Белый спрут

Андрей Пустынник
ИНТ. СЦЕНА – ДЕНЬ

Декорации: изображение берега реки с восходящим солнцем; ближе к краю сцены - изображение стены дома с подъездом, лавочка возле него.

На сцену выходят АНТОН и ИРИНА, выпускники 11 класса. У Антона в руках гитара.

ИРИНА
Антоша, смотри, смотри! Алый краешек, всего лишь краешек показался из-за горизонта! Даже не верится, что это – наше огромное и золотое светило!

АНТОН
Всё начинается с малого.

ИРИНА
А где же звёздочки? Где Венера? Нет уже золотых монеток неба. Они потухли, оставив восхищенье.  Как же восхитительно встречать рассвет с любимым человеком!

Ирина целует Антона в щёку.

АНТОН
Всё выше наше солнышко! Как прекрасны наши края! Разве может быть что-то чудеснее и дороже Родины?

ИРИНА
Мой милый, через два месяца мы будем на этом месте встречать солнце взрослой жизни! Ах, выпускной бал!

АНТОН
Ирочка! Есть ли на свете такой ветер, который сможет унести нашу любовь? Нет! Никогда не будет в мире силы, из-за которой мы охладеем друг к другу! Пускай пронесутся над нашей Землёй жестокие войны, но крепость нашей любви никогда не падёт!

Ирочка целует Антона в щёку.

Антон трогает струны гитары.

АНТОН
(поёт)
На заре ты её не буди: на заре она сладко так спит; утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит. И подушка её горяча, и горяч утомительный сон, и, чернеясь, бегут на плеча косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру
долго, долго сидела она и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, и чем громче свистал соловей,
всё бледней становилась она,
сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди, на ланитах так утро горит. Не буди ж ты её, не буди: на заре она сладко так спит!

Пока Антон поёт, Ирина вальсирует.

ИРИНА
Чудесный романс! Знаешь, это так здорово, что мы с тобой созданы для творчества. Ты пишешь стихи и поёшь романсы. А я пишу милые и добрые сказки. Ах, я буду создавать их всю жизнь! Потому я поступаю в Литературный институт! Вместе с тобой, мой любимый!

АНТОН
Да, это было бы замечательно: учиться в одном институте!

ИРИНА
А почему было бы?

АНТОН
Потому что я решил поступить в военное училище.

ИРИНА
Как? Да ты что? Почему ты предаёшь нашу общую мечту?

АНТОН
Прости меня, любимая! Но наступают такие времена, когда один из супругов должен твёрдо стоять на ногах и быть на государственной службе.

ИРИНА
А причём тут времена? Во все эпохи люди не должны изменять мечте!

АНТОН
Видишь ли, я чувствую, что наступает эра заказной литературы. Когда писателям будут диктовать свои условия те, кто хочет видеть перед своими глазами только то, что будет их развлекать. Типа тех плоских анекдотов, сборники которых покупают одноклассники.

ИРИНА
И ты боишься, что не сможешь писать на заказ? Ведь и смешное можно писать талантливо!

АНТОН
Можно. Как Чехов. Но сможет ли нынешняя публика смеяться так, как смеялась при Чехове?

ИРИНА
Не совсем поняла…

АНТОН
Я не смогу писать на заказ. И я буду кормильцем семьи. И не могу допустить, чтобы моя семья голодала. Поэтому иду на военную службу. А литературу я никогда не брошу. Никогда!

ИРИНА
Может, ты и прав. Но в каком городе находится твоё военное училище?

АНТОН
В том же, где и твой Литературный институт. Так что мы будем часто видеться, моя дорогая Ирина!

ИРИНА
Ну, ладно. Пусть будет так. Пусть ты будешь офицером. А я – известной сказочницей. Всё равно мы будем красивой парой!

Антон перебирает струны гитары, глядя на солнце.

Ирина гладит волосы Антона.

ИРИНА
Но всё-таки… может, передумаешь?

АНТОН
Нет. Пойми, что офицеру дадут служебную квартиру. И нам будет, где жить. И потом, мне ведь нужно выполнить свой долг: защищать Родину.

ИРИНА
Да, да, это верно. Но что если тебя отправят служить в такую глушь, где нет связи с внешним миром?

