специально сократили это интересное путешествие, то ли  спешили побыстрее закончить роман, – но данная сюжетная линия не прорисована достаточно полно. Остается ощущение недосказанности, незавершенности. С самого начала романа, (кроме динамичного пролога) – идет спокойное, неспешное повествование. Много внимания уделяется описаниям, внутреннему миру героев, их историям, пространным научным диалогам,  философским рассуждения о конце света, разным гипотезам, с точки зрения эзотерики. И проповедям отца Сергия – выделено достаточно места и внимания. А вот на самое захватывающее приключение геров – путешествие через портал, в эпоху майя – времени как будто уже нет: всё вскользь, в двух-трех абзацах.  Бегом-бегом!.. Поскорее вернуться обратно – успеть к Апокалипсису!


ЧЕГО НЕ ХВАТИЛО ЧИТАТЕЛЮ ДЛЯ ПОЛНОГО СЧАСТЬЯ
Столько времени говорили о майя, даже в названии –  майя! А когда попали к ним, покрутились в каком-то каменном книгохранилище, нашли древние свитки, и …всё! Каменная стена отодвигается и они  видят порталы в параллельные миры. Вот где простор для фантазии, вот где можно развернуться!.. Но авторам не до этого, у них  другая цель – не развлекать читателя, а вести в строго определенном направлении – к Апокалипсису! Поэтому всё было слишком поспешно и скомкано. Да, быстренько посетили какие-то миры, быстренько поделились впечатлениями с друзьями – и обратно, в свой мир. Апокалипсис ждет!.. Даже как-то странно – ЧТО они почерпнули из своего путешествия в другое время, кроме найденных артефактов? Только историческую ценность рукописей? А собирались ведь спасти всё человечество! И каким образом?.. Также и прогулка в параллельные миры – мы не видели этого собственными глазами, только краткий рассказ. Сумбурно и в спешке. Но почему такая отрывочность и поспешность – на самых интересных моментах? (Даже бандитам, рвущимся к машине времени и перестрелке уделено больше внимания, чем путешествию к майя.) Может, для авторов самым интересным моментом (кульминационным) представлялся молебен в церкви и благословения отца Михаила на ратный подвиг? или феерия цвета и образов полководцев – в небесах?  Эх!.. Быть может, разочарованный читатель до сих пор вздыхает, что «зажали» тему про встречу с майя и путешествии в параллельных мирах. (Слишком всё коротко и быстро. Не дали насладиться погружением в «миры иные».)

АПОКАЛИПСИС
А далее – развязка.  Свершилось. Апокалипсис.  Впечатлил?
 
=== "Вскоре можно было различить и полководцев: на голубом фоне, как боевое знамя, развивался на ветру малиновый плащ Александра Невского. Равноапостольный князь стоял, опершись на двуручный меч, спиной к своим полкам и смотрел во вражескую сторону, сурово и напряжённо. Что заинтересовало Невского, было неизвестно: то ли он изучал порядок построения войска противника, то ли он просто любовался архангелами со светящимися мечами и ангелами, облетавшими передний край, то ли наблюдал за подготовкой вражьей рати к последней и решающей битве". ===

Честно говоря, нет. Хотя бы потому, что – судя по новгородским летописям – Александр Невский отнюдь не был святым и пролил реки русской крови. Князья не отличались милосердием, хотя и приняли христианство. Славян крестили огнем и мечом. (Буквально.)Потому видеть Александра Невского во главе небесного воинства – было даже странно. А почему не сам Христос? Почему древне-русские князья и полководцы?

=== "Невдалеке мелькнул силуэт Кутузова – Михаил Илларионович объезжал передний край своих полков на дрожках. Показался Багратион, Барклай де Толли, братья Тучковы, генерал Милорадович. Тут и рать великого князя Святослава Игоревича Рюрика, разбившего Хазарию, подтянулась… и запестрели полки: гусары, уланы, кирасиры, драгуны, инфантерия, князья в алых корзно, ратники в кованых кольчугах, крестьяне с топорами и вилами…"===

Все есть – представители всех эпох! Кроме советской. Может, надо было присоединить к этому небесному воинству и советского солдата с красным знаменем, и фельдмаршала Жукова? Или не заслужили? Странная избирательность в  списке воинов – все, кроме интернационального Советского Союза. Разве не было тогда великих полководцев и героев?  Разве они не защищали свою родину?

=== "…гусары, уланы, кирасиры, драгуны, инфантерия, князья в алых корзно, ратники в кованых кольчугах, крестьяне с топорами и вилами… "===

Русская рать? А советского солдата, прогнавшего со своей территории фашистов и спасшего весь мир от фашизма, – нет. Как вы думаете, скажут ли вам «спасибо» ветераны Великой Отечественной – за такую «забывчивость»?

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ РОМАНА. ПОСЛЕСЛОВИЕ от авторов - СВОЯСИ
Заслуживает внимания глава СВОЯСИ – последняя глава романа, после Эпилога. «Постфактум. Комментарии авторов к роману-предупреждению, фантасмагории».  Как, что и почему. Как создавался роман, какой материал был использован. Не скучная библиография – а живая речь авторов. Да, хочу обратить внимание на иллюстрации к каждой главе романе. Но илл.к СВОЯСИ – это что-то особенное! Там вы увидите и авторов – парочкой. Конечно, это коллаж, но сколько там смысла, сколько информации! И… как красиво.
В этом послесловии – авторы выражают свою позицию:

 "…мы намеривались дать информацию к размышлению, дать повод задуматься каждому: а что я, лично я, смогу сделать, чтобы преломить ситуацию? И должен ли я что-то делать или ждать пока мне «помогут свыше»?"

Это и есть главная идея романа.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Читается легко, не оторваться, затягивает. Для какой аудитории предназначен роман? Возможно, на молодежь и тинэйджеров эта книга не произведет впечатления, (там же нет «суперменов»!). Зрелому, умному поколению понравится. А также тем, кого интересует духовное развитие, кому близка тема христианства. Там нет морализаторства – но порой авторы не могут удержаться от критики «пороков» общества, отдельных личностей. (Как в эпизоде с «нефтяным магнатом». Здесь я с ними солидарна.)

=== "– Я – нефтяной магнат! – взъерошился Шнайдер.
       – А как вы им стали, позвольте спросить?! Вы, что осваивали Сибирь с Дежневым? Или её осваивали ваши предки? Может быть, вы сами производите нефть? Нет, милейший, нефть произвела матушка природа, а вы, кроме дерьма и себе подобных ничего произвести не в состоянии! Вы только и умеете, что лгать и шельмовать! Вы разыграли на крапленой колоде карт богатства русского народа и теперь гордитесь этим!" ===


Авторы – патриоты. Им больно за свою страну. Поэтому и  проскальзывают иногда резкие, (порой жесткие) высказывания. Конечно, это всё делается  дипломатично – устами героев.  Что, кстати, хороший прием. Не так режет слух.
Роман информационно насыщен. И главное его достоинство – высокое качество прозы. Получаешь удовольствие от хорошей литературы.  В романе нет навязчивых нравоучений, читается  легко, «на одном дыхании». Свободные, интересные диалоги, грамотная речь, эрудиция, информация из многих областей науки – истории, астрономии, астрологии, археологии, физики. Герои – живые, интересные, каждый индивидуален и неповторим. Есть и любовь – нежная и страстная. В общем, полный набор для увлекательного, познавательного чтения.