АНТОН
Это ненадолго. Всего на пять лет.

Антон играет на гитаре.

АНТОН
(поёт)
Не уходи, побудь со мною, здесь так отрадно, так светло. Я поцелуями покрою уста, и очи, и чело. Я поцелуями покрою уста, и очи, и чело. Побудь со мной, побудь со мной! Не уходи, побудь со мною. Я так давно тебя люблю. Тебя я лаской огневою и обожгу, и утомлю. Тебя я лаской огневою и обожгу, и утомлю.
Не уходи, побудь со мною. Пылает страсть в моей груди. Восторг любви нас ждет с тобою. Не уходи, не уходи! Восторг любви нас ждет с тобою. Не уходи, не уходи! Побудь со мной, побудь со мной!

ИРИНА
Что ты, милый мой? Зачем спел такую песню? Разве я уйду от тебя? Ведь мы с первого класса друг друга любим и обожаем!

АНТОН
Я верю тебе. И знаю, что мы всегда будем вместе!

Антон кладёт гитару на пол, обнимает и целует Ирину.

На сцене появляется СТАРИК в полосатом халате и тюбетейке, с посохом в руке, и, поглаживая бороду, наблюдает за Антоном и Ириной.  

Когда Антон и Ирина обращают на него внимание, старик кланяется.

СТАРИК
Здравствуйте! Мир да любовь вам, дети мои! Берегите любовь и юность! Только крепкая любовь способна сохранять сердце молодым. И тогда вам уготована долгая и счастливая жизнь на Земле! А я иду из страны, где живёт учитель-волшебник. Он учит сладкой и магической жизни под управлением любви. Мой вам совет: навестите тот край, выпейте из источника мудрости. До свидания, дети мои!

Старик уходит.

ИРИНА
Сладкая и магическая жизнь под управлением любви! Я хочу так жить! С тобой! А ты хочешь?

АНТОН
Да! Жить долго и счастливо, держа тебя в своих объятиях – о чём ещё можно мечтать?

ИРИНА
Я обязательно напишу сказку о чудесной стране, где живёт учитель-волшебник! И я, и ты будем героями этой сказки!

Ирина покидает сцену.

АНТОН
Окончив военное училище, я получил назначение в гарнизон города Эн. Ирины со мной не было. На пятом курсе Литературного института она влюбилась в страшного парня, вышла за него замуж и умчалась не знаю куда. Её муж и впрямь был страшным: его лицо было грубым и некрасивым, как у гориллы; длинные и сальные волосы ниспадали на плечи; его голос был хриплым и напоминал рык льва. Я никак не мог понять: что же такого нашла Ирина в том чудище, что забыла нашу длинную и трепетную любовь? Чем это упырь её пленил? И почему пропала с ним?
Антон перебирает струны.

АНТОН
Я не мог забыть мою Ирину. Она мне снилась. Она мне чудилась всюду. Я плакал от бессилия её вернуть.
(поёт)
Ты у меня одна, словно в ночи луна, словно в степи сосна, словно в году весна.

Антон наигрывает мелодию и ладошкой смахивает слезинки.

АНТОН
Прошумели семь лет. Боль от потери Ирины улеглась. И однажды я познакомился с доброй женщиной по имени Людмила. И между нами зажглась любовь. Я обрёл надежду стать семейным человеком.

На сцену выходит ЛЮДМИЛА.

ЛЮДМИЛА
Ты опять умчался встречать рассвет? Ну, почему, почему тебя так тянет на берег реки наблюдать восход?

АНТОН
Это прекрасно: видеть рождение нового дня! Погляди: алый краешек показался из-за горизонта. И не верится, что это – наше огромное золотое светило!

ЛЮДМИЛА
Самая обыденная ситуация. Она повторяется каждые сутки. Пойдём домой. Ещё спать да спать.

АНТОН
Люда, милая, постой. Хочешь, я спою тебе песню о рассвете?

ЛЮДМИЛА
Только песен не хватало мне! Антон, я никак не пойму: что ты за человек? Офицер, командир. И в то же время наивный парень, пишущий стихи и бренчащий на гитаре.

АНТОН
Я романтик. И рождён романтиком.

ЛЮДМИЛА
Ха-ха-ха! Романтик! В то время, когда нужно быть практиком, как я, экономист и начальник отдела, и стремиться накопить большую сумму на квартиру, машину и дачу, он, видите ли, романтик!

АНТОН
Люда, милая, люди бывают разные. Искусство тоже нужно людям. Театр, поэзия, кино…

ЛЮДМИЛА
Это искусство делают практики, чтобы срубить денег с населения. А ты веришь в их бескорыстность и романтизм. Вот вчера мы смотрели по телевизору «Аспирин-шоу». Совсем не смешно. А Евгений Аспирин читал шутки из Интернета. А его артисты несли чушь про пьяниц и пели глупые пародии на одни и те же песни.

АНТОН
Верно. Но не все творят на заказ…

ЛЮДМИЛА
Хватит! Я давно разочаровалась в современном искусстве. Я лучше послушаю Чайковского и посмотрю старые, ещё советские, фильмы. Пойдём домой!

АНТОН
Но разве ты не ощущаешь красоту этого мига, дорогая? Посмотри: солнышко, рождение дня, трели утренних птиц…

ЛЮДМИЛА
В общем, я пошла. Посплю ещё часа три. А ты, раз бодрствуешь, приготовишь сытный завтрак.

Людмила покидает сцену.

Антон пожимает плечами и трогает струны гитары.

АНТОН
Я и Людмила – как два различных полюса. Но мы охвачены любовью. И пытаемся искать компромиссы.      
Антон наигрывает мелодию романса.

АНТОН
(поёт)
Прошли, прошли вы, дни очарованья! Подобных вам уж сердцу не нажить! Ваш след в одной тоске воспоминанья! Ах! Лучше б вас совсем мне позабыть! К вам часто мчит привычное желанье — и слёз любви нет сил остановить! Несчастие — о вас воспоминанье! Но более несчастье — вас забыть! О, будь же грусть заменой упованья! Отрада нам — о счастье слёзы лить! Мне умереть с тоски воспоминанья! Но можно ль жить — увы! - и позабыть!

Антон отнимает руку от струн.

АНТОН
Невольно вспомнил Ирину и спел романс о ней. Почему, почему я не могу её забыть?

На сцене появляется Ирина, не похожая на себя: с взлохмаченной причёской, с чёрными тенями под тёмными глазницами, с нездоровым румянцем, в поношенной куртке, рваных джинсах и потрескавшихся кроссовках, - и садится на лавочку.

АНТОН
Однажды, воскресным днём, я направился в гости к своему сослуживцу и другу, жившему в другом районе.

Антон подходит к Ирине.

ИРИНА
Дай закурить, парень.

АНТОН
Не курю.

ИРИНА
Может, и не пьёшь?

АНТОН
Не пью.

ИРИНА
О, безгрешное создание! Ну, прямо ангел без крыльев!
АНТОН
Разве это плохо?

ИРИНА
Плохо. Скучная жизнь у тебя. Наверное, хочешь долго прожить? Но зачем?

АНТОН
Какое тебе дело?

ИРИНА
Весь мир – чудовищный кошмар!

Ирина вскакивает и размахивает руками.

ИРИНА
Кругом – лгуны, убийцы, воры! Нельзя жить долго в этом адском котле! Не-воз-мож-но!

Ирина вскакивает на лавочку и отбивает чечётку, ещё больше взлохмачивая волосы.

ИРИНА
На этом свете нет любви, ласки, правды и романтики! Поэтому остаются только две вещи: ловить удовольствие, наслаждаться – и умирать!

Ирина отбивает чечётку, спрыгивает и садится.

ИРИНА
Этот проклятый мир за удовольствие всегда требует плату. И деньги, и здоровье, и мечты приносятся ему в жертву, проклятому обжоре!

Ирина на несколько секунд закрывает глаза, шумно дыша. Потом разлепляет веки и оглядывает Антона с ног до головы.

ИРИНА
Я скоро уйду из этого царства страданий и предстану перед судьёй заоблачным. Он спросит меня: «Что ты сделала, несчастная?» А я ему отвечу так. Я наслаждалась и страдала одновременно, судья! Я любила честного человека и порочного мужчину. Я доставила первому радость, а затем причинила боль, оставив его.
Ирина хватает Антона за руку и трясёт её.

ИРИНА
Со вторым я утонула в море разврата и сошла с ума. Порок ослепил меня. Я подчинилась тому, кто выпил мой разум. И с ним я погибла! О, как сладко было на вечеринках и оргиях! Как сказочно я себя чувствовала от героина! Какое блаженство мне доставляли ночи с мужчинами! Но я жестоко страдала, когда мой муж умер, став пеплом. Почему мы не погибли одновременно? Теперь моя судьба в твоей воле, судья заоблачный! Вот что я отвечу.

Ирина опускает руку Антона и смотрит вверх. Потом переводит взгляд на Антона.

ИРИНА
Слушай, безгрешный, дай мне денег, если у тебя нет сигарет. Пожалей несчастную девушку.

АНТОН
Тебе необходимо лечение.

ИРИНА
От чего? От жизни? От самой себя? И зачем? Смерти жду. Она – моё избавление от страданий. Я не сумела сохранить юность тела, чтобы наслаждаться жизнью под управлением любви, как учил сумасшедший учитель в какой-то волшебной стране.

АНТОН
Ты тоже знаешь об этой стране?

ИРИНА
Ага! Лет двенадцать назад, перед выпускным балом, некий старик рассказал мне и моему парню Антону эту байку. Сочинил он всё. Нет на свете такого края. Я сама когда-то писала сказки, чтобы радовать людей. Неужели это всё было?

АНТОН
Было! Было! Ира! Я нашёл тебя! Боже мой, я нашёл тебя, Ирочка! Посмотри на меня! Я – тот самый Антон!

ИРИНА
Вот оно как. Столкновение метеоритов в космосе. Кто ты? И кто я? Ты – нормальный человек. А я – существо. Наркоманка. Распутница. Не повезло тебе, Антон. Ах, как меня увлёк мой муж! Тебе так никогда не суметь! Прощай, Антон. Дай денег – и прощай!

АНТОН
Я тебя спасу!

Антон вынимает из кармана мобильный телефон.

На сцене появляется Людмила, подходит к Антону и берёт его под руку.

ЛЮДМИЛА
Антон, милый, ты с кем тут болтаешь? Ой, кто это существо?

АНТОН
Это моя первая любовь – Ирина.

ЛЮДМИЛА
Ого! Ничего себе! Красавица!

АНТОН
Не смейся! Ирина в беде! Её нужно спасти! Иначе она погибнет!

ИРИНА
Не надо меня спасать! Женщина, объясни ему, что я одной ногой в могиле! И смерти жду с огромным наслаждением и мукой одновременно! Белый спрут принёс мне гибель!

ЛЮДМИЛА
Слышишь, Антон? Оно не хочет, чтобы ты его спасал. Пойдём в гости.

АНТОН
Людмила, так нельзя! Нужно помогать людям, оказавшимся в беде!

ЛЮДМИЛА
Ну, что за наказание? Романтик ты неисправимый! Этому существу уже ничем не помочь. От свечи её жизни остался огарок. И он вот-вот потухнет.
Людмила отпускает Антона и подходит к нарисованной двери.

ЛЮДМИЛА
Ты идёшь, романтик? Делай выбор: или долгая жизнь в любви со мной, или горькие слёзы у постели умирающего существа. Ну?

ИРИНА
Повторяю: мне не нужно, чтобы ты спасал меня, Антон. Дай денег на сигареты – и иди к своей жене.

Антон набирает номер и подносит телефон к уху. Но отдёргивает его, нажимает кнопку отклонения вызова и опускает руку с телефоном.

Ирина протягивает ладонь.

Антон вынимает из кармана кошелёк, достаёт из него купюру, кладёт в ладонь Ирины и подходит к Людмиле.

ИРИНА
Прости меня, Антон. Я сошла с ума, когда увидела моего совратителя. Прости, Антон.

АНТОН
И ты меня прости. За то, что не уберёг тебя.

Ирина уходит.

Антон смотрит вслед Ирине, затем порывисто обнимает Людмилу и целует её.

КОНЕЦ.